Ноя
11

          Мир без границ

         Сооснователь общественной организации Maidan Norway, магистр по программе «Права человека и мультикультуризм» факультета политологии университетского колледжа Бускерюд Вестфолд (Норвегия), координатор Украинско-Скандинавского центра, помощник народного депутата Украины Сергея Лещенко, политолог-международник-переводчик, работающий по контракту с Центром Фритьофа Нансена по вопросам внутренне перемещенных лиц в Украине (Центры Нансена способствуют диалогу и примирению сторон военных конфликтов, например, на Балканах. – Авт).

 На фото: Анатолий Кирилюк – крайний справа

     Думаете, речь идет о седовласом профессоре солидного возраста? Вовсе нет. Обладатель всех вышеперечисленных регалий – 28-летний александриец Анатолий Кирилюк, который живет и работает в Киеве. Наверное, мало кто из его сверстников может похвастаться такими достижениями. Но Анатолий говорит о себе скромно: «Нужно просто быть открытым, воспринимать людей такими, как они есть, и верить в себя».

     После окончания школы №9 он поступил в частный Киевский гуманитарный институт на факультет международных отношений. Кроме обязательного английского выбрал для изучения второй иностранный язык – норвежский. Не знаю, верит ли Анатолий в случайности, но этот его выбор был явно неслучайным – буквально через год по программе обмена студентами он стал студентом Высшей народной школы в Норвегии, в Академии Нансена в Лиллехаммере. У нас в Украине тоже есть высшие народные школы, но они больше напоминают кружки по интересам при библиотеках – для тех, кому «за…». А в Норвегии и в Швеции Высшие народные школы – это годичное обучение для всех желающих старше 18 лет для того, чтобы определиться с дальнейшим выбором в жизни или просто отдохнуть от студенческих или трудовых будней, сменить обстановку. Там все намного серьезнее – полученные в процессе обучения в ВНШ баллы могут быть использованы при поступлении в университет.

    На то время, в 2007 году, норвежский «Фонд памяти 1944 года» давал возможность раз в четыре года приехать на обучение студентам из других стран, в том числе и Украины, чем и воспользовался Анатолий. Подал заявку, прошел отбор и получил приглашение. Конечно, обрадовался, но и озадачился – впереди неизвестность, в институте придется брать академотпуск.

    В группе норвежской Высшей народной школы было около 80 студентов из 12 стран мира – от 18 до 82 лет. Из Украины, кроме Анатолия, никого не было. Из трех направлений обучения в Академии Нансена парень выбрал политологию. Изучал историю, философию, культуру. Обучение было на норвежском. Сначала уровень знания языка, конечно, был недостаточным, но в языковой среде все лингвистические барьеры исчезают довольно быстро.

   Идея обучения состояла в том, чтобы объединить людей разных стран, вероисповеданий, с разными точками зрения. Студенты изучали западно-европейскую политическую модель, но во время обсуждения каждый мог высказать собственную точку зрения, и они кардинально отличались, как например, у жителей США, России, Сербии (еще не остывшей после Балканской войны). Но при этом никто не «ломал копья», все было цивильно, ведь главное качество хорошего политика – умение вести диалог, цивилизованный, аргументированный и демократичный. Несмотря на разные точки зрения, атмосфера в Академии была дружественной и легкой. Курсовая работа Анатолия в Академии Нансена была посвящена тому, как спортсмены реализуют себя в политике – на примерах Сергея Бубки и Виталия Кличко. Другая работа касалась вступления Украины в НАТО. Обучение для Анатолия было бесплатным, за счет «Фонда памяти 1944 года» (позже он прекратил существование), кроме того, парень получал стипендию – 800 крон в то время были неплохой суммой.

     Условия проживания студентов в Норвегии разительно отличались от украинских реалий. В сравнении с общежитиями киевских вузов, где в комнате жили по пять человек, личная комната с санузлом на два человека в Лиллехаммере показалась сказкой. От общежития до учебного корпуса было метров 30, а в кампусе работали столовая, где было организовано четырехразовое питание, современные сауна, компьютерные комнаты, спортзалы, футбольное поле с искусственной травой, то есть – все условия для учебы и отдыха. И общение между студентами не ограничивалось лекциями. Хотя позже Анатолий окончил магистратуру сначала в киевском, а потом и в норвежском вузах, тот год обучения в Академии Нансена он считает для себя определяющим – так легко и непринужденно чувствовали себя студенты в Лиллехаммере, вместе играли в футбол, катались на лыжах. Тогда у Анатолия появилось много хороших друзей, с которыми он до сих пор поддерживает отношения. Среди них – беженцы из Ирака, Сомали и Шри-Ланки, адаптированные в норвежскую среду.

    По окончании обучения Анатолия пригласили работать в норвежскую IT-компанию Infopuls, и уже с третьего курса парень работал параллельно с обучением в Киеве, у него появилась возможность самому оплачивать обучение в Киеве. Второй раз Кирилюк учился в Норвегии в 2012-2015 годах, уже в другом вузе, в Бускерюд Вестфолд, окончил магистратуру по специальности «Права человека», и там уже были свои условия: если остаешься работать в Норвегии, нужно компенсировать стоимость обучения – около 100 тысяч крон (примерно 300 тысяч гривен), которые вычисляются из зарплаты. Обучение в этом университете предполагало знание языка, образовательный уровень не ниже бакалаврата, хорошие оценки и переведенные на норвежский язык необходимые документы. Конкурс составлял девять человек на место, поэтому попавшие на обучение 26 студентов из 11 стран небезосновательно считали, что им повезло. Несмотря на то, что у себя на родине Анатолий учился в небольшом частном вузе в Киеве, он не ощущал себя менее образованным среди других студентов. Обучение в большой степени было построено на выполнении групповых заданий, ведении публичных дискуссий, приветствовалось умение обоснованно высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения, пользоваться информационными ресурсами.

    «Когда начались события в Украине в 2013 году, я понял, что в Западных странах неправильно подают информацию о нашей стране, – рассказывает Анатолий. – И в 2015 году общественная организация Maidan Norway инициировала конкурс – мы предложили детям по всей Украине писать рассказы, сказки, стихи об Украине, изображать в рисунках то, что в ней происходит. Ожидали 300-500 работ, а поступило более семи тысяч – со всех регионов страны, включая Донецкую и Луганскую области, а также из Греции, Португалии, Польши и Франции, где проживают украинские дети с родителями».

    Международное жюри, в состав которого вошел и Анатолий, отобрало работы 20 лауреатов и 120 дипломантов конкурса. Так была создана иллюстрированная детскими рисунками книга «Життя – тобі…» – результат одноименного конкурса, организованного Международным институтом образования, культуры и связей с диаспорой НУ «Львовская политехника» и норвежско-украинской общественной организацией Maidan Norway. Целью конкурса был анализ детских мыслей и оценок событий в Украине 2013-2015 годов, определение детского видения и понимания понятий «европейские ценности», «демократические свободы», «отстаивание интересов государства». Книга в 360 страниц вышла тиражом 5 тысяч экземпляров в издательстве «Априори». Это некоммерческий проект, не предназначенный для продажи. Возраст авторов – от 8 до 18 лет. В книгу вошел рисунок александрийского школьника – ученика гимназии им. Т.Шевченко Владислав Святец назвал его «Верните мое детство».

    В этом году «Украинско-Скандинавским Центром» была организована летняя школа в Черновцах для норвежцев и украинцев. В ее работе приняли участие 10 украинских и 10 норвежских студентов. Они изучали языки, историю и политологию, общались и путешествовали. Это первый подобный проект с норвежскими партнерами, и Анатолий говорит, что он может быть продолжен и в других регионах, в небольших городах, возможно – и в Александрии.

    Как видно на примере Анатолия, по личностным и деловым качествам, по трудо-способности и гостеприимству и еще по многим критериям мы ничуть не уступаем европейцам. Однако, что касается инициативности и готовности менять свою жизнь к лучшему, – тут все непросто. Всем известно, что «под лежачий камень вода не течет», что в жизни все зависит от отношения самих людей – буквально ко всему: к себе, своей семье, своему образованию, среде, где они живут. Но пассивность и менталитет «моя хата с краю» пока что еще очень сильны в нас. Приезжая в Александрию к родителям, Анатолий возмущается тем, как замусорили берег реки в его родном микрорайоне Прохладной, и даже написал обращение в горсовет с просьбой убрать несанкционированную мусорную свалку. Ему непонятно, почему жители микрорайона, под окнами которых высыпают мусор, даже не пытаются что-то делать. Разве от такого отношения что-нибудь изменится в лучшую сторону?

Елена Карпачева

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11