Турбаза на Бешке
Если нет денег на поездку к морю или путешествия в другие города и страны, вполне можно отдохнуть и за городом. Полюбоваться зелеными просторами и холмами, вдохнуть аромат медовых трав и цветов, подставить лицо теплому ветру и солнцу, послушать шелест листьев и щебет птиц, искупаться в реке, набраться сил и здоровья от того, чем щедра родная земля. Вокруг Александрии много красивых мест – живописных уголков природы, будто специально созданных, чтобы радовать глаз и наполнять душу спокойствием и счастьем.
Одним из таких можно назвать старую турбазу Верболозовского разреза за поселком Александрийским (Димитрово). Уверена, не все жители города о ней знают. А она не только расположена в чудесном месте и встречает гостей чистой водой речки Бешки и теплым песчаным берегом, но и имеет интересную историю, которая, хочется надеяться, еще не окончена, а выходит на новый виток. В райский уголок – по бездорожью
В путеводителе «Александрия» (А.Кохан, В.Колесников, Днепро-петровск, «Промінь», 1986 г.) написано: «Из года в год расширяются загородные зоны отдыха. Не так давно превращен в зеленый оазис некогда пустынный берег Ивановского водохранилища. Преобразовали его жители города и рабочего поселка Димитрово. Теперь в выходные дни сюда приезжают на отдых десятки семей горняков, на спортивных площадках устраиваются игры и соревнования. Для детей оборудована купальня».
Турбаза Верболозовского разреза находится за вымершим селом Ивановкой, и добраться до нее нелегко – как таковой нормальной дороги к ней нет. Сюда можно доехать через Димитрово и Ивановку, а можно через дорогу на Новую Прагу, дважды свернув налево за мостом через Бешку. Тех, кто все-таки попадет в пункт назначения, ждет, как говорил Мишка Япончик, шикарный вид.
Раньше, в 70-90-е, в этом районе было сразу три турбазы – Димитровской брикетной фабрики, автоколонны ГХК «Александрияуголь» (местные называли ее «гаражовкой», позже она перешла на баланс ТЭЦ 1-2) и Верболозовского разреза. Последняя находилась посередине и была самой красивой: деревянные карпатские домики, пирсы, лодки и катамараны, игровая площадка. По воспоминаниям некоторых александрийцев, были даже фонтаны и клумбы с розами.
Журналист ТРК «КТМ» Евгения Николаева выросла в поселке Александрийском. «Во времена моего детства на этой турбазе было два карпатских домика для жилья и один использовался как сауна – там был камин, так что комната на втором этаже была с подогревом, – рассказала она. – Карпатские домики были 4-местные, по 2 кровати на первом и втором этажах. Кроме того, был домик на 8-10 спальных мест, и три простых домика с террасами, кухня с электроплитами, столовая, бар. Молодежь поселка бегала сюда на дискотеки. Пляж с навесами был открыт для всех, детей не гоняли, они приходили купаться, ловить рыбу, играть. Выпускники Димитровских школ встречали рассвет именно на этой турбазе. И мой выпуск школы №12 1994 года тоже. А через пять лет мы собирались здесь на встречу выпускников. Надеюсь, 30-летие окончания школы тоже отпразднуем на «Верболозовской».
Соседняя фабричная турбаза запомнилась красивыми мостиками над оврагом и качелями. Она была больше оборудована для детского отдыха, и первой начала приходить в упадок. На турбазе автоколонны (позже она ставшая ТЭЦовской) были турники и всего три простеньких домика, украшенных резьбой, как и на «Верболозовской».
Судьба создателя
Как оказалось, эта турбаза – любимое место отдыха многих александрийцев и димитровцев 80-х-90-х годов – была построена и оборудована по инициативе и под руководством Александра Варфоломейчука, который сам сделал эскизы двухэтажных «карпатских домиков», напоминающих колыбы. Внутри этих домиков были камины и уникальная деревянная мебель ручной работы. Резные интерьерные украшения Александр Васильевич делал своими руками – резьба по дереву была его хобби.
А.Варфоломейчук был директором Верболозовского разреза, талантливым инженером, рационализатором, награжденным за изобретения в горной промышленности. Он занимался теорией вероятности, работал над повышением надёжности горных работ, его статьи печатались в профильном журнале.
Дочь Александра Варфоломей-чука, Марина Невкрытая, живет в Сиэтле (США) и работает инженером-программистом в компании Amazon. Ей приятно, что люди до сих пор пользуются тем, что ее отец с любовью создавал своими руками. По воспоминаниям Марины, турбаза построена в конце 70-х – начале 80-х. Там были 4-5 «карпатских» и несколько обычных 2-3-местных деревянных домиков. Удобная кухня с 4-5 плитами, столики – на свежем воздухе. Так что завтраки, обеды и ужины были на природе, с видом на Бешку. Чистая вода, замечательная рыбалка, лодки и катамараны напрокат. Свежий песок привозили из разреза. Турбаза была лучше, чем в Светловодске, и на ней принимали гостей города. Шахтеры с семьями отдыхали бесплатно, а для работников других предприятий путевки продавались за символическую цену.
Изюминкой «разрезовской» турба-зы были, конечно, деревянные «карпатские домики». Мебель внутри них тоже была из дерева, вскрытого лаком, для экономии места кровати сделаны откидными, а на второй этаж вела лестница. Прогрессивно, красиво, экологично, как сказали бы сейчас.
В те времена сделать такую турбазу было делом не из легких. Но Александр Варфоломейчук был человеком деятельным, кабинетная работа и бюрократический стиль жизни претили его натуре. У него был живой ум, мощное творческое начало и хозяйская жилка, что сейчас очень даже приветствуется, а в прошлом, когда нужно было не выделяться и строго под козырек выполнять приказы партии, не поощрялось. Из-за надуманных разногласий с тогдашним директором объединения «Александрияуголь» Алексеевым Александра Васильевича даже сместили с должности и исключили из партии, и для него это стало большим стрессом. Но он не показывал своих эмоций. Только задавался вопросом: «А судьи кто?». Буквально через пару лет, когда СССР распался, эти самые «судьи», подстраиваясь под новое время, сами положили на стол свои партбилеты. А тогда, в трудный для него период, единственной под-держкой была жена, которая сказала: «Саша, люди, принявшие это решение, менее достойны быть в партии, чем ты». Время подтвердило это. «Мама окончила Ленинградскую художественную академию, отлично рисовала, – вспоминает о родителях Марина Невкрытая. – Она была умелым организатором, и везде, где они жили с отцом, учила детей английскому языку и организовывала досуг людей. Они были разными, но оба любили искусство и путешествия. Ходили в походы, ездили в круизы – тогда шахтеры могли себе это позволить. Денег на путешествия и книги в семье не жалели. Много раз всей семьей бывали и в Карпатах – но не в санаториях, а «дикарями», жили в палатках. Карпаты покорили не только удивительной красотой природы, но и народным творчеством, промыслами».
Новый отсчет
…«Верболозовская» турбаза работала примерно до середины 90-х. Потом ее брали на лето арендаторы, устраивали здесь дискотеки. А после настало запустение. Сегодня этот уютный уголок на берегу Бешки по-прежнему популярный. Но нуждается в окультуривании: мебель в домиках расшатанная, воды нет, ее нужно везти с собой в баклажках. Если ехать сюда отдыхать на один день, еще можно закрыть глаза на некоторые неудобства, но отдых с ночевкой требует дополнительного сервиса.
…В 2015 году «Верболозовская» турбаза после проведения аукциона перешла в собственность ООО «Инвестсталь». На тот момент она была в очень плачевном состоянии, новому хозяину пришлось долго приводить в порядок и восстанавливать то, что от нее осталось. Перво-наперво – документы, их уже не было, кроме техпаспортов зданий. Была расчищена и благоустроена территория, отремонтированы домики, привезен песок, проведено электричество, построены беседки и лавочки. Вход на пляж по-прежнему бесплатный, а домики можно взять в аренду (телефон для справок: 068-067-16-80). Собственники турбазы содержат ее территорию в чистоте, есть планы дальнейшего благоустройства, но сейчас, в период экономического кризиса и карантина, все упирается в трудный финансовый вопрос. Земля рекреационного назначения остается в собственности государства и не может использоваться по другому назначению, кроме как зона отдыха.
Елена Карпачева
Залишити відповідь