9.01
2018

    В последнее время внешний облик Александрии заметно преображается. Улицы и площади благоустраиваются, появляются новые здания, ремонтируются и перестраиваются старые. Но ощутимо не хватает «изюминок» в виде малых архитектурных форм – скульптур и скульптурных композиций. В городах побольше с этим легче. Как правило, новые скульптуры создаются на частные деньги – своего рода знак уважения бизнеса родному городу. Правда, не всегда резная скамейка, беседка, памятник или символичный обелиск находят понимание у горожан и властей. Новая городская скульптура оказывается меж двух огней. С одной стороны, против нее нередко выступают местные чиновники, с другой – горожане охотно фотографируются на фоне новой достопримечательности, выкладывая снимки в социальных сетях.

    О том, как сделать родной город лучше, и чем современная скульптура отличается от привычной нам монументалистики тоталитарного периода, мы говорим со скульптором Еленой Додатко, которая приехала в Александрию в перерывах между заказами и симпозиумами. В галерее VashART на улице Чижевского, 8, в одном из самых старинных зданий нашего города мы пьем ароматный кофе из чашечек, сделанных Леной из шамотной глины.

    Елена – очень разноплановый скульптор. У нее красивая декоративная интерьерная керамика – фигурки, вазочки, чашки, выполненные в технике раку (nacked racu), и много разнообразных скульптур, установленных в разных городах Украины и зарубежья, – из чугуна, камня, бетона, металла, дерева. Ее работы, от графики до скульптуры, есть в Украине, в Польше, Литве, в Англии, в Турции, Франции. А еще Лена была участницей более 25 симпозиумов, в том числе международных. Симпозиум – это когда несколько скульпторов приезжают в один город и в течение нескольких недель создают произведения, чаще всего – ансамбль под открытым небом.

    Лена выросла в Александрии, окончила школу №9, училась в музыкальной школе по классу баяна, а потом решила перейти в художку. Это была середина учебного года, и тогдашний директор ДХШ Степан Николенко разрешил девочке походить на занятия вольным слушателем – программа сложная, вдруг не потянет или желание отпадет. Но желание не пропало, Лена ходила на занятия без пропусков, а ее работа была отправлена на конкурс. Скульптурой она увлеклась уже в период учебы в Днепропетровском театрально-художественном колледже. Девушка окончила Киевскую художественную академию по специальности скульптор. Работала в художественной школе в Днепре, реставратором в спасательной археологической службе. Сейчас живет и работает в Киеве. Делает все – роспись, лепку, скульптуру, от чашечек до монументальных объектов. Но больше всего ей нравится монументалистика. «Хочется делать городскую скульптуру, которая бы приносила радость жителям, чтобы к ней хотелось дотронуться, чтобы она взаимодействовала с пространством и людьми, жила не оторванно от них, не довлела над ними, – говорит Лена. – В Литве, где неофициально живет два миллиона граждан, в небольших городках очень популярны небольшие арт-объекты, вмонтированные в стены или в брусчатку, маленькие фонтаны. В Вильнюсе есть улочка литераторов, где каждый скульптор может своим творчеством отдать дань уважения любимому писателю. Современная скульптура – по большей части небольшая, но привлекающая внимание, не перегружающая пространство».

   В качестве иллюстрации Лена показывает «Зерно» – свою работу на симпозиуме во Франции: высеченное из камня проросшее зернышко пшеницы, символизирующее плодородие. Очень изящно, красиво, современно и оригинально. Беспрерывный цикл – зерно прорастает и дает новую жизнь. Можно взять на вооружение аграриям Александрийщины.

   В Александрии много лет витает идея установить памятник основателю города казаку Усу. Но ее воплощению мешает отсутствие финансов. Елена подтверждает: скульптура – это серьезные финансы. Для примера, килограмм литья из бронзы на литейно-кузнечном заводе в селе Вишневом (под Киевом), где качественно отливаются скульптуры для всей Украины, стоит 30 долларов. Это только за материал, без учета работы художника, доставки, установки и обустройства постамента. А памятник должен стоять в упорядоченном пространстве, освещаться. Качественный гранитный блок для скульптуры стоит около 6-7 тысяч гривен за кубический метр. И работа по камню дорогая – только диски для болгарки стоят 50-60 евро, а таких дисков нужно несколько. Если переплавлять поваленный бронзовый памятник Ленину, то на местном уровне это невозможно, а доставка до того же Вишневого или до Львова и работа тоже недешевые.

   Удачным тандемом бизнеса и власти можно назвать создание арт-объектов в Сосновом Бору в Черкассах. В прошлом году там была изготовлена и установлена Трипольская альтанка, созданная группой скульпторов, в которую входила и Елена Додатко. Все «удовольствие» обошлось в сумму больше 150 тысяч гривен – с установкой, оплатой работы художникам и укладкой тротуарной плитки.

   Скульпторы сумели убедить городскую власть и дирекцию парков, что это будет эксклюзив. И действительно, альтанка оказалась одним из самых удачных проектов в Украине, стала местной достопримечательностью: нестандартное решение, в котором показана связь времен – от древности до современности. Трипольская культура – самая древняя на территории Украины, и скульпторы решили популяризировать ее, используя для украшения дубовых колонн трипольскую орнаменталистику. Питьевой фонтанчик в середине альтанки тоже выполнен в виде трипольских кувшинов. Кроме того, в альтанке воплощены этапы эволюции: внизу – камень, выше – дерево, металл и стекло. Лена делала фигурки быков, украшающих вершины четырех колонн, вырезала их из дерева бензопилой. За год альтанка стала одной из визитных карточек города, местом силы, мастера стали выпускать магнитики с ее изображением. В этом году в Сосновом Бору та же команда создала еще одну локацию – доисторического змея из фибробетона, как бы выныривающего из-под земли.

   Вообще симпозиумы – это взаимовыгодное сотрудничество: местная власть поддерживает творческих людей, а они, в свою очередь, создают в городах уникальные и неповторимые культурные объекты. В Александрии оплата проживания скульпторов обошлась бы недорого в сравнении с другими городами, но польза была бы очевидной: в городе много объектов требуют оформления и доработки, а их можно было бы превратить в достопримечательности.

    Какие скульптуры смотрелись бы органично в таких городах, как Александрия? «Для того, чтобы их потом не снесли, это должны быть архитектонические, красиво оформленные работы, не посвященные политике и политикам, украшающие город, – считает Елена. – В Александрии сравнительно мало архитектурных памяток – старых зданий, поэтому классическая скульптура будет проигрывать, нужно что-то более нестандартное, современное. Как работы Захи Хадид. На фоне простых лаконичных форм советских построек выигрышно смотрелись бы кубистические скульптуры. Или связанные с сельским хозяйством. Не колхозницы и рабочие, которые ушли в прошлое, а новое урбанистическое искусство – нестандартный подход, незаезженные решения, связь с древними корнями, но без шароварщины. Даже обычный репейник можно интересно интерпретировать в скульптуре. Или вот идея: «Солнце Александрии» – море вариантов. Я за незаштампованное искусство, не оторванное от реальности, но и не заезженное, от чего все устали, а стилистически необычное, но привлекающее. Главное – продуманная подача. Как памятник жертвам коммунизма в Праге – исчезающие фигуры людей. Или туфли на набережной Дуная – мемориал в память о жертвах Холокоста в Будапеште… Простые, обыденные вещи могут передать эмоции так, как ничто другое, и стимулировать к размышлениям. Без героики, и патетики, и пафоса. Нужно избавляться от стереотипов, хоть это и сложно. Очень важно правильно выбрать место для установки: оформление, пространство, освещение».

   Среди работ Елены Додатко – оранжерея, оформленная как древний камбоджийский храм Ангкор-Ват, «Русалка» высотой 230 см в селе Русовом Винницкой области, скульптура «Вероника подает плат Христу» в Хорватии. Есть и небольшие скульптуры – обиженная девочка и мальчик со спущенными колготками – для детской площадки (согласитесь, это намного лучше, чем лебеди и Чебурашки из шин), маленькая хористка. Есть работы в стиле африканской скульптуры. А вот – раскрытая семечка, выполненная из треснутой головешки – здесь использована текстура дерева.

   Так что если поступит предложение, Елена с удовольствием украсит родной город. А пока девушка собирается на очередной международный симпозиум в Египет. Также ей хотелось бы побывать в Корее, Китае и Японии – на развитом Востоке. «Мне очень нравится минимализм, где на первый план выходят форма и текстура. Интересно там, где все отличается от нас, жизнь совсем другая. Чем больше стран – тем больше опыта, впечатлений. Я с детства мечтала путешествовать. И сейчас, когда меня приглашают как скульптора, нашла вариант, как увидеть страны изнутри – не такими, как их показывают туристам», – рассказала скульптор, маленькая, хрупкая девушка, мастерски владеющая бензопилой и болгаркой.

Елена Карпачева

 

Один комментарий

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень