1.05
2018

    Домик, дерево, солнышко – это все, что вы можете нарисовать сегодня? Помните те очень важные миру каракули, которые вы с любовью выводили на обоях в зале? Цветные карандаши, которые терялись и потом совершенно неожиданно магическим образом оказывались на диване, под кроватью, в сахарнице или на полочке в ванной; краски, которые абсолютно без вашего участия смешивались и через несколько дней сложно было определить, где какой цвет; пластилин, раскраски, трафареты, аппликации – все это возвращает нас в детство.


  А что и как сегодня рисуют современные дети? Правда ли, что темы для рисования меняются с возрастом? Как влияют на изображение новые знания и опыт? «Конечно, рисунки современных детей отличаются от работ их сверстников, сделанных, например, 15 или 20 лет назад, – рассказывает учитель изобразительного искусства с 20-летним стажем Александр Мозговой. – Но есть темы, близкие детям всех поколений: люди, семья, природа, животные, машины, дома и строения. У современных детей есть свой определенный круг интересов, среди которых немаловажную роль занимают смартфоны – они всецело живут в этом электронном мире. У них свои герои сериалов, мультфильмов и игр. Я ко всему этому отношусь толерантно и с пониманием, пытаюсь идти в ногу со временем, таким образом родилась, например, идея рисунка на тему «Поклонение смартфону». Эра стремительного технического прогресса не может не влиять, в первую очередь, на наших детей. Единственное, что лично меня беспокоит, – это некое отсутствие полета фантазии. Допустим, я помню, что рисовали дети 10-15 лет тому назад на тему Космоса – формы, цвета, герои, фантазия была интереснейшей, порой доходящей до абсурда. Но это здорово, когда ребенок может придумать что-то, чего никогда не видел. Сейчас дети несколько скованны, мышление несколько стереотипно, они часто задают вопрос: «А можно, я вот так нарисую?», это в том случае, когда я даю полную свободу – фантазируйте, что хотите. И оказывается, космос их сегодня практически не будоражит».

  «Колоссальную важность имеет детский рисунок для гармоничного развития личности. В становлении человека важной частью процессов развития есть понимание образов, символов и форм, которые создаются нашей психикой для гармонизации. Своими понятиями, как можно и как нельзя рисовать, мы закрываем ребенку путь к самопознанию и самопониманию. Ведь через свой рисунок намного легче понять и познать себя, что априори становится невозможным, когда с самого детства нас учат присматриваться к другим», – рассказывает Светлана Писковая, преподаватель изобразительного искусства, руководитель технического направления Александрийского филиала Малой академии наук, инженер-конструктор по образованию, воспитанники которой именно благодаря вовремя развитой фантазии, подкрепленной техническими знаниями физики и химии, ежегодно становятся лауреатами и победителями международных конкурсов, а после учатся и работают на зарубежные компании-киты.

    Здесь, предвкушаю, многие могут возразить: как же ребенок должен видеть вещи правильной формы и в правильных цветах? «Понятие «правильно» само по себе абстрактное. Ведь небо не всегда голубое, а солнце далеко не желтое, продолжает С.Писковая. – Если внимательно присмотреться, то вы и сами увидите в небе более 30 оттенков разных цветов. А в радуге далеко не семь цветов, ведь существуют законы преломления лучей – об этом я начинаю рассказывать детям на уроках изобразительного искусства еще в 5-6 классе. Я никогда не показываю, как нарисовать то или иное – я много рассказываю, но ни одного примера, иначе они не включат фантазию, а попросту скопируют образы. Точно так же цвет и форма, линии на листе бумаги являются способом самовыражения ребенка, и как только мамочка начинает комментировать, что солнышко должно быть круглым, глядя на квадратное солнышко ребенка, он тут же найдет другой способ самовыражения, и это будут капризы, крики и т.д. Дети, которых не блокируют подобными правилами, обречены на успешное будущее во всех своих начинания».

   Современные психологи говорят, что в дошкольном возрасте, когда у ребенка проходит очень тонкий и важный этап взросления – социализация, рисунок даст вам понять возможные трудности и переживания по этому поводу. Но только если вы не запрещали рисовать ребенку то, что он хочет. Например, я как-то читала работу дошкольного психолога, в которой была описана следующая ситуация: одна мамочка, у которой ребенок очень агрессивен по отношению к другим, гордилась тем, что всегда запрещала рисовать войну и драки. Так вот ребенок и принес все, что мог оставить на листе бумаги, в реальные социальные отношения с миром. Ребенок имеет право на свой сюрреализм, поэтому исправлять рисунки ребенка, пробовать делать их более красивыми или правильными категорически нельзя. Если ребенок привыкнет к такой позиции, то ошибки во взрослой жизни тоже будете исправлять вы. Каждый случайный рисунок ребенка – это избавление от негативных состояний, эмоций, которые он не смог проговорить, энергии, которую некуда бросить. Поэтому, когда родители начинают помогать с сюжетами, то неосознанно блокируют психологический канал, с помощью которого ребенок может стабилизировать свое психоэмоциональное состояние. Можно помочь ребенку с выбором сюжета тогда, когда он очень этого просит, и то только волшебной фразой – «Рисуй, что хочется рисовать».

    «У нас дети занимаются в мастерской Петриковской росписи. Признаюсь, я не заметила, что они боятся включать фантазию. Может, от мастера зависит, – делится мнением галерист Ирина Кваша. – А по своему опыту скажу: работы на конкурс рисунка приходят фантастические. Кто занимается с преподавателем, кто без – у всех рисунки добрые и чистые. Но многое, как я заметила, зависит и от родителей. Бывает, огонек в глазах детей гаснет из-за каких-то стереотипных поступков и мнений родителей. На последний конкурс к нам принесли 75 рисунков, возраст участников был от 2-3 лет до 16. Лично я была в восторге и благодарна всем участникам и их родителям!».

   «Никогда не стоит критиковать и сравнивать рисунки ребенка с другими, – отмечает преподаватель А.Мозговой. – Через принятие продукта творческой деятельности вашего ребенка вы принимаете процесс его становления как личности. Ведь логика ребенка такова: если рисунок плохой, значит, и я для мамы плохой. Поэтому не бойтесь перехвалить ребенка, ведь каждый рисунок – это частичка проявления его души, его индивидуальности и неповторимости. Важно заметить, что процесс рисования для детей – это способ самопознания, и очень важно не упускать такого важного психологического и педагогического инструмента, как рисунок. Если родители постоянно возвращают ребенка в суровую реальность, это значительно уменьшает способность фантазировать у детей, обедняется интеллектуальное развитие личности, снижаются возможности креативного, образного мышления».

     А ведь если задуматься… Перед тем, как чему-то появиться в реальности, это появляется у кого-то в фантазии. Например, несмотря на успех многих проектов Теслы, над его идеями в те времена смеялись, однако сейчас к его разработкам отнеслись бы с должным уважением. Любое открытие кажется поначалу невозможным, нелепым и фантастическим. Не только «диванные» эксперты саркастически смеются над ним, но и серьезные научные умы отвергают и пренебрегают неизведанной информацией. Но так или иначе – все это вопрос времени. Вопрос еще в том, чтобы не забивать умы, которые могут что-нибудь нафантазировать для будущего, да и просто для себя – реализовать идею, которая не разрушится из-за стереотипного мышления.

   Поэтому не стоит рушить в своем ребенке творца! Важно поддержать то, что сам ребенок начинает гордиться собой, когда видит продукты своего творчества в тех же рисунках, что является наилучшим средством для психологической профилактики невротических расстройств личности, тревог, страхов и низкой самооценки – на этом основываются выводы психологов. Ну, а уж сумеем ли мы гордиться своими детьми – вопрос индивидуальный. Рисунок является самой первой формой самовыражения человечества и самым древним средством социализации. Наскальные рисунки передают нам весь путь развития общества и цивилизации, потому ребенку, наверное, также нужно пройти свой путь развития в рисунках.

Арина Саржевская

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень