Незаменимая профессия
Так в жизни устроено, что со временем некоторые профессии уходят в прошлое, с развитием технического прогресса людей заменяют машины и компьютеры. Но есть такие профессии, которые всегда были и будут. Среди них в первых рядах – работа медсестер. С уходом за больными, который нужен во все времена, не справится ни один робот. Здесь нужны тепло человеческих рук, любовь и забота, внимание и умение чувствовать другого человека. Без сомнения, медсестры заслужили собственный, отдельный профессиональный праздник. Он отмечается 12 мая – международный День медицинской сестры – в день рождения одной из знаменитых англичанок, Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны (1853-1856) организовала первую в мире службу сестер милосердия.
Старшая медсестра палаты интенсивной терапии Александрийской центральной районной больницы Татьяна Бонецкая по окончании Александрийского медучилища больше 26 лет работает в терапевтическом отделении. Она – продолжательница династии: ее мама, Валентина Наумовна Гелей, всю жизнь проработала медсестрой в хирургическом отделении районной больницы.
Работа у старшей медсестры ответственная, больные тяжелые. В палату интенсивной терапии поступают пациенты в неотложных состояниях – с инфарктами, инсультами, гипертоническими кризами, транзиторными ишемическими атаками, отравлениями, аллергией, судорожными синдромами – в основном, их привозит скорая помощь. Поэтому с ними работают опытные врачи и их правые руки – медицинские сестры высшей категории. Нагрузка большая, требуются углубленные знания и опыт. Больных нужно вывести из тяжелого состояния, стабилизировать и тогда уже можно перевести в общую палату – выздоравливать.
В подчинении у Татьяны Васильевны четыре медсестры, но она говорит:
– Нас пятеро. Я тоже работаю посменно, сутки через трое, как и все остальные. И мне это нравится – я не теряю практику, которая в нашей работе так много значит. Не отказываюсь от дежурных смен и знаю все, чем живет отделение. 26 лет назад, когда я начала работать, не было столько тяжелых больных. Сегодня инфаркты и инсульты значительно «помолодели». Украинцы не стали здоровее. Болезням сердца способствуют снижение уровня жизни и негатив, который льется с экранов телевизоров. А положительные эмоции в дефиците.
– Требования к медсестре остаются такими же, как и много лет назад?
– Да. Чем тяжелее больной, тем больше, кроме основного лечения, он нуждается в уходе и внимании. Доброта, внимание, компетентность, сдержанность и собранность – вот главные качества хорошей медсестры. И спокойствие, без лишней суеты. Спокойна медсестра – спокойны пациенты. Я всегда разговариваю с пациентами, отвечаю на все интересующие их вопросы, касающиеся лечения и ухода.
– Часто приходится слышать жалобы самих пациентов и их родственников – мол, медсестру в палату к больным не дозовешься, особенно по ночам.
– У нас в палате интенсивной терапии установлено круглосуточное видеонаблюдение за пациентами, поэтому медсестра на посту постоянно контролирует ситуацию, попутно ведя документацию, которой в последнее время стало еще больше. Пост находится рядом с палатой, больные подключены к самым современным аппаратам измерения артериального давления и частоты сокращений сердца.
– Чего ждут от медсестры врачи и пациенты?
– Врачу нужны исполнительность, профессионализм, быстрота реакции, умение понимать с полуслова и даже по взгляду. У медсестры в голове постоянно должны быть все тонкости организации диагностических и лабораторных обследований. Все должно делаться быстро, точно и компетентно. Тогда врачу будет легко работаться с медсестрой.
Для пациента медсестра – близкий человек в больнице. Она всегда находится рядом, она ближе. Врачей мало, пациентов много – доктор осмотрел больного, сделал назначения и спешит к другим. Нагрузка у врачей огромная. А медсестра остается с пациентом, выполняет предписания врача, морально поддерживает больного. У болезни нет праздников, выходных, она не ждет подходящего момента, подстерегает внезапно. Поэтому и у нас такая работа – непрекращающаяся, круглосуточная. Нужно быть готовым в любой момент оказать квалифицированную помощь. И когда есть положительный результат – это приятно! Больному становится легче, он прошепчет «Спасибо» – и на душе становится светлее. Работая с людьми, всегда думаю: а если бы я была на месте пациента, как бы я хотела, чтобы со мной обращались?
– Это сегодня редкое качество – умение ставить себя на место другого. Вы сумели его сохранить, а ведь бытует мнение, что с годами люди теряют чувствительность, как говорится, грубеют душой…
– Действительно, часто у людей, ежедневно сталкивающихся со смертью, бедой, горем и стрессами, происходит деформация личности, развивается профессиональная черствость. Но нам нельзя черстветь, мы же для того и нужны, чтобы помочь людям в беде. Не злиться, если больной десять раз переспросит, как принимать лекарство. Повторить, принести, подать, успокоить, обмыть. Объяснить, что нужно внимательнее относиться к своему здоровью. Не ждать до последнего, что само пройдет, а идти в поликлинику, к врачу. Не доводить себя до тяжелого состояния.
– 26 лет на работе, где ежедневно сталкиваешься с болезнями и горем – чему они вас научили?
– Нужно стараться вести здоровый образ жизни, это работает. Не затягивать с визитом к врачу, лечить болезни на ранних этапах, а если все запущено – научиться с этим жить, и люди живут! Я люблю свою работу. Она и в жизни пригождается – для лечения собственных детей, ухода за пожилыми родителями, которым нужно больше любви, внимания и терпения.
– Люди сейчас не доверяют медикам. Им проще пойти в аптеку, где посоветуют, чем и как лечиться.
– Доверие между врачом и пациентом очень важно. И медицинская реформа, согласно которой люди сами будут выбирать, у какого терапевта наблюдаться и лечиться, будет этому способствовать. Если нет доверия к одному, нужно не терять надежды и искать другого врача.
– Сегодня снимается много сериалов о работе медиков. Какой ближе всего к реальности?
– Пожалуй, «Склифософский». В каждом фильме есть доля правды, но чтобы узнать ее всю, нужно работать в медицине. Почему много комедийных фильмов о нашей профессии? На самом деле за каждой шуткой стоит какая-то серьезная проблема. Но шутка у медиков – это минутка расслабления перед следующей серьезной задачей, своего рода перезарядка. Нельзя все время держать мозг в напряжении. Да и пациенты любят, когда к ним подходишь с улыбкой.
Елена Карпачева
С времен Ачаковских,…и до аннексии Крыма…
По прежнему достойно не вознаграждены незаменимые, заботливые, жертвенные стражи Жизни.
Мне нравится! 0