Современная молодежь: не все потеряно
Кандидат исторических наук, пономарь православного храма, школьный учитель, модератор сообщества докторов философии и учредитель школы антиковедения… Это все – про одного человека. Человека молодого и во многом еще александрийца – Владислава Водько.
Кажется, во все века люди старшего поколения любили посокрушаться на тему: «Куда катится этот мир!? Ну и молодежь пошла!» И во все века в ответ ворчунам граждане-оптимисты предъявляли того или иного достойного представителя молодого поколения. Делает это и «Олександрійський тиждень», предлагая читателям разговор с александрийцем Владиславом Водько.
«Идейно-политическая борьба в Римской Сирии 30-40-х годов V века» – так звучит тема диссертации школьного учителя В.И. Водько. С этого мы и начали наш разговор.
– Владислав Игоревич, откуда интерес к такой редкой теме – античный Ближний Восток?
– Да, тема редкая, малоисследованная – чем и интересна. Я учился в университете в Одессе, это Северное Причерноморье, там и увлекся античным миром. Для исследований выбрал античный Ближний Восток, там была развита близкая нам, украинцам, православная культура. В то же время мы так мало об этом знаем, что для защиты диссертации мне пришлось довольно долго искать оппонентов: в Украине мало ученых, в деталях знакомых с этим периодом и территориями.
– А почему после аспирантуры вы не остались в науке – преподавать в том же университете, продолжить ваши исследования?
– Да, в идеале видел себя преподавателем античной истории в родном вузе, но не моя вина, что там проходят большие сокращения, урезано и количество ставок на кафедрах, и число студентов. У меня было несколько предложений от других университетов, но я выбрал общеобразовательную школу. Во-первых, дети, подростки для меня тоже очень интересны. Во-вторых, школьный учитель не так привязан к своему месту работы, есть больше времени для научной деятельности, для путешествий. Ну и наконец, зарплата что в школе, что в университете практически одинакова.
– Как вам, молодому педагогу, удается справляться с современными учениками?
– Мой педагогический стаж идет с 2014 года, могу сравнивать частные и государственные школы. Да, в последних работать непросто. Но я стараюсь находить общий язык с учениками, на самом деле это очень интересное поколение. При всех недостатках современного мира я бы сказал, что нынешние подростки лучше, чем мы были в их годы. Благодаря интернету, они более свободны в мыслях и идеях, и в то же время, не раз ожегшись о фейки в сети, в жизни они более критичны, все подвергают сомнению. Они разные во всех смыслах, потому что могут получать самую разную информацию, и не замкнуты в той информационной капсуле, которую создают для них учитель, родители или имеющиеся в доступе книги. Они хотят знаний, хотя, может быть, взрослым трудно понять, почему они интересуются тем, а не другим.
Мне очень интересно со своими учениками, у большей части моих сегодняшних одиннадцатиклассников я веду уроки с тех пор, как они учились в шестых классах. Интересно наблюдать, как они взрослеют, формируются как личности… Школа для меня стала своего рода лабораторией по изучению современного общества. А всего в этом году у меня будет десять классов, от 6-х до выпускных. Конечно, главное в формировании личности – это семья, но не намного меньше зависит от коллектива, в котором находится подросток. Да, этот коллектив нужно уметь модерировать, направлять энергию, увлечь, но мне это удается.
– Можете сравнить александрийских детей и своих учеников в Одессе?
После окончания аспирантуры Одесского университета им. Мечникова доктор философии, кандидат исторических наук Владислав Водько выбирал между научно-преподавательской деятельностью в нескольких университетах и школах. Однако решил вернуться в Александрию. Как минимум, одна вакансия учителя истории в школах была, но предпочтение отдали другому кандидату. Теперь молодой ученый и педагог воспитывает детей в одной из школ г. Одессы.
– Мне не довелось поработать в Александрии, но я не думаю, что может быть принципиальная разница. Современная система образования в Украине стала легкой и гибкой, она позволяет любому ребенку развиваться в том направлении, которое ему интересно. И педагогам тоже стало легче, стало меньше бюрократии, я например, работая на полторы ставки, занят в школе всего три дня в неделю. Остальное время трачу на научную работу, на встречи с другими учеными, на путешествия по стране. К слову, после того, как, уволившись отовсюду, я год дописывал диссертацию в Александрии, меня с легкостью взяли обратно в ту же одесскую школу и дали те классы, в которых я работал ранее. В крупных городах, кстати, большой дефицит педагогов, и судя по всему, вскоре это ждет и Александрию.
– Школа антиковедения, очередной курс которой вы провели этим летом в Александрии, – это часть вашей научной работы?
– Да, но на самом деле все гораздо масштабнее. Собираясь вместе с коллегами, с молодыми историками, мы таким образом расширяем свою научную среду. Мы окончили аспирантуру и разъехались по всей стране, нам не нашлось места на кафедрах родного университета – а ведь нам нужно продолжать свои исследования, делиться опытом, открытиями и достижениями. Нам очень не хватает экспертного общения. Поэтому школа антиковедения как способ обмена знаниями – не единственная форма нашего общения. Например, вместе с другими ребятами я участвую и организовываю встречи научно-популярного проекта 15х4. Это часовые подборки 15-минутных лекций на самые разные темы, которые читают эксперты, фанаты науки буквально для всех. Эти встречи записываются на видео и выкладываются в YouTube, некоторые ролики собирают по 200 тысяч просмотров, постоянных подписчиков у этого канала более 85 тысяч.
– Владислав Игоревич, помимо научных исследований, кроме работы в школе, вы еще служите алтарником в Александро-Невском храме Александрии. Как религия уживается с наукой?
–А им не надо уживаться, есть Бог и есть наука – исследования людьми мира, который Он создал. Мне не нравится, когда Церковь пытаются вовлечь в какие-то общественно-политические процессы, это не имеет ничего общего с верой. Но для меня главное, что Бог есть и есть церковь, которая служит ему.
– Ну а в каком направлении вы бы хотели развиваться в будущем – наука, педагогика?
– У меня, так сказать, два пути, между кото-рыми я рано или поздно должен буду сделать выбор: продолжать изучение античного мира или развивать мою работу в школе с подростками. Первое требует выдвижения уже в большую науку Европы, т.е. за пределы страны, ради второго нужно оставаться в Украине. Пока я не могу ответить на этот вопрос.
И. Коваленко
Залишити відповідь