Согреть Александрию
О том, как проходит отопительный сезон, о тарифах, перспективах и рисках теплового хозяйства города наш сегодняшний разговор с начальником КП «Теплокоммунэнерго» Аллой Грибачёвой.
– В конце прошлого года появились сообщения, что вашему предприятию разблокировали счета и что государство покрыло разницу в тарифах. О чем идет речь? Сообщение подавалось, как важная для города новость, но простому александрийцу это ни о чем не говорит и ничего не понятно.
– Для того, чтобы отапливать город, мы закупаем газ, преобразуем в тепловую энергию и продаем населению и различным организациям. Но из-за постоянно растущей цены на газ росли и тарифы на тепло. Не все потребители могли расплачиваться за наши услуги, а мы, в свою очередь, за газ. Задолженность росла из года в год, пока наши счета, как и сотен таких же, как наше, предприятий по всей Украине, не были арестованы. С тех пор практически все поступления шли в счет погашения долга, а мы не могли нормально работать. И вот в сентябре прошлого года был подписан меморандум между мэрами городов и Президентом, где последний выступает гарантом фиксированной цены на газ для населения и бюджетной сферы. При этом мэры взяли на себя обязательства не повышать тарифов на тепло.
В декабре в местный бюджет поступила государственная субвенция в размере 30,5 млн грн на погашение задолженности разницы в тарифах для КП «Теплокоммунэнерго», чтобы обеспечить его дальнейшую стабильную работу.
– Почему такая чехарда с тарифами?
– Последние годы процесс тарифообразования постоянно тормозился, вводились различные постановления о перерасчетах в зависимости от цены газа, но при этом ни-кто не обращал внимания на изменение цены на воду, электроэнергию, рост минимальной зарплаты, подорожание материалов и ГСМ. Наше предприятие коммунальное и обязано выполнять все законодательные акты, при этом тариф фиксировался на государственном уровне, и нам не давали возможности установить тариф экономически обоснованный.
В законодательстве предусмотрено, что в случае утверждения тарифа ниже экономически обоснованного, разницу обеспечивает орган, который этот тариф и устанавливает. До 2017 года это был государственный бюджет, после 2017 – местный. На сегодняшний день мы имеем тариф, который вступил в силу четыре года назад – в конце декабря 2018 года.
– Несмотря на государственную субсидию, вы все равно остались должны «Нафтогазу».
– Да, должны. Эта сумма огромна – всего более 139 млн гривен, и проблема погашения долгов и их дальнейшего роста никуда не исчезла. Для отопления города мы ежедневно сжигаем газа в среднем на 1-1,5 (!) млн гривен. И это только затраты на топливо. В октябре мы потребили газа на 7 млн, в ноябре – на 18,7 в декабре – на 31 миллион!
– Оплаты населения недостаточно для расчета за газ?
– Недостаточно. Например, за ноябрь мы выставили счетов населению и бюджетным организациям на 25 млн, хотя основные статьи расходов составили 26,7 млн. А если учесть стоимость воды, распределения газа, материалов, налоги, то эта сумма превысит 29 млн. Даже если потребители нам заплатят все, что начислено, то где взять остальные 4 млн? Разницу дол-жен покрыть местный бюджет, но если суммировать все месяцы отопительного сезона, то по нашим подсчетам, это будет огромная сумма – порядка 65-67 млн.
– Какой тариф должен быть, чтобы покрыть все расходы?
– 2580 гривен за Гкал – вот экономически обоснованный тариф для населения. Но, согласно меморандума, мы применяем тариф 2018 года – 1712 грн.
– Из года в год нам повышают тарифы, рассказывают, как все печально, пугают возможными отключениями. Почему так?
– У тепловых предприятий огромные долги перед газовщиками, у населения такие же перед тепловиками. Рост платежеспособности наших граждан не успевает за ростом коммунальных услуг, и получается замкнутый круг.
– Также нам постоянно твердят, что у нас достаточно газа собственной добычи, который мог бы отпускаться по приемлемым ценам.
– Я не могу это комментировать, так как не являюсь госчиновником, а тем более не добываю газ. Это вопросы к руководству страны. Нам продают газ по ценам, утвержденным Кабинетом Министров.
– После разблокировки счетов ситуация на предприятии изменилась?
– Да, теперь мы можем работать в условиях самостоятельного хозяйствования. Это позволило оплатить октябрьские счета за газ и электроэнергию. Частично оплатили за рас-пределение газа и его поставки в декабре, выплатили ноябрьскую зарплату.
Но поступающих от населения и бюджетных организаций средств не хватает, чтобы заплатить за декабрьский газ до 15 января. А согласно договору, если оплата «Нафтогазу» не поступает в течение 45 суток по окончании месяца, когда был получен газ, то газ на следующий период мы будем получать по рыночной цене.
Такая ситуация случилась в Кропивницком. Они не смогли своевременно оплатить октябрьский газ и потеряли право на поставки топлива по фиксированной цене. Теперь они вынуждены покупать газ не по 8,5 тыс. грн для населения и по 16,5 – для бюджетников, а по 59 (!) тыс. за 1 тыс. куб. Как говорится, почувствуйте разницу. Представляете, что будет, если мы попадаем в такую ситуацию? Ведь при среднем потреблении газа 100 тыс. кубов в сутки он будет стоить в рыночном эквиваленте 5,9 млн гривен в сутки!
Пример Кропивницкого показывает, что сегодня никто не защищен от товарно-денежных отношений. Если раньше в таких ситуациях применялись меры каких-то ограничений, угрозы непоставок, предупреждения, договора отсрочки платежей, то сегодня все мы оказались в рыночных отношениях: не выполняешь контракта – плати по-полной!
Ещё одно новшество нынешнего отопительного сезона – лимитированная подача газа. Мы должны рассчитывать наперед, сколько газа мы планируем потребить, и он будет поставлен по фиксированной цене, а все, что потребим сверх заказанного – все по рыночным ценам. А если оставшаяся зима будет морозной? Что будем делать?
При этом, заметьте, – продавцам газа “потолок” цен не установлен, так что 59 тыс. гривен за тысячу кубометров – это не предел. И насколько они захотят завтра взвинтить цены – никто не знает…
Чем дальше, тем сложнее работать. В такой ситуации невозможно что-то планировать или предугадать, какие “новшества” нас ждут завтра.
– В прошлом месяце у вас в котельной случилась авария, и она получила самые противоречивые комментарии. Одни писали, что никакой аварии нет и это сделано, чтобы сэкономить газ, другие – что там работают одни лентяи, поэтому не могут справиться с аварией, третьи защищали, мол, ваши специалисты работают на минимальных зарплатах, стоят вне сезона на бирже труда и что нужно сказать им спасибо – хоть как-то поддерживают тепловую систему, которая дышит на ладан.
– Авария действительно была серьезная, и нужно отдать должное нашим специалистам, которые не остановили подачи тепла во время сильных морозов, хотя могли бы это сделать. Мы в те дни решили, что можем потянуть с отключением, чтобы не дать замёрзнуть части города, а ремонт начать, когда немного потеплеет.
Насчёт зарплаты, то во время отопительного сезона она составляет в среднем по предприятию 10 тыс. гривен. В остальное время года большинство сотрудников идут на биржу и получают пособие. Мы не в состоянии содержать весь штат. Если бы имели средства на большие ремонты, то могли бы привлекать работников и в летнее время. Но этого нет, мы не можем всех обеспечить работой, а, соответственно, и платить зарплату. Часть из них пенсионеры, часть идёт на биржу труда. Некоторые сотрудники уже традиционно работают у нас в отопительный сезон, а остальное время где-то на заработках.
Мы стараемся сохранить хотя бы самые высококвалифицированные кадры, которым сложно найти замену. Проблема в том, что у нас работает очень много людей пенсионного возраста, которых некем заменить – молодежь не хочет идти на такие работы. Катастрофически не хватает слесарей, электромонтеров, водителей, теплотехников, специалистов по электронике.
– Что сегодня с проектом оптимизации теплоснабжения Александрии, который продвигался многие годы?
– Все остановилось. Нас исключили из этой программы, так как город не обеспечил залога под продолжение работ. Также приостановилась деятельность в этом направлении и европейских инвестиционных банков – вероятно, это связано с пандемией коронавируса.
Хотя мы подали заявки во все грантовые организации, у нас есть необходимые расчеты, наработки, но, увы, процесс остановился.
– Неоднократно приходилось слышать, что система теплоснабжения дышит на ладан и в любой момент может преподнести «сюрприз» или вовсе оставить город без тепла.
– Положение сложное. Например, обследование котла ПТВН на центральной котельной показало, что ему требуется либо капитальный ремонт, либо полная его замена. Это большие деньги – ремонт затянет ориентировочно на 4-5 млн гривен.
Очень проблемная котельная на ул. Сокальского (бывшая Карла Либкнехта). Она начинала работать на угле, а в 70-х годах ее перевели на газ. КПД этой котельной крайне низок, и сегодня требуется замена котла.
Также необходимо реконструировать БАМовскую котельную – здесь нужны котлы меньшей мощности, так как старые были рассчитаны на значительно большее количество вырабатываемой тепловой энергии – их ставили на перспективу роста микрорайона. Этого не произошло, и эти котлы работают сегодня с перегревом. Ну, а о тепловых сетях, которые дважды выработали свой ресурс, и говорить не приходится.
Есть также проблема установки домовых счётчиков тепла. В городе таких 106 домов. Ещё на 12-ти уже пора менять приборы учёта, так как они отработали свой ресурс.
Все вышеперечисленное требует финансовых затрат, причем колоссальных. И если раньше хотя бы разрабатывались государственные программы, под которые выделялось финансирование, то сегодня этого нет. Государство самоустранилось, переложив эти проблемы на плечи местных органов власти. Но последние крайне ограничены в средствах и особенно в таких дотационных городах, как наш. Где выход – пока не знает никто…
С. Иванов
Залишити відповідь