7.07
2021

Кто-то ненавидит времена СССР, кто-то по ним скучает, а кто-то просто ностальгирует по временам своей молодости, бесшабашной юности и творческих порывов. Один из них – Павел Завидчак, который всю свою жизнь посвятил музыке. И не просто музыке, а “кабацкой эстраде”.

Когда он выставил в Facebbok фото известного музыканта тех лет – Анатолия Акулова, это вызвало большой интерес в соцсети, а мы в свою очередь решили встретиться с автором и расспросить о прошлом.
– Я занялся музыкой в 1974 году, когда начал учиться в музыкальной школе, в 1977-78 участвовал в ансамбле «Звонкие голоса» при ДК «Светлопольский», в это же время начал играть в ресторанах на подмене и организовал свою группу ВИА «Паром», – рассказал Павел. – Где-то в этот период я и познакомился с Акуловым. Это удивительный человек – он знал всех, его знали все. Он со всеми дружил и делал вещи по тем временам уникальные. Например, шил отличные джинсы и рубашки. Кто помнит, какой это был дефицит! Тогда не то что джинсы, материал достать было невозможно. Но он умудрялся доставать. Насколько я знаю, он сдружился с французами, которые принимали участие в строительстве цеха КМП на «ЭТАЛе», и они привозили ему ткань и фурнитуру.
Но главным его коньком были музыкальные инструменты. Те гитары, которые продавались в советских магазинах, называли “лопатами”. Само название говорит о качестве их звучания. Хороший инструмент стоил огромных денег. Я, например, продал “Москвич” за 2 тысячи рублей, чтобы приобрести настоящую гитару.
Умельцы умудрялись делать гитары сами: доска, звукосниматель, гриф – и вперёд! Но Акулов стал в этом деле асом. Кстати, я позже выменял свою американскую гитару на его самодельную. Его инструменты звучали на порядок лучше даже, чем у известных производителей. И отличить его инструмент от «фирмы» непосвященному было невозможно. Сейчас его гитары есть в коллекциях иностранных любителей музыки. Несколько – в одной из киевских студий. Ее хозяин Анатолий Дыбец сдает их на прокат украинским звёздам эстрады. Часто к нему приезжают, как в музей – посмотреть, пощупать, по- играть на знаменитых инструментах…
Для ресторанных музыкантов 70-80-е годы были золотым веком. Их называли “лабухами”, но их уважали, с ними хотели дружить. Я сам “лабал” много лет. Играл практически во всех ресторанах города. С 1997 по 2016 – в “Лагуне”.
Особые отношения были у нас с властями. Тогда за всем был партийный контроль. Репертуар ресторанных песен утверждался в горкоме партии. Это было порядка 15 песен, которые, естественно, слушать никто не хотел, в том числе и сама партийная номенклатура. И вместо комсомольской тематики мы “лабали” хиты тех лет. Бывало у входа в “Шахтер” ставили кого-то на “шухер”, чтобы предупредил в случае появления наряда милиции, а сами развлекали публику шансоном. Помню, песню Вячеслава Добрынина “Не сыпь мне соль на рану” играли раз по десять за вчер! Наверное, му-зыканты должны поствить ему памятник – сколько денег они заработали на этом хите! В те времена заказать песню стоило 3-5 рублей, а, например, такси до “Горняка” – полтора рубля.
Но «хлеб» этот был очень нелёгким. Каждый вечер развлекать публику, подвыпившую, заведенную, иногда агрессивную – для этого нужно иметь нервы и быть хорошим психологом. Вообще считается, что тот, кто прошел ресторанную «школу» – это музыкальный ас и виртуоз. Также нужно было уметь тактично отказываться от выпивки, которую постоянно предлагали посетители. Помню, как нам подарили ящик шампанского, и мы не знали, что с ним делать. Стали стрелять пробками – кто дальше. К сожалению, многие наши не выдерживали такого испытания и спивались.
Оформлялись мы, как правило, на полставки в заведениях общепита или числились при домах культуры, но понятно, что основной заработок был от вечерних клиентов ресторанов.
Мы сами подбирали репертуар (не партийный, а популярный), сами репетировали, сами делали оформление, светомузыку, иногда костюмы.
Помню в те годы был такой тренд – любители хорошо погулять сначала сидели в «Ингульце» или «Шахтере», которые работали до 23 часов, потом перебирались в «Світанок» – он был открыт до 2 часов ночи.
В конце 80-х к нам пришла мода на дискотеки. Живая музыка перестала пользоваться былой популярностью. Появилось такое понятие, как “фанера”. Каждый мог просто открывать рот, а за него все делала техника. Однако живая музыка всегда имела своих поклонников, а сегодня опять становится все популярнее.

С. Иванов

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень