Июн
12

   В последний день весны в Центральной городской библиотеке им. А.Пушкина с александрийскими читателями встретилась известная русскоязычная писательница из Харькова Наталья Костина (Костина – псевдоним от имени мужа, настоящая фамилия – Кассанелли). В Александрии Наталья, которая в 2013 году вошла в топ-10 самых успешных писателей в Украине по версии журнала «Фокус», уже не впервые – книги с ее автографами есть в городских библиотеках. Она приезжает сюда к своим друзьям Игорю и Татьяне Гречаным (у которых ландшафтный мини-парк в поселке Александрийском) – отдохнуть и вдохновиться.

    Ее книги, объединяющие в себе несколько жанров, тепло принимают читатели. Издатель называет их любовным романом, но по сути это детективы. Наталья – дипломированный архитектор – в литературе дебютировала в 50 лет с романом «Все будет хорошо», вышедшем в издательстве «Книжный клуб. Клуб семейного досуга» в 2011 году. Этот роман является первым из цикла, включающего на сегодня четыре книги.

     В 2013 году Н. Костиной-Кассанелли был написан роман в жанре психологического триллера «Привет, это я!», который номинировался на Международную Русскую литературную премию и вошел в лонглист (8-е место). Наталья является автором и составителем многих популярных и познавательных книг – детских энциклопедий, справочников по цветоводству. На счету Натальи Николаевны – более 40 книг. Имеется ряд публикаций в киевском журнале «Личности».

   «Я не профессиональный писатель. Скорее я бы назвала себя профессиональным читателем, потому что читаю много и с неизменным удовольствием, – говорит Наталья. – Когда-то я работала архитектором, потом долгое время моя жизнь была связана с растениями и ландшафтным дизайном. В молодости, как и многие, писала стихи. Я замужем, и мой муж тоже архитектор. У нас двое взрослых детей и одна маленькая внучка. Я не слишком коммуникабельный человек, и поэтому у меня мало друзей. Но со своими друзьями мы вместе почти всю жизнь. У меня нет телевизора, зато есть две кошки и собака. Недавно я с семьей переехала из квартиры в старый частный дом, потому что мы мечтали жить среди природы. Я стала писателем в пятьдесят лет. И надеюсь написать еще много детективных романов, а может быть, и не детективных тоже. Наверное, перефразируя героиню Алентовой, мне стоит сказать: «В пятьдесят лет жизнь только начинается?».

   На встрече с читателями Наталья Костина откровенно рассказала о своей работе, отвечая на вопросы собравшихся. Призналась, что все свои романы выстраивает, как здания, структурирует, потому что невозможно быть бывшим архитектором. И что никогда не думала, что ее хобби станет основной профессией, просто писала дома для себя. Два романа, распечатанные на обратной стороне листов с курсовыми по математике, ходили по рукам друзей и знакомых. И однажды в Новый год после выпитого шампанского Наталья поспорила с подругой, что отнесет рукописи в издательство. По такому случаю ей даже вернули зачитанную и весьма потрепанную рукопись. В интернете Наталья нашла адрес издательства «Фолио» и приехала туда. Но там на нее посмотрели, как на городскую сумасшедшую и отказали: «Нам не нужны авторы!». Наталья расстроилась и случайно вышла из метро не там, где планировала. И оказалась перед вывеской «Книжный клуб». Зашла. Там рукопись взяли, подписали договор, дали аванс. Так Наталья стала писательницей.

   «Все будет хорошо» – первый роман Н.Костиной из детективной серии о следователе Кате Скрипковской. Писательница признается, что не всегда книги называются так, как задумал автор – издательству виднее, с каким названием романы будут лучше продаваться. Например, психологический триллер «Привет, это я» выйдет под названием «Больше, чем одиночество». Это роман о том, как работает теория шести рукопожатий, как люди пересекаются друг с другом и снова расходятся. Все мы воздействуем друг на друга, и нет такой встречи, которая не повлияла бы на всю последующую жизнь, считает Наталья Костина. Из современных авторов она любит Людмилу Улицкую и Дину Рубину («которых читаешь и с каждой страницей жалеешь, что книга заканчивается»). Также читает индийскую писательницу Арундати Рой, Габриэля Гарсиа Маркеса, Агату Кристи, скандинавских авторов.

   – Как пишется книга?

  – Писатель работает всегда, даже когда пытаешься спать. Я очень легко придумываю сюжеты. Вначале даже записывала, они заняли целую записную книжку, их там штук 50. А потом поняла, что они мне просто не нужны. Пишутся книги по-разному. Сразу, конечно, ничего не приходит, иногда каждый день заходишь в тупики. А бывает (как у меня с триллером) все бросаешь и пишешь, потому что идет. Писать книги все-таки легче, чем полоть свеклу в поле. Я пунктуальная и скрупулезная, еще не запорола ни одного издательского договора, всегда вкладываюсь в сроки (на написание книги дается от двух-трех месяцев до полугода).

    – Пишете по вдохновению?

    – Если писать по вдохновению, можно всю жизнь работать над одной книгой. Я не знаю, что такое вдохновение, у меня его никогда не было. Есть азарт, такая муза мужского пола, который говорит: «О, это хорошая книга, мне нравится». Первый читатель моих книг – муж, к его мнению я прислушиваюсь. Никогда не думала, что ко мне будет применимо слово писатель. Я до сих пор себя не чувствую писателем.

   – Сколько часов в день работаете?

  – Я по природе аналитик, все продумываю до мелочей. Когда садишься работать, ты должен очень плотно влезть в эту книгу, которую пишешь. Получается 6-12 часов в день. Как правило, сначала перечитываю и правлю вчерашнюю работу (иногда все выбрасываю), а потом приступаю к новой. У меня есть норма – если это роман, в день нужно написать хотя бы пять тысяч знаков, энциклопедия – 10 тысяч. Тайм-аут в работе могу себе позволить не больше, чем на две недели. Многие думают, что писатели – это люди, которым нечего делать. Но это тяжелый труд. С утра сел – вечером встал. Иногда бывает: сажусь утром за компьютер в пижаме, а потом – бабах – уже девять часов вечера. И пижаму снимать незачем. Писатель – это просто железная задница. Нет никакого вдохновения, есть просто работа. Можешь сидеть по 10 часов за компьютером – будешь писателем.

    – У героев ваших книг яркие образы и хорошо выписанные характеры. Наверное, срисовываете их со своих родных или знакомых? Кто-то узнавал себя?

   – Нет, никто не узнавал, на самом деле все персонажи придуманы мной, я просто их вижу такими, как они должны быть. Моя близкая подруга Аня, с которой мы дружим всю жизнь, когда прочла мой первый роман, спросила: «Ну, они поженились в конце?». «Понятия не имею», – ответила я. – «Как это не имеешь понятия, явно с живых же людей списано!». И я возьми да и скажи: «Они умерли». Подруга обиделась. Я потом долго объясняла, что у моих героев нет прототипов, они вымышленные. Кроме разве что героини романа «Билет в одну сторону», и то вскользь.

  – В ваших книгах хорошие живые диалоги. Берете их из жизни?

  – Нет, просто пишу, как пишется. Мне говорили в издательстве: «Твоя сильная сторона – диалоги, причем каждый человек говорит своим языком». Так и должно быть, не могут люди говорить одинаково.

    – Детективную линию в романах заказывает издательство?

  – Наоборот, оно выступает категорически против этого, утверждают, что в Украине детектив никому не нужен. Мне кажется, это очень неправильно. Нам не хватает хороших детективистов.

   – Можете сказать, что все в вашей жизни шло к тому, что вы станете писателем?

   – Нет, это получилось случайно. 90-е годы многих подвели к смене профессии. Люди стали искать не только способы выживания, но и отдушины, которые не дали бы погрязнуть в рутине.

   – Что вы можете посоветовать людям, которые пишут «в стол», стесняясь показать свою работу?

   – Не стесняться и ходить по редакциям. Ко мне часто обращаются люди, и я редактирую их тексты, показываю ошибки – честно говоря, это уже мастер-классы. Я говорю им: «Стучитесь во все двери. Отправляйте свои рукописи в издательства, тем более сейчас это легко сделать с помощью электронной почты». Редакции живут за счет авторов – редакторы, корректоры, паблишеры, дизайнеры – все. Не будет авторов – не будет редакции.

   – Сколько получают авторы, книги которых издательство отправило в печать?

   – Аванс всегда одинаковый – 5 тысяч гривен. Эти деньги потом с вас вычтут после того, как книги будут продаваться. С продажи каждой книги автор получает одну гривну тридцать четыре копейки. Деньги вы получите через семь месяцев после начала продажи. Но сначала из общей суммы вычитается аванс. У нас очень несовершенное законодательство об авторстве. Я живу с гонораров за статьи в журнале «Личности», энциклопедии садоводства и детские книги. Писатель должен писать ежедневно, не ожидая вдохновения, иначе просто умрет с голода.

Елена Карпачева

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11