27.03
2018

    В 2018 году в Украине началась реформа школьного образования. Изменений предполагается множество. Так, среднее образование будет разделено на три уровня: начальное образование – продолжительностью четыре года; базовое среднее образование – пять лет, профильное среднее образование – три года. Первоклассники, которые пойдут в школу осенью этого года, будут учиться 12 лет.


    Чтобы посмотреть, как будут на практике работать предложе-нные новшества, 100 школ Украины, среди которых александрийское ОУЗ № 15, приняли участие в пилотном проекте “Новая украинская школа”, который стартовал 1 сентября 2017 года. О том, что представляет собой этот проект и о реформировании школьного образования наш сегодняшний разговор с директором 15-й школы Борисом Кравченко и Светланой Биленко – учителем 1-Б класса, который участвует в данном эксперименте.

      – Новый Государственный стандарт начального образования разработан на основе классической и современной педагогики Украины и мира с применением новейших инновационных практик, – говорит Кравченко. – Его целью является гармоничное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей, физического, психического и умственного развития, а также воспитание общечеловеческих ценностей, развитие самостоятельности, творчества и любо-знательности. При этом упор делается на “педагогику партнерства”. В основе такой педагогики – взаимодействие и сотрудничество между учителем, учеником и родителями, которые объединены общими целями. Здесь они являются единомышленниками и равноправными участниками образовательного процесса, ответственными за результат.

    Этот проект предусматривает разделение на два цикла обучения – 1-2 классы и 3-4 классы с использованием игровых методов в первом цикле и интегрированно-предметных – во втором. В учебных программах предусмотрено 20% резервного времени, которые учитель может использовать по своему усмотрению. Это может быть, например, изучение окружающей среды, экскурсии, краеведческие исследования, опытно-познавательные проекты, в частности, по инициативе самих детей. Выбор содержания и форм организации такой учебно-познавательной практики учебное заведение определяет самостоятельно.

   – Как ваша школа попала в проект?

  – В начале лета 2017 года нами была подана заявка на участие в проведении всеукраинского эксперимента по теме: «Разработка и внедрение учебно-методического обеспечения начального образования в условиях реализации нового Государственного стандарта начального общего среднего образования» на базе общеобразовательных учебных заведений на 2017-2022 годы. А в июле были определены 100 школ и 200 первых классов, участвующих в пилотном проекте «Новая украинская школа». А так как реализация пилотного проекта должна происходить на базах различных учебных заведений, было выбрано наше общеобразовательное учебное заведение. При этом Министерством образования учитывалась материальная база учреждения, опыт педагогов, согласие родителей и желание коллектива.

   Для реализации проекта за средства местного бюджета был проведен капитальный ремонт классов, приобретены комплекты мебели и необходимая оргтехника, а за средства Государственного бюджета закуплены два мультимедийных комплекса. Методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса обеспечивает наше профильное министерство. Министерство образования и науки создало и поддерживает национальные электронные платформы «Новая Украинская Школа» и EdEra, которые помогают учителям самостоятельно конструировать учебные программы.

   – Кто принимает участие в проекте?

  – Проект реализуется в двух первых классах, в которых 46 учеников. Главным условием участия в эксперименте было согласие родителей на привлечение детей к обучению в рамках проекта. А для детей, чьи родители имели сомнения, было предложено обучение в классе, в котором занятия идут по обычной программе.

   Педагоги, которые задействованы в пилотном проекте, постоянно проходят обучение, участвуют в семинарах, круглых столах. Так, с 27 февраля по 1 марта на базе нашего учебного заведения прошла очная сессия подготовки педагогов Кировоградщины по программе “Новой украинской школы”. В течение трех дней переподготовку прошли более 150 педагогов из Александрии, Знаменки, Александровского, Александрийского и Знаменского районов.

   – Как непосредственно идёт процесс обучения?

  – После того, как были определены классы, которые будут работать по новым программам, – рассказывает С.Биленко, – были проведены собрания с родителями будущих учеников. Им была разъяснена суть нововведений и предложен выбор – отдать ребёнка в обычный класс или экспериментальный. Можно сказать, что родители с оптимизмом встретили предложение и охотно отдавали детей в экспериментальные классы.

   Мы, преподаватели, со своей стороны, конечно, переживали, как пойдёт процесс, как его воспримут дети и их родители. Но, забегая наперёд, могу сказать, что все страхи остались позади, и сейчас, сравнивая предыдущие методики обучения с новыми, отмечаю множество положительных моментов.

    Главное – нам удалось добиться того, что дети хотят учиться, им интересно, они активны, а учителя воспринимают, как старшего друга. Помню, если раньше, бывало, родители жаловались, что дети перегружены, что в программах много такого, что даже взрослые не понимают, то теперь говорят, что их дети довольны, им это интересно, это приносит им удовольствие.

   Здесь немаловажную роль играет то, что теперь школьный класс – это не просто место для изучения каких-то наук, а территория для познания мира, причем максимально приближенная к домашней обстановке. Здесь дети не только слушатели, но и активные участники процесса. Для примера два маленьких штриха. Каждый день они самостоятельно выбирают человека дня, а по утрам на специальном «барометре» могут отмечать, с каким настроении приходят в школу.

   В освоении новых программ нам серьёзно помогает Министерство образования. Все учителя, задействованные в эксперименте, прошли специальные курсы, а каждую неделю нам приходят модельные учебные программы. Причём их бывает несколько вариантов, среди которых преподаватель может выбрать наиболее подходящий для него.

   Если говорить конкретно о процессе обучения, то все базовые предметы остались, например, украинский язык – 5 часов в неделю, математика, физкультура – 3, английский – 2. А вот трудовое обучение, природоведение, основы здоровья объединили. Теперь по новой методике мы занимаемся 7 часов. На практике это выглядит таким образом: каждую неделю мы посвящаем изучению определённого явления или стороне нашей жизни. Темы самые разные: «я и мои друзья», «еда», «мода», «путешествия», «профессии», «спорт», «книга» и так далее. Например, на этой неделе темой изучения был транспорт. Мы знакомились с его видами, правилами поведения, дорожными знаками, экологическими аспектами, решали задачи с участием транспортных средств, делали аппликации машин. То есть в одной теме мы объединили элементы математики, труда, истории, природоведения и игры…»

  Если подвести небольшой итог начатой работы, то, думаю, что это правильное направление в организации обучения, которое позволит нашим детям получить хорошие знания и стать достойными членами общества.

Г. Сергеев

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень