4.09
2018

Кампания по выборам президента Украины набирает обороты. Официальный старт ее активной фазы ожидается осенью, но о своих претензиях на главный пост в стране уже заявили около двух десятков политиков. Выборы президента Украины должны состояться 31 марта будущего года, а спустя почти семь месяцев – 27 октября – украинцы будут выбирать новую Верховную Раду. Хотя периодически в экспертной среде все еще обсуждается возможность досрочных выборов – как президентских, так и парламентских.


Битва антирейтингов

По заявлениям политтехнологов, это будет самая грязная предвыборная кампания во всей истории Украины. Примерно так сейчас все и происходит – билбордов и агитаторов на улицах не так много, как провокационных роликов, статей и картинок в интернете.

Именно так – самой беспринципной – окрестил будущую президентскую предвыборную кампанию директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Эксперт предполагает, что кандидаты сосредоточат свои силы не столько на повышении собственного рейтинга, сколько на повышении антирейтинга оппонента.

– Если посмотреть последние данные соцопросов, то увидим, что рейтинги недоверия к основным кандидатам в президенты колоссальные – 60–70%. И политики будут ставить перед собой задачу максимально повысить этот показатель у соперников, наслоить вокруг них негатив, – предполагает Бортник. – Я не согласен с мнением коллег, что черный пиар не работает. Если бы он не работал, то не было бы таких высоких антирейтингов.

Особенностью будущей кампании может стать тот факт, что весомый компромат на вип-кандидатов будет приходить из-за рубежа, допускает он. Во влиятельных мировых СМИ периодически станут печатать скандальные статьи-расследования. Но практически за каждой из таких статей будет стоять штаб того или иного кандидата. Руку к очерняющему украинских политиков компромату приложит и Запад. Иностранные партнеры Украины окончательно не определились, на кого делать ставку. А обличающие статьи – прекрасная возможность повысить договороспособность соискателей на президентское кресло.

Нам нужен спаситель – мессия

Ну а каковы же наши с вами реальные ожидания? «Украина все время ищет Героя, который взял бы на себя все трудности и риски движения вперед. Украинцы не понимают, что прежде всего нужно на-учиться ценить и уважать самих себя и друг друга. И доверять самим себе больше, чем словам очередного скороспелого политического лидера или одноразового Героя», – отмечает политтехнолог В. Небоженко. Вот на этой наивной вере в волшебство и всесилие Вождя, Лидера или Героя и ловят украинцев уже не один десяток лет все политики-демагоги, добавил он. По идее Майдан–2014 должен был разрушить подобные иллюзии. «В условиях упорного ожидания украинским обществом очередного Героя или Вождя новый президент может оказаться всего лишь очередным массовым разочарованием украинцев, которые не понимают, что их судьба должна быть не в руках нового политического авантюриста или «волшебника слова», а в их собственных руках», – резюмировал Виктор Небоженко.

А что нам обещают?

Политический лозунг всегда являлся ключевым средством в борьбе за власть. Очевидно, что матросы и солдаты, штурмовавшие Зимний, были плохо знакомы с идеологией Маркса и Энгельса, но зато твердо представляли себе, что значит «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим». Предвыборная кампания – борьба не только кошельков, но идей и лозунгов: “Украина победит!”, “Время перемен!”, “Жизнь по-новому!”. Предыдущая президентская кампания охватила в основном вопросы борьбы с коррупцией и быстрого окончания войны. Но если в 2014 речь шла о победе, то сегодня из уст некоторых кандидатов звучат тезисы о мире любой ценой.

Что обещают нам кандидаты, какие политтехнологии используют и сколько будет стоить кресло Президента Украины? Официально президентская кампания-2019 стартует совсем скоро, и рекламные щиты, Интернет и телевидение уже сегодня заполонила политическая реклама. Нам обещают «вернуть награбленное властью», опять какой–то «новый курс» страны, нам предлагают куда-то «расти» (вроде как настало время) или совсем радикально – за нас “загрызут”. На встречах с потенциальными избирателями кандидаты и их помощники говорят вроде бы и правильные вещи – нужно поднимать экономику, зарплаты и пенсии индексировать, создавать рабочие места и тому подобное. Но никто не говорит как. Несколько дней назад мы праздновали независимость своей страны. Но неужели мы и вправду так независимы? У нас разве нет внешних долгов, которые так просто рассчитать на душу населения? Разве нам не диктуют объемов продаж сырья на внешнем рынке? Если так, то почему страна с богатейшими черноземами и умственным потенциалом простых выходцев из народа внесена пару недель тому назад в список голодающих стран? Нам разве не диктуют, где покупать тепловозы и какие поезда запускать? Вспомните крюковский скоростной, который ездил через наш город в Киев. Бюджетный, удобный. Нет, нам нужно было выручить корейцев, чтобы наши люди впоследствии переплачивали втридорога за проезд на жутко неудобном экспрессе.

У нас закрывается автомобилестроение, заводы становятся убыточными, неконкурентоспособными. Почему? Наверное, это кому-нибудь выгодно. Почему на востоке страны до сир пор – долгих пять лет – идут военные действия? Так от чего мы независимы? Согласно словарю, независимость страны – это политическая самостоятельность, суверенитет, отсутствие подчинённости и зависимости нации, народа, государства или страны.

Так вот, если вернуться к политическим лозунгам, которые начинают накатывать в преддверии активного старта агитации, во что мы с вами можем поверить, вспомнив всю вышеперечисленную реальность? «Вы знаете, нас настолько замордовали эти политические игры, что лично я научилась абстрагироваться от политики, – отвечая на этот вопрос, сказала александрийка Елена Артемьева, глядя на новенький политический билборд. – Я четко понимаю, что это (указала на рекламный щит) не наша с вами игра. Они там делят большие деньги. И существуют в другом, отдельном от нас мире. За промелькавшихся голосовать не буду, а все новые – будут техническими кандидатами. Все за деньги в этой стране, все».

Кто платит, тот танцует

В тренде новой президентской кампании – так называемые вирусные видео в Интернете. Чтобы быть ближе к народу, кандидаты взяли на вооружение блогерские «фишки», освоили Ютуб и Фейсбук. Политики начали петь в караоке, записывать домашнее видео с родными, детьми и посещать приемные семьи, ходить по сельским дорогам, гонять коров. Другие по-прежнему «свято присягають на вірність Україні», ругают «папередников» и обличают во лжи и связах с пророссийскими спецслужбами. И даже президент извинился за «невиконані обіцянки». Но все мы должны помнить, что все это – лишь разработанные политтехнологами схемы.

Кстати, самой дорогой площадкой для политической рекламы остается телевидение. А сами телеканалы принадлежат все тем же политикам или приближенным. Хотя в ключе тотального порабощения народа посредством соцсетей – Фейсбук тоже немало имеет от продвижения политической рекламы. Миллионы и даже десятки миллионов политики тратят на рекламу в голодающей и воюющей стране. Правда, на открытых торговых площадках это называется маркетинговыми услугами. Покупается и продается абсолютно все – страницы реальных людей, комментарии, жизненные истории, не говоря уже о сюжетах «по сценарию» из жизни простых людей.

– Денежный залог в два с половиной миллиона гривен, необходимость повсеместной рекламы в медиа, потом сами выборы, когда нужно оплатить работу политтехнологов и тысяч наблюдателей. Все это делает избирательные гонки дорогим удовольствием, – рассказывает глава «Комитета избирателей Украины» Алексей Кошель. Аналитик считает, что президентская кампания обойдется кандидатам в 80–100 миллионов долларов. И это не считая расходов на так называемую технологию «подкупа избирателей», которая, как уверяют эксперты, по-прежнему работает.

Законотворческие фантазии как средство пиара

Вместе с увеличением медийной активности, одним из ключевых признаков избирательной кампании является и изменение формата законодательной работы. Эксперты отмечают, что последние три-четыре месяца в парламенте появляется ряд так называемых предвыборных законопроектов. Для примера: один законопроект предполагает увеличить вдвое уровень пенсии, другой предусматривает все конфискованные средства на таможне направлять на увеличение пенсий. И подобных депутатских фантазий на самом деле достаточно много.

И снова подкуп избирателей

Несмотря на масштабную политическую рекламу кандидатов, главной технологией следующей президентской кампании политтехнологи называют подкуп избирателей. Такого мнения придерживается и один из разработчиков избирательных кампаний Денис Богуш. Поспособствует этому и низкий уровень доверия украинцев к политикам. 10% голосов могут обойтись в 30 млн долларов, считают эксперты.

Несмотря на законодательный запрет заниматься агитацией в неположенное для этого время, политики не гнушаются рассказывать с экранов о собственных достижениях и вывешивают на билбордах новые обещания, а заказные социологические опросы уже заполонили ленты новостей различных СМИ.

При такой дороговизне выборов в стране с наименьшим уровнем жизни населения в Европе говорить о равенстве возможностей не приходится. На пути к президентству кандидаты тратят миллионы долларов. А где они возьмут эти деньги? Вопрос риторический…

Арина Саржевская

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11
Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень