24.04
2017

   С работой в нашей стране и в наше время туго. Вакансии, конечно, есть, но спрос и предложение встречаются редко. Ищущих работу не устраивают условия труда и размер оплаты, а работодателям сложно найти образованного, перспективного сотрудника с опытом работы, готового гореть на благо фирмы, а самое главное – возрастом не старше 25-30 лет. А люди, которые обладают всеми вышеперечисленными достоинствами, кроме одного – возраста, работодателей почему-то не устраивают. Есть ли шансы устроиться на работу в 35,40,50? Есть, но небольшие. Все зависит от самого человека, готового работать и меняться.

   Вообще-то, угодить работодателю довольно сложно. По опросам международного кадрового портала Headhunter, три четверти из них признаются, что всегда указывают в объявлении желаемый возраст кандидата. Как видно, 75% соискателей при этом отсеиваются сами собой. На исключения и расширение возрастных рамок согласны только 20% начальников.

   Если у молодых специалистов мало опыта, то у профессионалов его слишком много – и перед ним молодые работодатели пасуют. Молодых женщин берут на работу неохотно (выскочат замуж, забеременеют – и в декрет), в 50 тоже тяжело устроиться, потому что, по мнению работодателей, 45 – это уже глубокая старость. Почему?

   Всему виной стереотипы. А еще – незнание основных качеств представителей разных поколений. Сейчас на отечественном рынке труда присутствуют три поколения: бэби-бумеры, рожденные с 1943 по 1963 годы, поколение Х (1964-1984 гг.), поколение Y (1985-2000 гг.) – его представителей называют также миллениалами. На подходе – следующее, цифровое поколение Z (рожденные после 2000 года).

   Теория поколений создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Их внимание привлек известный «конфликт поколений». В основу данной теории лег факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, отличаются. Это связано с тем, что ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, всего контекста, в котором он находится в период взросления. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы. Формирование ценностей происходит, согласно данной теории, примерно до 12-14 лет.

   Итак, бэби-бумеры. Такое наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Эти люди выросли в настоящей супердержаве. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование их ценностей: победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Они верили в свою страну так, как не верили ни до них, ни после, и верят, наверное, до сих пор. Это — оптимисты, командные, коллективные люди. На пик максимальной активности «бумеров» в 1960-1970-х годах откликнулась даже неповоротливая советская экономика. Именно тогда в стране появились сети специализированных магазинов «Свет», «Радио», «Охотник-рыболов» и другие. Работодателям нужно помнить, что именно представители этого поколения (уже пенсионеры или люди предпенсионного возраста) с годами не теряют деловых качеств, их считают прилежными и продуктивными. Для этих людей характерен командный дух, коллективизм, заинтересованность в личностном росте.

   Поколение Х, или Неизвестное поколение. Люди от 33 до 53 лет составляют костяк рынка труда в Украине. Их взгляды формировались холодной войной, Афганистаном, перестройкой… Их ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Среди них наибольшее количество предпринимателей. Это так называемое поколение с ключом на шее, дети, которые приучались к ранней самостоятельности, сами делали уроки, умели разогревать себе обеды, оставленные на плите. Их родители – «бумеры» считали, что чем лучше ребенок научится справляться с трудностями, тем проще ему будет жить. Поэтому они не облегчали жизни своим детям и могли даже усложнять её из педагогических целей. Ключ на шее – символ ранней самостоятельности.

   «Иксы» очень прагматичны, делают выводы, основываясь на собственном опыте, но при этом сильно ориентированы на мнение близких людей. Они очень дорожат временем, все время торопятся. Главная ценность «иксов» – иметь возможность выбора. Лучшая работа для них – та, которая позволяет проявить свои творческие способности. «Иксу» не обязательно все время менять работу, но нужно постоянно реализовываться. Патриотизм у представителей данного поколения выражен гораздо слабее, чем у предшественников. Для «икса» родина – это в первую очередь малая родина, или очень малая: семья, близкий круг друзей, тот, который он сам считает своим. Представители поколения Х считаются лучшими командными игроками.

   Поколение Y, или поколение Миллениум, Next (1984-2000). Оно видело распад СССР, при нем зарождались и развивались цифровые технологии, мобильные телефоны, Интернет. Их ценности: свобода, развлечения, результат как таковой. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение. В исследованиях поколение Y еще называют Поколением большого пальца в связи с тем, что сотовый телефон для них существовал практически всегда, и эти ребята умеют очень быстро писать SMS. Эти молодые люди очень категоричные. Они хорошо знают, что такое глобализация, стирание границ и нивелирование национальных различий и традиций.

   Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям – «иксам» и дедушкам – «бумерам». Они выросли уверенными в собственной ценности. Хотят немедленного результата. Когда миллениалу говорят, что надо поработать десять лет в организации, и его труд будет вознагражден обеспеченной жизнью, он отвечает: «Какие десять лет? У нас может быть другая страна через десять лет. Жизнь так быстро меняется. Десять лет назад не было ни смартфонов, ни быстрого интернета, ни даже Шенгенской зоны в Европе». И он прав. Если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось, в его жизни, кроме стремительных перемен, ничего не было. Он не знает другой жизни. Еще один важный аспект для «игреков» – это мода, бренды. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше себя чувствовать, а потому, что это модно и приносит удовольствие. В работе это технически подкованные, но агрессивные и не слишком нагружающие себя люди. Работа им быстро надоедает. Они не держатся за рабочее место, поэтому работодателям нужно очень их мотивировать и поощрять. «Игрекам» деньги нужны на модные бренды и путешествия, поэтому они стараются экономить и откладывать.

   При всей сегодняшней безработице нельзя сказать, что поколение Х осталось за бортом. Компании ценят «иксов» за ответственность, стремление к стабильности, упорный труд и постоянство. К сожалению, далеко не все работодатели интересуются теорией поколений, а потому не знают особенностей отношения к работе у людей разного возраста. А зря. Может, это помогло бы их предприятиям стать более успешными.

Елена Карпачева

Один комментарий

Залишити відповідь до Helena Скасувати відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень