9.05
2021

Война и Александрия

Рубрика: Новости. Автор: Админ

Говоря о Великой Отечественной войне, мы обычно имеем в виду большую всенародную битву на фронте протяженностью шесть тысяч километров. А как выглядела на этом фоне наша Александрия? Мы выбрали несколько фрагментов из воспоминаний ветеранов Великой Отечественной, воевавших в наших краях.

Сгоревший советский танк Т-34 на улице Александрии (предположительно)

Михаил Николаев, летчик 930-го Комсомольского полка ночных бомбардировщиков:
– В октябре 1943 г. наш полк выполнял боевые задания по расширению плацдарма на правом берегу Днепра. Направления: Кировоград, Кривой Рог, Черкассы. В одну из ночей старший лейтенант Ершов и лейтенант Токарь подняли свои самолеты в небо без штурманов. Они повезли за линию фронта девушек-разведчиц. Где-то в районе Александрии девчата покинули самолеты на парашютах: разведчицы получили задание внедриться в обслуживающий персонал немецких авиационных гарнизонов, чтобы иметь возможность сообщать оттуда командованию фронтом о местах дислокации частей и намерениях летчиков люфтваффе (Около Александрии было несколько немецких аэродромов. – Прим. «ОТ»). А вскоре мы и сами перебазировались на Правобережье. Большое село Попельнастое раскинулось по балке на несколько километров. Посадочная площадка здесь была мало приспособлена для посадки даже такого самолета, как наш По-2. Вверху, прямо по улице, идущей от центра к окраине, расположился наш аэродром. На взлете или посадке тут нельзя было уклониться даже самую малость: сразу врежешься в хату. И всего в 5-7 километрах находилась линия фронта…
В одну из ночей полк совершил удачный налет на крупный вражеский аэродром близ Березовки, что севернее города Александрии. В ту ночь мы уничтожили пятнадцать самолетов противника. (Известно, что в районе Малой Березовки – с. Росинского – базировались немецкие штурмовики Ju-87 – высокоэффективные пикировщики, наносившие большой урон нашим войскам. Осенью 1943 г. они поддерживали танковые части нем-цев, оккупировавших Александрию. – Прим. «ОТ»). Хотя аэродром был сильно защищен, первые летчики сумели точно сбросить бомбы: на стоянках вражеских самолетов возник пожар. Он стал хорошим ориентиром для выхода на цель остальным экипажам полка. С интервалом в 5-10 минут летчики заходили на боевой курс и, пробившись сквозь зенитный огонь, бомбили аэродром. Над Березовкой в самолет Петра Жарликова и Василия Муратова угодил зенитный снаряд, взрывом повредило руль поворота и тросы управления, штурман был ранен. Но экипаж действовал самоотверженно, перетянув через линию фронта, летчик повел самолет на вынужденную посадку. Когда приземлились, Жарликов вытащил раненого друга из кабины и перевязал ему раны. А потом подлатал и боевую машину, тросы управления «подстраховал» брючным ремнем. Помогли летчику и оказавшиеся поблизости наши минометчики. Дождавшись рассвета, Жарликов под- нял самолет в воздух и полетел на свою базу.
А в ночь на 7 января 1944 г. мы бомбили станцию Знаменка-2. По возвращении на наш аэродром в Попельнастом землю окутал туман. Наземные службы сориентировались и выложили посадочную линию из подожженных осветительных бомб САБ-3. Несколько экипа-жей сели удачно, нас провожают уже в столовую. Но какой тут ужин, когда над аэродромом в сплошной пелене тумана гудят на разных «голосах» самолеты твоих товарищей, твоих боевых друзей, которые не могут сесть при нулевой видимости. Трудно, очень трудно приземлиться, аэродром-то — улица села. Для одного экипажа эта ночь стала последней в жизни. Самолет Николая Белогубцева и Ивана Семина в тумане врезался в нежилой дом примерно в километре от КП полка. Для летчика смерть наступила мгновенно. А штурмана выбросило из кабины вместе с привязными ремнями, при падении поломало ноги и руку. Он не мог ни встать, ни даже ползти. И, чтобы привлечь внимание, стал стрелять из пистолета. Но за повисшим над аэродромом гулом моторов никто не слышал его выстрелов… Их нашли только утром, когда рассеялся туман. Николая и Ивана похоронили со всеми почестями на территории колхоза «Червоний партизан» Александрийского района Кировоградской области.
Всеволод Шиманский, связист 116-й Александрийской Краснознаменной ордена Суворова танковой бригады:
– Ночью наши танки вышли на ближние подступы к Александрии и рано утром 22 ноября атаковали противника на северо-восточных окраинах города (Район телевышки. – Прим. «ОТ»). С НП хорошо было видно поле боя, действия наших танков и следовавших за ними мотострелков. Через приемник радиостанции отчетливо слышались переговоры командиров батальонов и рот со своими подчиненными.
– Я Первый. Не вижу вашего огня! – говорит полковник Юревич. – Огонь и движение! Движение и огонь!
– Прикройте мой левый фланг, – просят из рации.
– Не думай о фланге, – кричит полковник в микрофон. – Он прикрыт. Вперед! – Тут же командует артиллеристам перенести огонь на левый фланг.
Наши танки двигались зигзагами и короткими рывками, останавливались, стреляли, делали рывок вперед и снова стреляли. Враг сопротивлялся, в боевых порядках атакующих рвались снаряды, вздымая комья земли. Появились вражеские самолеты. Налеты один за другим, вижу, одна из наших «тридцатьчетверок» замерла, и поднялся густой столб дыма… Взорвалась вторая. Единственное, что требовалось в этих условиях, — как можно быстрее двигаться вперед, и комбриг требовал от комбатов ускорить темп.
Несколько наших танков уже достигли крайних домов (Очевидно, ул. Пархоменко – ул.Пушкина. – Прим. «ОТ»). Танкисты осмотрелись и увидели, что в глубь города тянется овраг (Должно быть, имеется в виду долина р. Березовки. – Прим. «ОТ»). По нему на большой скорости танки пошли к центру города, но вскоре буквально наскочили на вражеские артиллерийские позиции. Кроме пушек, там были и танки. В стремительной атаке наши воины уничтожили три танка и смяли артиллерийскую батарею. Но противник непрерывно контратаковал, подтягивая свежие силы. Поэтому полностью овладеть городом с ходу не удалось…
Ферес Лепеленко, летчик-истребитель 304-й авиадивизии:
– Осенью 1943 прибыли на 2-й Украинский фронт. Сели недалеко от Полтавы, аэродром Кобыляки. Прикрывали переправы по Днепру от Днепродзержинска до Черкасс, сопровождали бомбардировщики Пе-2 на бомбежку вражеских войск. В одном из полетов увидел “Мессершмитт-109”. Дал команду “Прикрой, атакую…”, резко развернул на «мессера». Тот шел на бреющем, метров на 50 ниже. Со снижением увеличил скорость, догнал, дал заградительный огонь со всего оружия. Очередь прошила противника, он упал возле деревни Мишурин Рог около Кременчуга. При прикрытии переправ в районе Черкасс встретились с «Фокерами» – нас 6, их 8. Группу вел комэск Коля Леонов, он и я сбили по одному «Фокеру». Было видно, что летели бомбить немцы-желторотики с аэродрома Канатово (Кировоград). Позднее я четверкой сопровождал 9 бомберов Пе-2 на штурмовку этого аэродрома. Группу вел генерал-майор Полбин, он на бомбардировщике догнал и сбил «мессера» над Канатово. Освободили Пятихатки, там был мой аэродром, фронт был за 50 км дальше (Т.е. под Александрией. – Прим. «ОТ»), а в 100 км – мое родное село Башмачка. Его освободили от немцев, я 4 письма матери послал – не отвечает никто. Мне дали отпуск 5 дней и самолет По-2, чтобы я слетал к родителям. И потом еще, когда мы новые истребители в Кировоград перегоняли, я родным посылку небольшую сбросил – чехол самолёта, мыло, немного бортпайка. Прошел вдоль своей улицы на бреющем, дал салют из 37-мм пушки. Сделав круг, бросил посылку в огород, мама с папой стояли во дворе, а я дальше повёл группу до Кировограда…

Ремонт пикировщиков Ju-87 на немецком аэродроме в Александрии. Фото 29.10.1943

Это всего лишь несколько эпизодов тяжелейшей войны, из которой наши деды и прадеды вышли победителями. В наше время, с одной стороны, новоявленными «историками» все делается для того, чтобы из победителей нас, украинцев, сделать потерпевшими. Но с другой, благодаря интернету, появился доступ и к огромным архивам документов, и к оцифрованным мемуарам тех, кто ковал Победу в 1941-1945 гг.
Нам сегодня вдвойне важно помнить о подвиге наших предков – и для того, чтобы подобное кровопролитие не повторилось, и просто для того, чтобы не стать окончательно рабами чужестранцев. Ведь именно от такой участи, не жалея себя, защитили нас тогда наши деды и прадеды.

Н. Фоменко

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень