21.09
2017

   В сентябре этого года исполняется 60 лет, как в наш город была перебазирована авиационная воинская часть, на базе которой был создан вертолетный полк. С его историей связаны судьбы многих александрийцев. Этой дате мы посвятили небольшой рассказ очевидца тех событий. Но для начала историческая справка.

   До 1957 года в Александрии дислоцировался 109-й парашютно-десантный полк. Но, в связи с венгерскими событиями, он был передислоцирован на территорию Прикарпатского военного округа в город Коломыю и принимал активное участие в подавлении венгерского восстания. А в сентябре 1957 года в Александрию перебазировалась воздушно-транспортная дивизия в составе 2-х полков из Дальневосточного военного округа. С этого момента начинается история пребывания авиаторов-вертолетчиков в нашем городе.

    К сожалению, документы из истории части тех лет сданы в военные архивы, а многие факты остались под грифом “секретно”. Но те, что остались в свободном доступе, предоставил краевед Владимир Иванченко. Согласно им, основная часть личного состава 51-го гвардейского транспортного полка в 1957 году приступает к переучиванию с самолетов Ли-2 на новую боевую технику – вертолеты Ми-4. К январю 1958 года 15 экипажей были полностью готовы к выполнению боевых задач.

     В декабре 1959 года полк переименовывается в 51-й гвардейский отдельный вертолетный полк, а в марте 1963-го в состав полка включается отдельный батальон «войсковая часть 64678». С 1963 года на вооружение полка начинают поступать тяжелые транспортные вертолеты Ми-6. К ноябрю того же года в составе части числятся уже две эскадрильи вертолетов Ми-6 и две – вертолетов Ми-4.

   В 1964 году летчики полка принимают участие в ликвидации последствий наводнения в Днепропетровской области.

   С августа по октябрь 1968 года две эскадрильи на вертолетах Ми-4 в составе 20 экипажей выполняют боевые задания в Чехословакии. За это время выполнено 412 боевых вылетов для сопровождения танковых колонн и перевозки грузов с общим налетом 2200 часов. За выполнение боевых задач награждены: орденом Красной Звезды – 7 человек, медалью «За боевые заслуги» – 8 человек.

   В 1969 году полк участвует в ликвидации последствий стихийных бедствий в Украине, Узбекистане, Туркмении. В 1972 году эскадрильи приступают к переучиванию на новый вид техники – вертолеты Ми-8.

   С 1980 по 1989 годы летно-технический состав полка принимает участие в боевых действиях в Республике Афганистан. Согласно директиве МО СССР от 04.01.1980 года, эскадрилья под командованием подполковника О.М. Кучеренко в составе 112 офицеров, 22 прапорщиков и 14 солдат на вертолетах Ми-8 направлена в Афганистан. Всего 547 человек из состава полка приняли участие в боевых действиях на территории Афганистана, в том числе 96 человек – дважды.

    В 1986 году личный состав полка принимает участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. С первого же дня аварии 14 экипажей Ми-6 и 12 экипажей Ми-8 под командованием полковника А.И. Серебрякова перебазируются на аэродром Черниговского ВВАУЛ и приступают к выполнению поставленных задач. Выполнено 429 полетов, с налетом над территорией АЭС – 128 часов. Сброшено 764 тонны грузов, перевезено 233 человека.

   1-го января 1992 года на базе 51-го гвардейского отдельного вертолетного полка сформирована 51-я отдельная вертолетная бригада Национальной гвардии Украины. Первым командиром бригады назначен полковник Вячеслав Михайлович Бондарчук. На вооружении бригады состояли вертолеты Ми-6, Ми-8Т, Ми-9, Ми-24.

   После очередной реорганизации полк становится частью внутренних войск МВД, а в 2014 году – Нацгвардии Украины.

   А теперь несколько эпизодов из воспоминаний Владимира Степановича Иванчикова, который отслужил в различных должностях в нашей части 26 лет.

