13.01
2020

Великая тайна Рождества

Рубрика: Новости. Автор: Админ

Уже три года, как 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово по григорианскому календарю, в Украине, согласно законодательству, является выходным днем. Между тем, христиане восточного обряда (грекокатолики, православные) празднуют Рождество по юлианскому календарю – 7 января. В соцсетях дата Рождества стала предметом споров. Приверженцев мнения, что украинцы должны отмечать великий церковный праздник в один день с европейцами и американцами, становится все больше. Некоторые при этом руководствуются астрологическими понятиями – в древние времена почитался День зимнего солнцестояния как точка отсчета «рождения нового Солнца», после которой начинает увеличиваться день. Когда же все-таки праздновать Рождество украинцам? Об этом и многом другом, связанным с великим праздником, газете “Олександрійський тиждень”расскажет Архиепископ Александрийский и Светловодский Боголеп.

– Прежде всего хотелось бы напомнить, что церковь отделена от государства, согласно Конституции не только нашего, но и других цивилизованных государств, – подчеркнул Владыка. – А вопрос празднования Рождества очень древний и связан, прежде всего, с тем, что в XVI веке страны Европы приняли введенный папой римским Григорием XIII григорианский календарь. Разница между григорианским и юлианским календарем, по которому церковь жила на протяжении полутора тысяч лет, составляет 13 дней. Не все сразу приняли эту реформу. Мне кажется, вопрос о дате празднования Рождества больше связан с традициями, с пониманием истории и с собственными убеждениями. И вот последнее, а именно идеологический контекст, хотелось бы сейчас особенно отметить. У государства всегда было искушение влиять на жизнь человека с помощью духовных инструментов. В начале прошлого века большевистское правительство серьезно рассматривало вопрос о смене количества дней в неделе, их названия, вело антирелигиозную пропаганду, боролось и с новогодними праздниками. И елки считались мещанством, и детей называли Сталиной, Даздрапермой. За этим скрывался большой идеологический порыв, важные с точки зрения государства изменения. Есть четкий подход, и если кто-то в него не вписывается, то возникают противоречия и трудности, и значит, система работает не совсем отлаженно. Тогда можно сделать информационный вброс и указать, что правильно, а что нет.

– Если вернуться к традициям, то в царской России Рождество праздновалось перед Новым годом, а вот переход гражданского общества с юлианского на григорианский календарь произошло в 1918 году с приходом к власти большевиков.

– Летоисчисление у нас ведется именно от Рождества Христова. А Новый год – это гражданский праздник, и когда-то его праздновали в марте, в сентябре, а первое января – это имплементация Петра Первого. В Европе празднование Нового года формальное, не очень популярное. У нас есть свои традиции, и это нормально. Календарный вопрос – это не вопрос предпочтений людей и удобства празднования, он более сложный. И тем, кто поднимает тему празднования Рождества в интернете, хочется посоветовать обратиться к истории, к хроникам, документам, научным исследованиям. Ни для кого не секрет, что юлианский календарь, по которому до сих пор живет православная церковь, является более точным, чем григорианский. И астрофизики, астрономы используют именно юлианский календарь, который церковь приняла еще в ІІІ веке.

Юлианский календарь принят церковью очень давно. На его основе была рассчитана Пасхалия (методика расчёта даты Пасхи. – Авт.). Для церковного человека это вопрос не столько традиций, сколько богослужения, очень глубокого отношения к церковным праздникам, церковным событиям. В нашем понимании, если меняется дата Рождества, значит, меняются и другие праздники. Вопрос Пасхалии очень важный, его нельзя просто обсуждать в соцсетях без специальных знаний. Дело в том, что наши каноны, которые были созданы много веков назад людьми святыми, авторитетными для нас, определяют, что мы должны праздновать Пасху исключительно после иудейского Песаха. Если говорить о григорианском календаре, то мы неоднократно могли наблюдать, как католики праздновали Пасху даже раньше иудейского Песаха. А это противоречит логике канвы евангельского повествования, потому что Христос воскрес после иудейского Песаха. И не может быть воскресение до иудейской Пасхи. Наша Пасхалия, которая является очень сложным математическим и очень древним установлением, настолько выверена, что грубое и праздное вторжение в нее грозит целостному мировоззрению человека. Попытки поменять календарь были. Многие православные церкви мира живут по григорианскому календарю. Но Пасху все-таки расчитывают исходя из юлианского. Иерусалимская церковь, устав которой был принят на Руси, до сих пор живет по юлианскому календарю. И это для нас является незыблемым. Это не внешняя оболочка, устаревшая и немодная. Это то, что являет глубинный смысл для всех людей.

– Хотелось бы подробнее услышать о смысле праздника Рождества. В дохристианские времена Рождество было тесно связано с астрологическим Днем зимнего солнцестояния. Практически во всех древних религиях присутствовал праздник возрождения Солнца или связанного с ним божества. В чем смысл Рождества в понимании современных христиан?

– Глобальный вопрос. Кстати, на конец декабря, на 20-е числа, приходились римские празднества, посвященные божеству Митре, активности Солнца, увеличению дня. Не секрет, что Церковь попыталась преобразить, трансформировать представления древних людей в христианском контексте. Но при этом, исходя из Священного Писания, мы знаем, что Христос родился действительно в декабре-январе.

Понимание смысла Рождества пришло человечеству не сразу. И в свете раскрытия миссии Христа в Его земной жизни и глубокого осмысления Его рождения стало понятно, что Рождество – это великий символ, великое откровение, великая тайна того, что мы Богу нужны. И Тот, кто может управлять Вселенной, творить Своим словом, является непознаваемым, вечным, пришел в этот мир, чтобы спасти каждого из нас. И пришел как простой человек, такой же, как и мы с вами. Потому что если бы Бог пришел в этот мир не человеком, каждый мог бы сказать Ему: «Прости, но Ты не знаешь, что такое человеческая жизнь. Ты не был в моей шкуре, как же можешь судить обо мне и моих поступках»? Так вот, Христос приходит в этот мир, чтобы стать таким же, как мы, прожить такую же жизнь, как мы. И в этом смысле Он является самым великим Человеком, не только Второй ипостасью Бога и Сыном Божиим, не только мессией, но и Человеком. Появившись на свет в очень стесненных условиях в иудейском Вифлееме (в переводе – Городе Хлеба), городе царя Давида, до 30 лет Христос никак себя не проявлял, живя среди нас и познавая человеческую жизнь во всех ее аспектах, оставаясь безгрешным, но ощущая горе, потери, переживая радость и предательство.

«Христос родился» – это значит, что Бог – справедливый, недосягаемый, становится одним из нас. И в этом мы должны увидеть Его великую любовь к нам, непостижимую милость о всех нас, потому что Он пришел не только для того, чтобы почувствовать нашу жизнь, но изменить ее. Чтобы мы стали другими и наконец-то вернулись домой, к своему Отцу. Поэтому по своей сути Рождество – это праздник любви Бога к человеку, ради которой Бог пришел в этот мир. Мы Ему нужны.

– Итак – дата празднования Рождества зависит от традиций и прежде всего от календаря, по которому живет Церковь.

– Идеология государств меняется. Политика трансформируется в зависимости от эпох, мировоззрений и т.д. Но Церковь остается незыблемой. Она меньше всего в этом мире под-властна сиюминутным веяниям. Вопрос смены календаря очень тонкий, он уже не раз поднимался, но его решение не увенчалось успехом. И так легко проводить какие-то реформы, как было при предыдущем Президенте, попытавшемся ввести томос, – это как в грязной обуви ступать на чистый отполированный пол. Это неправильно. Эти вопросы очень часто не чувствуются бюрократами, чиновниками или бизнесменами. Они чувствуются простым обычным народом, который и является носителем традиций. Причем вековых традиций.

– Интересно, что сегодня детям в школах рассказывают: правильно отмечать Рождество 25 декабря. Но Закон Божий при этом в учебных заведениях не изучают.

– Нужно напомнить, что и школа отделена от церкви. У наших предков, запорожских казаков, были разные традиции и принципы, в том числе религиозные. Кому бы они ни служили, оставались верными Православной Церкви. И если казак убивал другого казака, он наказывался самым строжайшим способом, и единственным смягчающим обстоятельством было доказательство, что жертва оскорбила убийцу, назвав его униатом или католиком. Если мы такие последовательные в отстаивании своих традиций, то давайте мы их сначала узнаем, поймем и осознаем для себя. А то когда нам удобно, мы становимся космополитами, уезжаем в Америку, убегаем в Израиль или в Европу, учим там своих детей, забывая напрочь, что мы патриоты. Понятно, там условия лучше. Так давайте так же ко всему относиться. Если кто-то из соотечественников решит, что будет праздновать Рождество 25 декабря – пожалуйста, это его личное дело. Но навязывать это как культурную традицию детям и молодежи нельзя ни в коем случае.

– Владыка, что Вы посоветуете людям, которым в связи с бурной информационной атакой в душу упало зерно сомнения, но при этом они считают себя православными и чтят традиции предков?

– Приведу один пример. У каждого из нас есть мама. И не важно, жива она или отошла в иной мир, она у каждого одна. Какая бы она ни была, она для нас самый близкий, дорогой и святой человек. Представьте на минутку, что зрелому сознательному человеку кто-то говорит: «Ты знаешь, друг, я видел твою маму, и мне кажется, она уже старовата – не так одета, макияж у нее не современный, и пообщаться с ней на модные темы совсем не удается. Другое дело – вот эта женщина. Красивая, современная, интеллектуальная, с которой не стыдно выйти в мир и не стыдно сказать, что это моя мама». Это какая-то фантасмагория, правда? Но вот то же самое нам предлагают сделать со своей историей, со своими традициями, вековыми убеждениями. Нам говорят: «Оставьте свою старенькую немодную маму и возьмите эту, которая соответствует всем стандартам и вписывается в современный мир». Сегодня не популярно слово «славяне», модно говорить «украинец». А что плохого в слове «славяне»? Это народ слова. И сказать, что я, украинец, являюсь потомком славян, – разве это не сильно? И почему моя идентификация должна начинаться со Степана Бандеры? А почему никто не вспомнит Сковороду, Гоголя, других наших предков? Я бы хотел, чтобы те люди, которые сомневаются, поняли, что жизнь намного богаче и многограннее. И вопрос не в том, как сейчас модно и как сейчас безопаснее, удобнее или комфортнее. Вопрос в том, кто мы есть? Человек меняется, но что-то в нем должно оставаться неизменным, должен быть стержень. А вот что пытаются сегодня сделать с нашим народом – для меня загадка. Но явно одно: этот стержень пытаются извлечь.

Меня недавно спросили: а в чем же заключается наша национальная идея? Я думаю, мы должны быть теми людьми, которые свяжут в своем бытии казалось бы несовместимые вещи и не сделают это поводом для очередного раскола, войн, конфликтов и противостояний, а наоборот, найдут в себе силы из этого найти что-то доброе, многогранное. В этом национальная идея, а не в закрытости. Рождество для нас не должно быть яблоком раздора или точкой конфликта. Рождество – это святой праздник миллионов православных украинцев. И когда появляются такие прецеденты, я понимаю, что кому-то снова нужно поссорить людей, разделить и разъединить их.

– Это очень перекликается со словами новогоднего поздравления Президента Зеленского. Необходимость объединения буквально витает в воздухе, это то, что нам сейчас действительно нужно.

– Церковь непобедима. Господь сказал, что врата ада ее не одолеют. Мне жаль людей, которые в этой мясорубке могут сломаться как личность. А церковь будет всегда – мать для всех спасающихся, великая семья, объединяющая всех верных. И какие бы императоры, генсеки, президенты ни пытались ее уничтожить, она выстоит. А будем ли мы в церкви, будем ли мы иметь в себе силы противостоять тлетворному влиянию современного бездуховного мира – это уже другой вопрос. И пусть мы будем в меньшинстве, но у нас есть своя традиция празднования Рождества, которую мы будем соблюдать. И я хотел бы, чтобы мы это в себе сохраняли. И всем людям доброй воли желаю быть самобытными, оригинальными, креативными, но в то же время не расплываться, не размывать в душе тот код ДНК, геном, который идентифицирует нас с нашими предками, связывает с более чем тысячелетними традициями. Пусть милосердный Господь сохранит нас в этом понимании и поможет становиться настоящими. С Рождеством Христовым!

Елена Карпачева

Один комментарий

  • Рома пишет:

    “Ты не был в моей шкуре, как же можешь судить обо мне и моих поступках?”
    Во-первых, Иисус родился в пятом тысячелетии от сотворения людей. И грешными и осудными люди были изначально, следовательно, Бог пришёл на Землю вместе с первыми людьми в человеческом теле, чтобы протестировать лично все системы жизнедеятельности человека. Второй раз Он пришёл конкретно к евреям дать им гуманную веру вместо сатанисткого иудаизма. У нас была своя вера, и мы не нуждаемся в вере евреев.

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень