Зачем бомжу отель?
Вообще-то распоряжение вышестоящей власти о создании на местах приютов для граждан без определенного места жительства вышло уже пару лет назад. Но вспомнили о нем, почему-то, только сейчас. И теперь в Александрии эта тема активно обговаривается наряду с созданием приюта для бродячих животных.
Между тем, в Александрийском территориальном центре социального обслуживания населения еще с 2012 года работает сотрудница на должности специалиста по работе с бездомными. В ее обязанности входит выявление бомжей, постановка их на учет, сбор информации о необходимой им помощи и, по возможности, содействие в оформлении документов, социальных выплат, устройство в лечебные учреждения или гериатрический пансионат.
Как рассказал директор Александрийского территориального центра Алексей Болилый, с начала текущего года на учете в центре состояли семеро бездомных, из них шесть были сняты. Сейчас в Александрии по официальным данным насчитывается 12 бомжей, а в территориальном центре зарегистрированы восемь, потому что регистрироваться хотят не все.
На протяжении десяти месяцев сотрудники терцентра предоставили бомжам такую помощь: двоим — в установлении гражданства, одному – в получении паспорта, двоим — в оформлении пакета документов для получения группы инвалидности, одному – в оформлении пакета документов для возобновления пенсионных выплат, двоих направили в гериатрический пансионат, четырем предоставлена временная регистрация места пребывания. Бездомных в Александрии временно прописывают в самом территориальном центре по адресу улица Первомайская, 9 (Дом быта). К слову, сегодня у бездомных есть больше возможностей найти ночлег и порцию горячей еды. Убежище им предоставляют Свято-Покровский мужской монастырь на Победе и центр реабилитации «Ковчег», а кормят две церкви – «Источник жизни» и «Храм спасения». Приходит на помощь и городская больница №1. Сейчас на лечении там пребывает один бездомный гражданин, готовящийся к отправке в гериатрический пансионат. Документы ему собирают сотрудники территориального центра. Ну и нельзя не вспомнить ГСЧС, которая при помощи местной власти каждую зиму устанавливает в городе палатки для обогрева бездомных граждан в морозы.
Как люди становятся бомжами? По-разному. Кто-то из-за жизненных обстоятельств, кто-то по собственному желанию. Вот истории тех, кто зарегистрирован в территориальном центре.
Полина Д. 1993 года рождения, приехала в наш город из села Желтого с матерью. Жили у знакомых, мама вскоре умерла, а у девушки не было даже паспорта. Полина забеременела, и знакомые ее выселили – зачем им лишние хлопоты? Ее прописали в терцентре, помогли получить паспорт, но живет она по-прежнему где придется, постоянного жилья найти не может. В этом году родила ребенка.
Святецкий, 1969 года рождения, приехал из Кривого Рога. Живет в Свято-Покровском мужском монастыре. Ему помогли собрать документы для получения группы инвалидности.
Полищук, 1963 года рождения. После развода лишился жилья, получил «удостоверение бомжа» — справку о взятии на учет в терцентре.
Касимбеков, 1964 года рождения. Приехал из Узбекистана. Жилье потерял во время отбывания срока заключения. Получил удостоверение о взятии на учет.
Вахтарчук 1940 года рождения, находится на лечении в горбольнице, будет направлен в гериатрический пансионат.
Подхомутный, 1959 года рождения, жилье потерял в результате финансовых махинаций сына. Периодически живет у тещи в Пантаевке. Состоит на учете в территориальном центре.
Ткаченко, 1947 года, жилье потерял в результате пожара. Ему помогли восстановить документы.
Гончарук, 1975 года рождения. После развода женщина оказалась бездомной. Прописана в терцентре.
Когда бомжей кормят, их сходится много, а на учете в территориальном центре – всего восемь. Почему? Алексей Болилый поясняет: приходят обедать не только бомжи, но и другие асоциальные элементы — пьяницы, попрошайки. Их никто не прогоняет, еду дают – грех отказаться. У многих из тех, кто роется в мусорниках, есть жилье, и бомжами их назвать нельзя. Как, например, пару, которая попрошайничает под городскими супермаркетами. Вернее, попрошайничает мужчина: подвывая, желает прохожим, чтобы Бог дал здоровья и благословил, а его женщина сидит в близлежащих кустах. Бездомные – те, у кого нет жилья, а бомжи сознательно выбрали для себя такой образ жизни. Они не хотят работать, живут с того, что найдут на мусорках или выпросят у сердобольных горожан, у многих не в порядке психика. Ну зачем им становиться на учет? Тем не менее, сотрудник терцентра ходит по церквям, там, где кормят бомжей, уточняет сведения, которые ей предоставляют сами бездомные, проверяет наличие у них родственников. Раньше бомжи ночевали в подвалах и на теплотрассах, а сейчас все закрыто, и где они ночуют – никто не знает. Может, в заброшенных дачных домиках? Сведения о бомжах предоставляют центр реабилитации «Ковчег», церковь «Источник жизни», Свято-Покровский мужской монастырь, сообщают из городской больницы, если к ним поступают люди без документов и прописки.
Учет в территориальном центре дает бездомным право на получение одежды, оказание помощи в оформлении документов, восстановлении паспортов, пенсионных выплат, лечении. Кроме того, они получают на руки «удостоверение бомжа» — учетную карточку, которую можно предъявлять по требованию в самом территориальном центре, в полиции. В терцентре желающих прописывают временно – всего на полгода, пока не найдут жилье, а дальше – их, бомжей, проблемы.
Захотят ли бомжи жить в приюте? Естественно, они не захотят, считает Алексей Евдокимович, и я с ним согласна. Кто хочет вести оседлый образ жизни – оформляется в гериатрический пансионат. Если у нас есть такое заведение – зачем нам еще приют? В большинстве случаев бомж – это образ жизни, который люди выбирают сами. В селах есть заброшенные дома, где они могли бы осесть, но – не хотят. Там же нужно работать. А они привыкли к вольной жизни. Говорят: «Нам нравится общение с природой». На содержание приюта и оплату работы персонала нужны немалые средства. Кроме того, все бомжи нуждаются в серьезном лечении, являясь разносчиками болезней, у многих туберкулез открытой формы, у всех — вши.
С удивлением узнала, что у многих бездомных, состоящих на учете в терцентре, есть профессии, у некоторых – даже высшее образование. Но никто из них уже не вернется к нормальной жизни. Деградация человека налицо, и на это ежедневно смотрят наши дети. В то же время, получается, что бомжи – это своего рода «элита общества». Работать им не нужно, деньги на еду и лечение тратить не надо, в больницах лечат и кормят бесплатно. А пенсионеры, которые получают 1200 гривен в месяц, не могут себе позволить практически ничего, живут «на хлебе и воде». А бомжа – одели, обули, накормили, в больнице бесплатно пролечили, а на пиво можно и под супермаркетом «насшибать». Что им еще нужно для счастья?
Елена Карпачева
Хотя явление имеет системный характер, для т.н. свободного общества, (а для убогого украинского тем паче), хотя исследовано достаточно обьемно на локальном александрийском уровне, изложено ярко, эмоционально…, но вот с обобщениями и выводами, я бы не спешил. И вот почему. Стучат молоточком по темячку первая строчка Анны Карениной, где великий знаток человеческих душ и человеческих(общественных) отношений ненавязчиво изложил выстраданную мысль,(ставшую многогранной)- об одинаковости счастливых и всех не счатливых – несчастных ПО-РАЗНОМУ.Ну как тут прикажете обобщать, по определению – необобщаемое!?
Этому же графу- мыслителю- Писателю принадлежат и другие концентрированные выражения, напр.- “Сила власти в невежестве народа”, ультраактуальное ныне! Не правда ли? Или – “Париотизм последнее прибержище негодяев” (воскрешенное из анг.- Л.Н.- в “Круге чтения”) – раскручивающийся в очередном витке исторической спирали на нашей Родине… Хлебнем ещё мы с ним – много горя… Имхо.
Мне нравится! 0