   – Службу я начинал в Ленинграде, а с 1958 года – в должности заведующего секретной службы штаба 54-й авиационно-транспортной дивизии, которая уже находилась в Александрии.

   Думаю, за тот год население Александрии выросло тысяч на 6-7, так как помимо личного состава (а это порядка 3 тысяч человек) с ними перебрались на новое место службы и их семьи. Тогда в городе началось активное строительство воен-ных городков – в районах детской больницы, теле-вышки, Победы.

   Помню, с каким непростым чувством в 1959 году узнал о расформировании дивизии. Я как раз получил телеграмму, чтобы в части организовали встречу транспортного самолёта из Москвы с генералом и полковниками. Оказалось, они прилетели с известием, что дивизия расформировывается, а на её базе создаются два полка. Это было хитрое разоружение по-советски. Вроде бы расформировали крупное войсковое соединение, но только на его месте получились два отдельных подразделения – ещё больших по вооружению.

   Так как моя должность была сокращена, меня назначили авиадиспетчером. Летали в те времена очень много и часто. Иногда казалось, что над городом целые стаи грохочущих птиц. Представьте в небе над головой одновременно 25 машин! Люди стали жаловаться, что спать невозможно. Однажды пришло письмо из горисполкома Александрии с просьбой изменить маршруты полётов. Это была действительно проблема для горожан, знаю, что был случай, когда один из пациентов горбольницы чуть не выпрыгнул из окна, испугавшись грохота машин. Командир части поворчал тогда, что лётчики, мол, летают только по прямой, но маршруты все-таки изменили.

   Летали мы, как я говорил, много и везде. Единственные запретные для полётов зоны были в районах Днепропетровска и Знаменки – здесь стояли ракетные части. Конечно, при таких нагрузках случались и аварии, и трагедии. Так, однажды наши ребята в составе двух экипажей возвращались из очередной командировки в Капустин Яр, где был ракетный полигон. В это время я, как дежурный по нашему аэродрому, принимаю звонок от командования: “Срочно соедините с командиром части!” Я соединяю и слышу разговор, что два наших вертолёта разбились под Волгоградом. Позже выяснилось, что по маршруту полёта был туман, но пилоты пренебрегли предостережением и решили не облетать опасного района. Вот в тумане они и столкнулись, зацепившись лопастями. Первая машина взорвалась в воздухе, а вторая кубарем полетела вниз. Машину удалось посадить, но члены экипажа пострадали. Всего же погибло пять человек.

   Когда в клубе нашей части были похороны, на них, казалось, собрался весь город. Колонна провожающих шла бесконечным потоком. Плакали все, даже видавшие виды лётчики. Помню, что для траурной процессии на воинское кладбище перекрыли даже железнодорожное движение (тогда ещё не было тоннеля на путепроводе в промзону).

    Но жизнь продолжалась, наших лётчиков полюбили горожане, особенно девушки. Многие из них выходили замуж за военных. Помню вечера отдыха, которые устраивали в клубе части. Попасть сюда можно было только по пригласительным, которые были большим дефицитом. Девушки пытались проникнуть к нам любыми способами. Однажды на моем дежурстве две девушки уговаривали пустить их, но все же получили отказ. А позже вижу – они уже танцуют в клубе и улыбаются. Оказалось, через забор перешмыгнули.

   Когда передо мной стоял выбор – остаться в Александрии или перебираться в другой гарнизон, я выбрал первый вариант, так как полюбил этот город, здесь женился, вырастил детей. Вот так я, белорус по национальности, стал александрийцем, чем и горжусь!

Сергей Гавриленко

Один комментарий

  • Алексей пишет:

    Здравствуйте! Я стажировался в этом полку летом 1989 года, когда был курсантом ХВВАИУ. Это было в тот момент, когда в полк приехала “команда” ГИМО. Был я “приставлен” к ТЭЧ. Хорошее было время.

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень