Народная артистка Александрии
Этот спектакль не оставил равнодушным ни одного зрителя. В зале было много молодежи, некоторые снимали отрывки на мобильники и делали селфи на фоне сцены. Люди постарше по окончании спектакля выходили из зала, вытирая слезы. 13 мая на сцене ДК «Светлопольский» народный аматорский театр юного зрителя «Апельсин» снова показал александрийцам фантасмагорию по пьесе Аси Котляр «Ангелы не плачут». Режиссер Светлана Мозговая, как всегда, сумела удивить и растрогать зрителя, оставив его наедине с размышлениями о своей жизни и философией бытия. На сцене – всего четыре действующих лица. Алкашка Нюра, студентка Аня и два ангела – Ангел Света и Ангел Тьмы. Они всегда рядом. Никто не узнал бы про свет, если бы не было тьмы. А мы всегда оказываемся в том времени и месте, где должны быть. Спившаяся женщина – это студентка через 35 лет. Это встреча прошлого и будущего. Кто из них останется? Нюрка, доживающая никчемную жизнь, или Аня, у которой впереди страшная судьба? Да, говорят, что ангелы не плачут. Они просто делают то, что должны. А к кому из этих ангелов прислушиваться – каждый решает сам. В этом и есть свобода выбора… Эту мысль очень усиливает звучащая в спектакле мелодия песни «Как молоды мы были», в голове крутится «ничто на Земле не проходит бесследно». Блестящую режиссерскую задумку талантливо воплотили актеры Анастасия Криндач (Аня), Роман Стец (Агнел Света), Андрей Литвинов (Ангел Тьмы) и Татьяна Бессмольная, которая призналась: «Ангелы не плачут» – это год моей жизни. Я сама через все это прошла».
Роль алкоголички Нюры, которую сыграла Татьяна Бессмольная, была признана лучшей на ежегодном фестивале «Театральная весна Кировоградщины». Этот «Оскар» местного значения за лучшую женскую роль Татьяне Николаевне присуждался уже не раз. Коллеги называют Бессмольную народной артисткой и александрийской Адой Роговцевой. С ней уважительно общаются артисты областного театра им. Кропивницкого. Режиссер Юрий Дзбановский называет ее сердцем и душой народного аматорского театра.
Татьяна Николаевна на сцене более 40 лет – с 1975 года. Столько ролей сыграно – главных и второстепенных, столько образов воплощено! И столько еще впереди!
Она привыкла заботиться о себе сама, быть лидером, честно говорить все в глаза и работать с полной отдачей – этому ее научило детдомовское детство. Еще в школьные годы Татьяна, как лучшая ученица, была награждена путевкой в лагерь «Молодая гвардия» и побывала в Одесском театре оперы и балета на спектакле «Щелкунчик». После этого сцена стала ее мечтой. Всю ночь девочка не могла уснуть, считала звезды на небе и представляла себя на сцене – играющей и танцующей.
После школы-интерната Татьяна закончила Херсонское культпросветучилище по специально-сти хореограф, потом – Киевский государствен-ный институт культуры им. Корнейчука, где получила диплом режиссера массовых мероприятий. В Александрию приехала с мужем, музыкантом и преподавателем педучилища Владимиром Бессмольным, в 1975 году. И влюбилась в этот город: «Где бы я ни была, очень скучаю по Александрии, меня сюда тянет, как магнитом. Первое, что меня поразило в тогда еще шахтерской Александрии, – доброта его жителей».
Татьяна Бессмольная преподавала режиссуру массовых мероприятий и клубоведение в Александрийском училище культуры, вела концерты, творческие вечера, была режиссером первого Дня города в Александрии и мероприятий по чествованию летчика-космонавта Л.Попова. В ПТУ №7 создала хореографический коллектив «Світанок», который исполнял народные танцы, выступал в Киеве, его показывали по телевидению, что в те годы было признанием.
Сразу по приезде в Александрию Татьяна стала играть в театре. Режиссер Донец пригласил ее на роль девушки-почтальона Надежды в спектакль «Одна береза знает». Она попробовала – и осталась в театре. Потому, что сцена – это наркотик. Почувствуешь ее один раз – и все, заболел навсегда.
Она работала тамадой на свадьбах и ведущей на похоронах. Пропускает все через себя и остро чувствует людей, горюет и радуется вместе с ними. Поэтому может воплотить любой образ. Зрителям запомнились ее Секлета Лимериха из пьесы М.Старицкого «За двумя зайцами», Настасья Мерчуткина из чеховского «Юбилея», потерявшая рассудок мать замученной в концлагере девушки из спектакля по пьесе Алексея Дударева «Рядовые». Сыграть в фантасмагории «Ангелы не плачут» Бессмольной предложили за месяц до премьеры. Она прочитала и сразу согласилась. Обычно, уже читая сценарий, Татьяна Николаевна создает в воображении будущий образ своей героини.
– Когда роль не нравится – я ее играю, когда моя – живу ею, проживаю этот образ на сцене, – говорит она. – На репетиции театра я всегда иду через сцену. Когда никого в зале нет, останавливаюсь и обязательно читаю какой-нибудь фрагмент своей роли. И каждый раз кланяюсь сцене и говорю: «Здравствуй, моя дорогая! Я по тебе скучала. Знаю, что и ты по мне тоже». В Кропивницком, когда мы впервые показывали «Рядовых», на сцене областного театра, где играли корифеи, я стояла на коленях. Ощущала ту атмосферу, красоту и величие театра.
– На презентации книги Тамары Аноко «Каштанова весна Олександрії» вы так проникновенно читали стихотворение о заробитчанке. И добавили, что вас эта участь тоже не миновала.
– В 90-е годы денег катастрофически не хватало, работы не было, у дочери двое детей. Я тогда работала в аграрном колледже и подрабатывала, где могла, торговала ядохимикатами на рынке. Потом поехала на заработки в Москву, три месяца продавала одежду на Черкизовском рынке. И там пригодился актерский талант. В январе побывала на Рождественских встречах Аллы Пугачевой и на следующий день должна была возвращаться домой. Но… меня сбила машина. Все заработанные деньги пришлось потратить на лечение, а домой вернулась со второй группой инвалидности, перенесла две операции. Дома сидеть не было возможности, пришлось искать работу. Я благодарна Ю.Беланюку, который взял меня на работу директором студенческого клуба в КИРУЭ. Потом вслед за ним я пришла в «ДК «Светлопольскиий», где была художественным руководителем.
– Какие роли вы любите играть?
– Могу сыграть любую, но мне больше нравятся трагикомические, а зритель любит меня в комедийных ролях. В постановках народного аматорского театра я играла на сцене с Ией Мамаевой, Марией Полищук, Елизаветой Арской, Владимиром Яценко. Сейчас пришла молодежь, многих привела я. Они как цыплята вокруг меня, прислушиваются, ловят каждый штрих, каждое слово. С Оксаной Радомской я ездила в одном автобусе. И каждый раз засматривалась на ее глаза – они созданы для сцены, их должен видеть зритель, ими можно передать любые чувства. Я пригласила ее. Она пришла и осталась. Очень талантливая актриса.
– Вы копируете любимых актрис (ту же Аду Роговцеву) или вырабатываете свой стиль?
– Конечно, свой. Многие образы беру из жизни. Вот ставили мы пьесу «Вечер». Тема вымирающего села, где остались всего три старика – два мужика за 80 и женщина. Они выживают, как могут, и каждый день встречаются у колодца. Для того, чтобы сыграть Ганну, я каждый день наблюдала из окна за соседкой – бабушкой Ганной – как она ходит, разговаривает, улыбается, склоняется на палочку, метет двор, завязывает платок. Эти повадки очень важны для создания образа, их нужно уловить в ком-то. И когда я показала запись спектакля сестре этой бабушки, она заплакала: «Это моя Ганнуся! Ты так передала ее!».
– Вы всегда прекрасно выглядите. В чем ваш секрет?
– Женщина должна любить себя и следить за собой. Никогда не появляться на людях неряшливой. А если ты известный, публичный человек – тем более. Я иду в театр, меня видит молодежь. Я всю жизнь работаю с молодежью. Даже после операции на второй день я уже попросила принести мне косметику, чтобы хорошо выглядеть. Времени на себя мало. Болеют муж, дочь. Всем нужно помочь, уделить внимание. Болезнь дочери выбила меня из колеи. Но мы держимся. Хочу поблагодарить всех, кто нам помог. Поддержка от города была огромной. Обследования, облучение, лечение – все, что можно было продать, мы продали. Плюс очень помогли люди, в том числе мой родной театр. Спасибо им. Театр – это семья, всегда вместе – и в радости, и в горе.
– В ком вы видите будущее александрийского театра?
– Талантливой молодежи много. Отдельно хочу выделить актрису и режиссера театра юного зрителя «Апельсин» Светлану Мозговую. Она превзошла все мои ожидания. Я ее люблю и радуюсь ее успехам. Очень радуюсь за Диму Клюева и других ребят, которые нашли себя, благодаря ДК «Светлопольский». Говорят, важнейшим из искусств является кино. Нет! Самое лучшее в жизни – это книга и театр. Общение с живым искусством всегда лучше. Кино можно посмотреть хоть десять раз, и оно всегда будет одинаковым. А спектакль каждый раз разный. Каждый раз актеры играют по-другому. Невозможно дважды сыграть одну и ту же роль одинаково.
Елена Карпачева
Залишити відповідь