За державу обидно
На минувшей неделе с огромным интересом посетил довольно масштабное, замечательно организованное мероприятие – День поля «УКАБ Агротехнології. СТЕП», прошедшее на поле в 170 га около Александрии. Хоть сельское хозяйство давно уже далеко от моей нынешней сферы деятельности, хотелось увидеть самую современную технику и технологии для села. Увидел – и, увы, уехал с поля с чувством боли и стыда.Ходил, смотрел, слушал разговоры специалистов, сам беседовал с ними. Любовался работой агрегатов в реальных условиях. В самом деле, техника замечательная, но я смотрел на нее не как агроном, а как технолог промышленного производства. И не видел ничего такого, за что украинскому фермеру нужно было бы платить десятки и сотни тысяч долларов. Причем платить чужому производителю, со всеми накрутками импортеров, дилеров, логистикой и растаможкой.
Все эти замечательные плуги, бороны, культиваторы, рыхлители и прочее прицепное оборудование с точки зрения их производства – всего лишь сварные конструкции. Стандартные профили и стандартные болты крепежа, простейшие штампованные или гнутые балки, сварные швы, элементарные шарниры, унифицированные колеса. Почему все это нужно привозить из-за границы в страну лучших в мире черноземов, в страну, где в каждом областном центре был или есть завод, способный производить такие изделия сотнями, если не тысячами в месяц?
Да, в некоторых сельхозагрегатах есть также гидравлика и электроника – но мы ведь не то что автомобили и танки, мы же и ракеты с самолетами серийно производили! Разве сравнить авионику «Руслана» или «Мрії» с телеметрией оборотного плуга? Разве сопоставима начинка 400-тонной ракеты «Зенит» днепропетровского производства с гидросистемой подборщика соломы? И ладно, что ни сложнейших, уникальных самолетов, ни ракет среднего класса мы уже не делаем – но обычные плуги почему нам не по плечу?
И дело не только в выгоде для фермеров и агрофирм. Известно, что одно рабочее место на предприятии машиностроения создает до 10 рабочих мест в других отраслях промышленности: химической, металлургической, электро-технической и др.
В выставочной зоне и на линейке, откуда стартовали в поле тракторы с прицепными агрегатами, среди примерно полусотни агрегатов я поискал и увидел только два украинских бренда – производителей, которые сами производят сельхозтехнику. Почему так мало, если в одной только Александрии как минимум два-три завода могли бы производить эти же плуги и культиваторы? Наверное, потому же, почему не стал массовым наш александрийский комбайн «Лан»: никому это, кроме самих селян, не нужно. Потому и стыдно – хотя наверное, стыдно должно быть не мне.
И. Коваленко
Залишити відповідь