13.02
2020

История Пантаевки

Рубрика: Новости. Автор: Админ

Итак, решение принято: поселок Пантаевка, который с 1960-х годов пребывал в составе Александрии, «уходит в свободное плавание». Пока это решение бурно обсуждается на всех уровнях и вызывает жаркие споры, давайте поговорим о том, как появилась на карте Пантаевка и чем жила до настоящего времени.

По данным «Списка населенных мест Херсонской губернии», издан-ного Губернским статистическим комитетом в г. Херсоне в 1896 г., «… в Александрийском уезде была станция ж.д. Пантаевка в 7 верстах от Бандуровки и в 5 верстах от Пантазиевки». В «Википедии» читаем: «Пантаевка – посёлок городского типа, входит в Александрийский городской совет Кировоградской области Украины. Ранее являлась селом Светлопольской волости Александрийского уезда Херсонской губернии Российской империи». Еще удалось найти, что по состоянию на 1886 год в селе в центре Светлопольской волости Александрийского уезда Херсонской губернии жили 464 человека, насчитывалось 94 дворовых хозяйства, действовала православная церковь.

В Большой Советской Энцикло-педии 1969-1978 гг. написано: «Пантаевка – посёлок городского типа в Кировоградской области УССР, подчинён Александрийскому горсовету. Ж.-д. станция на линии Кременчуг- Знаменка. Добыча угля».

Сначала была станция

Почетный гражданин Александрии, ветеран войны, освободитель Кировоградщины, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель СССР, лауреат премий Крупской и Сухомлинского, автор 45 книг Григорий Настасьев в своей книге «Послухай мене, синку…» пишет об истории Пантаевки, родины его предков: «Населенный пункт Пантаевка появился в первые годы советской власти возле железнодорожной станции Пантаевка, построенной в 60-х годах ХІХ ст. на новой железнодорожной магистрали от Крюкова на Днепре до Балты.

Сегодня Пантаевка входит в состав Александрии (книга написана в 1978 году. – Авт.), а раньше относилась к Александрийскому уезду Херсонской губернии, а станция – к Южной железной дороге. На северо-западной окраине поселка Пантаевки находится старая балка, а лесной массив на ее склонах называется Раничиевским урочищем. Это был южный степной край Российского государства, вольница украинской казацкой славы. С севера от построенной станции в глубокой балке протекала небольшая речка Морозянка, приток Ингульца, а рядом разместилось село Морозовка. Отсюда и было принято решение брать воду для станции Пантаевка, для чего построена большая водокачка. А вдоль подъездных путей выросли большие железобетонные пакгаузы, где хранилось имущество воинских частей, дислоцировавшихся в Новой Праге. Еще дальше – пакгаузы для приема и отгрузки вагонами зерна, которое закупалось у местных помещиков и богатых селян.

Пассажирский вокзал был рассчитан на обслуживание воинского гарнизона и местного сельского населения. Это было двухэтажное здание со значительным цокольным помещением, где проживали семьи работников вокзала. На первом этаже разместились кассы и три больших зала для пассажиров, а также кабинет начальника станции, контора дежурного по станции и телеграфиста. На втором этаже – квартиры начальника и его помощников и классные комнаты начальной железнодорожной школы (старшие школьники ездили в Знаменку пассажирским ученическим вагоном). Это помещение вокзала было разрушено во Вторую мировую войну.

Постепенно вокруг станции стали строиться дома для железнодорожников. Создавались семьи, рождались дети, которые, как и их родители, работали на железной дороге. «Будочникам» нарезали до гектара земли для ведения хозяйства. Целинные земли возделывались тяжело, но наделы давали возможность выращивать продукты для семей. Важным для железнодорожников было и то, что дореволюционное время и первые годы после переворота они имели право в свободное от работы время бесплатно поехать поездом в город и купить себе и соседям продукты и вещи. Каждый начальник линейной станции имел нагрудную бляху, она и служила билетом, ее брали с собой работники, ездившие в город за покупками в Харьков, Одессу, Николаев, Мелитополь. Зарплату железнодорожники получали значительную, своевременно. А обходчики колеи каждый год получали еще и легкую хлопчатобумажную летнюю форму, а на зиму – кожух, шапку и обшитые кожей валенки с крепкой подошвой. Тогда еще самого поселка Пантаевки возле станции не было, работники с семьями жили в казенных будках и казармах. Первый жилой дом на территории будущего поселка построен в тот же период – это была «летняя вилла» главного инженера этой железной дороги Ларина. Вокруг дома был посажен фруктовый сад. Позже это здание заняла железнодорожная школа. А неподалеку была конно-каретная станция братьев Губерманов – Лейбы и Абрама – для подвоза пассажиров, в основном, чиновников и военных, к Новопражскому гарнизону. Третье значительное здание сооружено в Пантаевке в 1915-1916 годах в 300 метрах от станции. Это был большой жилой дом богатого хозяина из села Морозовки Вигинского, владевшего 200 десятинами плодородного черноземного поля. Но землевладелец не успел заселиться в новый дом: после известия об Октябрьской революции он покончил с собой – лег на рельсы под поезд. После незначительной перестройки его дом стали использовать как поселковый клуб.

В 1918 году на линейных станциях Знаменского участка разместились полки дивизии П.Дыбенко и красные казаки В.Примакова, а весной 1919-го все эти станции, включая Пантаевку, были захвачены бандами атамана Григорьева, которые устраивали погромы и убивали местных жителей. Красноармейцы совместно с войсками батька Махно освободили станции от григорьевцев.

В начале 20-х в селах начали делить земли, ранее находившиеся в пользовании куркулей и помещиков. Для железнодорожников, в том числе и работников станции Пантаевка, Новопражским сельревкомом выде-лено более 50 десятин земли из владений Вигинского. Тридцать десятин – для будущего поселка железнодорожников, этот участок разделили на три улицы, которые позже стали называться Главной, Привокзальной и Подлесной. На этих улицах для строительства жилых и хозяйственных помещений каждому выделяли участок земли размером в десятину.

Сам поселок начал строиться в 1922 году. Рядом с большим домом главного инженера Ларина выросли дома железнодорожников, и к 1925 году это был небольшой поселок, жители которого работали и вели подсобное хозяйство, а многодетным семьям давали еще и по две десятины земли за селом – для посева зерновых. В 30-х в Пантаевку стали съезжаться и поселяться работники дистанции пути, заготзерна, свеклопункта, заготконторы. Молодежь участвовала в озеленении поселка, здесь проводились спортивные соревнования, развивалась художественная самодеятельность. В Пантаевке был создан колхоз «Дружба», хоздвор оборудовали во дворе железнодорожника Назаренко. Пытались вести совместное хозяйство, но времени для работы в колхозе у железнодорожников не было, и колхоз закрыли. Земли передали соседнему колхозу, а в поселке открыли продуктовый магазин, и ежемесячно на станцию приезжал культурно-хозяйственный поезд с вагонами – продовольственным, промтоварным, хозпомощи, вагоном-баней и вагоном-клубом с киноустановкой и библиотекой.

В начале 30-х, в годы неурожая, через станцию проходили на восток товарные и пассажирские поезда, заполненные молчаливыми угне-тенными людьми. Они ехали даже на крышах вагонов и везли в заплечных «торбах» вещи на Кубань, чтобы обменять их на зерно и продукты. До жителей Пантаевки доходили слухи о смерти людей от голода, но сами железнодорожники не голодали, их кормили свои огороды, своя скотина, им выдавали хлеб по карточкам, а дети обедали в школе. Пережили пантаевцы и страшные 1937-38 годы, а затем и бедствия Второй мировой, когда поселок был оккупирован немецкими войсками».

Присоединение и отсоединение

Статус поселка городского типа Пантаевка получила 10 февраля 1960 года, когда решением Кировоградского областного исполнительного комитета № 114 от 10 февраля были объединены населенный пункт Новая Жизнь Алек-сандрийского городского совета и Пантаевка Пантазиевского сельского совета Новопражского района (дело фонда № 144 «Пантаевский поселковый совет и его исполнительные органы» архивного отдела Александрийского городского совета).
В середине 1970-х годов основой экономики посёлка являлась добыча угля. В январе 1989 года численность населения составляла 3421 человек. По состоянию на 1 января 2013 года в поселке проживало 2733 человека. Сегодня здесь работает Детский дом, школа-интернат, которую решено было сделать лицеем-интернатом спортивного профиля, Дом культуры с библиотекой и клубом, амбулатория общей практики семейной медицины. После заявления об отделении поселка от города и входа Пантаевки в ОТГ встал вопрос о прекращении финансирования горсоветом библиотеки и амбулатории и сокращении их работников. Также прекращено движение автобусов на городском маршруте №10 до Пантаевки. Теперь вопросы жизнедеятельности поселка легли на плечи поселкового совета и его председателя Игоря Бульбы.

«Кладбище былой славы»

Когда-то один из самых крупных в СССР Морозовский угольный разрез около поселка Пантаевки сегодня стал интересным туристическим объектом. Угольный разрез «Морозовский» был введен в эксплуатацию в 1970 г. Его плановая мощность – 2,75 млн. тонн бурого угля в год. В свои лучшие времена разрез ежегодно давал свыше миллиона тонн угля. В 2004 г. добыча остановилась из-за финансовых проблем, предприятие ликвидировано в 2009-ом. Карьер постепенно был затоплен грунтовыми водами. Уникальную горнодобывающую технику порезали на металлолом. Это, в частности, гигантский шагающе-рельсовый роторный экскаватор ЭРШР-1600 массой около 4 тыс. тонн производительностью 1600 кубометров в час и единственный в Украине транспортно-отвальный мост длиной более 300 м. Он трофейный, привезен из Германии по завершении Великой Отечественной войны, где работал с 1929 года.

Шестикилометровый Морозовский угольный разрез вошел в число самых интересных «сталкерских» объектов Украины – то есть мест, привлекательных для экстремального промышленного туризма. В рейтинге мрачных призраков советского прошлого, опубликованном INSIDER, его назвали «объектом, поражающим воображение своими размерами и масштабами покинутой на произвол судьбы угледобывающей техники». Сталкерам интересно наблюдать, как природа забирает назад пространство, когда-то отвоеванное у нее человеком. Вода поднялась уже более чем на двадцать метров, а ее бирюзовый цвет указывает на значительную глубину и чистоту водоема.

Елена Карпачева

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень