Авг
16

«Последний из могикан» – так подписал свое обращение к александрийцам народный художник Украины, лауреат Национальной премии им. Т.Г.Шевченко, академик Национальной академии искусств Украины, профессор Владимир Прядка, один из создателей уникального Дворца торжественных событий, визитной карточки нашего города, где более 40 лет получают благословение на долгую счастливую жизнь молодожены и новорожденные.

К сожалению, самостоятельно приехать в Александрию и посмотреть на творение своих рук художник монументально-декоративного искусства не может – ему 74 года, проблемы со здоровьем. Но Владимиру Михайловичу хотелось бы сохранить предмет своей гордости. Да и нашей с вами тоже, мы же гордимся своим Дворцом, правда?
«Вспомним 60-е годы ХХ столетия, – пишет в своем письме Владимир Прядка. – На фоне советской действительности, когда все города в СССР от Львова до Владивостока были безликими и радостно одинаковыми, участие художника должно было сыграть решающую роль в улучшении жизненной архитектурной среды Александрии. Наиболее остро эту проблему чувствовал главный инженер строительной дирекции объединения “Александрияуголь” Павел Филиппович Чаговец. Он был неординарной личностью, интеллектуалом, страстно любил свой город и хотел сделать его уникальным и комфортным для жизни. Руководство города его понимало и поручило ему генерировать идею улучшения художественного образа Александрии. И повод нашелся – с целью создания городского ЗАГСа появилась идея реконструировать двухэтажное здание в центре города, которое примыкало к гостинице «Шахтер». В 1968 году к разработке художественного проекта были привлечены заслуженный художник УССР Иван Семенович Литовченко (1931 года рождения) и тогда еще молодой художник-скульптор Владимир Михайлович Прядка (1942 года рождения), а также архитектор-дизайнер Бурханов. С большим рвением бригада взялась за работу. Нужно сказать, в то время монументальное искусство еще не выходило на улицы городов. А тут ЗАГС – обычная контора регистрации актов гражданского состояния! Авторы предложили идею создания Дворца бракосочетаний. Такого в стране еще не было.
Проектом предусматривалось создание фасада здания, который ассоциативно передавал бы нарядность и чистоту любви двух молодоженов в сиянии солнца. Было решено изготовить рельеф, покрытый мозаикой из белой смальты. Композиция получила название «Солнце любви» (1970 год) – две головы в профиль слились в форму солнца в обрамлении народных символов – дубовых листьев (символ мужской силы) и грозди калины (невянущая девичья красота). В верхней части композиции – клиновидные лучи солнца. Фото этой работы было опубликовано в журналах «Декоративное искусство» и «Образотворче мистецтво».
Фойе Дворца бракосочетаний было украшено гобеленом «Пісня про Козака Вуса», который его авторы – художники Иван и Мария Литовченко – посвятили основателю Александрии, на месте которой когда-то стояло казацкое укрепление Усиковка. Гобелен выполнен в жанре народной картины, для большей связи с легендами на нем есть надписи «Козак Вус», «Це Галя», «Воли круторогі», «Ми козаки», «Коник вороненький».
При подъеме по лестнице на второй этаж Дворца – к залу торжественных событий, в большом окне вставлен витраж, изготовленный по уникальной технологии – из литого стекла на бетонной основе. Называется этот витраж «Сім’я і Батьківщина», его размер – 9 на 4,5 метра, авторы – И.Литовченко и В.Прядка. Образ Родины – в венке из пшеничных колосков.
Для зала торжественных событий Иваном Литовченко и Владимиром Прядкой был создан уникальный тематический гобелен «Гімн життю» размером 6 на 13 метров. В средине композиции гобелена размещен символ жизни – яйцо, как строение Вселенной. В центре – мать и дитя в хороводе девушек, будущих матерей. Вокруг – дороги жизни, и всюду – семейные пары. Внизу – мать и сын-солдат, выше – ежедневный труд шахтера, а еще выше – мужчина, защищающий женщину от угрожающей тучи. Слева композиция «Клятва под деревом жизни», которое произрастает из верности умершим предкам. Правая часть – осень жизни, посвящена нашим прадедам и внукам, что вселяет надежду на продолжение жизни. Таким образом, торжественные церемонии проходили под девизом «Благословение на продолжение рода». Подобного гобелена в Украине и в СССР не существовало. Он был выткан ковровщицами из городка Решетиловки Полтавской области. Перед установлением во Дворце бракосочетаний оба гобелена были представлены на Всеукраинской выставке в Киеве и на Всесоюзной в Москве. Их фотографии опубликовали журналы «Декоративное искусство» и «Образотворче мистецтво».
Вообще александрийский Дворец бракосочетаний тогда, во времена запрета церкви, был местом организации современного торжественного обряда, что играло положительную роль.
С целью сохранения этого уникального объекта, учитывая его значение для украинской культуры и Александрии, прошу городскую администрацию позаботиться о реставрации мозаичного рельефа «Сонце кохання» на фасаде Дворца и витража «Сім’я і Батьківщина», а также возобновить интерьер зала торжественных событий с возвращением гобелена «Гімн життю» в соответствии с задумкой авторов. Понимая критическое состояние экономики и отсутствие денег, предлагаю создать благотворительный фонд и приобщить спонсоров – патриотов города», – таким призывом закончил свое письмо Владимир Прядка.
К счастью, все объекты культурного наследия, о сохранности которых беспокоится академик, сохранились в той или иной степени. Витраж и панно – лучше, гобелены – хуже, потому что вытканы из натуральной шерсти. Один из них – «Гімн життю» – передан в ДК «Светлопольский», где используется в качестве сценической декорации. Второй, «Пісня про Козака Вуса», хранится в кладовой Дворца торжественных событий. Его время не пощадило: моль и плесень на стенах из-за протекающей долгие годы дворцовой крыши сделали свое дело. Как привести его в порядок, никто не знает – стирать обычным способом нельзя, ему почти 50 лет, и без того ветхие нитки могут окончательно разлезться… «Гобелены у нас сохраняются, хотя и не в таком состоянии, как хотелось бы, – констатировала первый заместитель городского головы Людмила Давиденко. – И мы по возможности будем выделять средства на реставрацию объектов, о которых пишет Владимир Михайлович. А по поводу создания благотворительного фонда – было бы неплохо. Все желающие могли бы поучаствовать в общем благом деле».
Руководство коммунального предприятия «Дворец торжественных событий» уже подало заявку на выделение денег на реставрацию уникальных произведений искусства, чтобы ее вместе со сметой включили в план на следующий год. Городская власть обещает помочь. А как же иначе – мы все заинтересованы в том, чтобы их сохранить. Конечно, заниматься реставрацией должны специалисты. Вот только что касается гобеленов – ну не вписываются они в сегодняшний обновленный интерьер Дворца. Им самое место – в музее, в галерее или на сцене – в качестве декорации они смотрятся отлично.

Елена Карпачева

комментария 2

  • ПенсіонЭр пишет:

    Спасибо Лена! В наше время, с помощью «азбуки», на локальном примере(!),суметь сделать такой чудный экскурс в то невозвратное (ныне испохабленное) Счастливое прошлое, не каждому по- плечу. Вам это удалось! Низкий поклон за это.
    Мира, всем,- успеха и счастья Вам!

    Мне нравится! Thumb up +1

  • Аноним пишет:

    Лена, спасибо огромное за прекрасную статью!!!!

    Мне нравится! Thumb up 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Страница 1 из 11