За кулисами «Квартала»
«Квартал 95» в последнее время не только стал почти монополистом в отечественном юморе, но и успешно вышел на кинорынок. Насколько эти проекты удачные, рассказало в свежем выпуске издание Forbes.
Компания «Студия Квартал‑95», выросшая из одноименной команды КВН, прошла путь от востребованного юмористического коллектива до самостоятельной продакшен‑студии, которую знают далеко за рубежом. Бизнес и слава прирастали так быстро, что бывшие кавээнщики почти не заметили, как «Квартал-95» стал превращаться в вертикально интегрированный холдинг. Но творческие подразделения студии по‑прежнему самые успешные в компании и приносят Зеленскому и его коллегам наибольший доход. По подсчетам Forbes, за последний год «Студия Квартал‑95» заработала как минимум $3,5 млн. На данный момент в структуре группы функционируют подразделения по теле‑, кинопроизводству, анимационная студия, авторский и актерский цеха, а также промоутерское подразделение «Квартал‑Концерт».
Творческие разногласия
В сентябре 2012 года Владимир Зеленский оставил пост генпродюсера телеканала «Интер», который с небольшим перерывом занимал с ноября 2010‑го. По времени это совпало со сменой собственников крупнейшей на тот момент в стране медиагруппы. Якобы за баснословные $2,5 млрд Дмитрий Фирташ приобрел 100% акций «Интера» и еще семь каналов, входящих в группу, у Валерия Хорошковского.
Сам Зеленский утверждает, что его уход никак не связан с продажей канала и был анонсирован раньше. «Причиной стало желание комфортно существовать. Хочу, чтобы моя голова была занята творчеством, а не решением вопросов», – объяснил он свое решение.
Понимается ли под словом «некомфортно» цензура выпусков «Квартала» собственниками «Интера»? «Да, Хорошковский общался с нами довольно часто. Иногда говорил: вот здесь жестковато. Но никакой цензуры точно не было, это наше обязательное условие везде», – уверяет Сергей Шефир, директор «Студии Квартал‑95». Тем не менее наблюдатели отмечали, что в период бытности Зеленского одним из руководителей канала, принадлежащего близкому к власти бизнесмену, градус политических шуток «Квартала» заметно снизился, а их вектор сместился в сторону оппозиции. Это никак не влияло на популярность юмористов: создаваемые «Студией Квартал‑95» шоу «Вечерний Квартал», «Киев Вечерний» и «Рассмеши комика» имели самые высокие рейтинги. По итогам 2012 года «Интер» стал «главной кнопкой страны» – лидером телесмотрения в аудитории 18–54 в городах 50+ тысяч жителей с долей 11,1%, которую отобрал у СТБ и «1+1».
Вместе с Зеленским «Интер» покинула и «Студия Квартал‑95», на которой тогда замыкалось 80% производства собственного продукта канала. Потеря юмористического коллектива сильно ударила по позициям «Интера» еще и потому, что Зеленский ушел к конкурентам – «1+1», и перетащил за собой все рейтинговые передачи.
«Интер» явно остался в обиде: для них это выглядело как «кидок». Представители канала сообщили прессе, что «Квартал» повысил и без того немаленькие цены на свои программы, а Зеленский к тому же при распределении бюджетов «тащил одеяло» в сторону продуктов собственной студии. При том что выпуски шоу «Студии Квартал‑95» и так обходились недешево: по оценкам участников рынка, за произведенные ею программы «Интер» раскошеливался на $11–12 млн в год.
Одни плюсы
«Мы ушли, потому что в наших творческих планах нас связывали по рукам и ногам. Хотим что‑то сделать, а каналу это не надо. Но предложить рынку, будучи руководителями «Интера», мы это тоже не могли», – объясняет Шефир.
Свободным плаванием сотрудничество с «Плюсами» назвать трудно. Если на «Интере» «смотрящим» от власти, имеющим право вето на шутки, называли соратника Хорошковского Ярослава Порохняка, то, по данным источников Forbes, на «1+1» куратором шуток является близкий соратник Игоря Коломойского, непубличный бизнесмен Тимур Миндич. Кроме того, согласно контракту, за каналом сохраняется право на все творческие идеи и разработки юмористов. Предлагать рынку студия может только то, что посчитает для себя неинтересным «1+1».
За три года сотрудничества с каналом Коломойского такой продукт появился лишь недавно: телеканал ICTV заинтересовался новым юмористическим сериалом «Пацики». По словам руководителя канала Александра Богуцкого, его трансляция в эфире ICTV начнется весной. «Плюсы» отказались от этого сериала: сказали, нам неинтересно, не наш формат», – поясняет Шефир.
Вот такое кино
«Думаю, Вова сам бы хотел снимать кино, давно об этом мечтает. У нас, кажется, все об этом мечтают! Но у него столько дел», – откровенничает Шефир.
В кинопроизводстве Зеленский попробовал себя в роли актера, сценариста и продюсера, не выступал, пожалуй, только режиссером. Студия всерьез занялась производством полнометражного кино в 2009‑м, и на данный момент ей удалось выйти на объемы один‑два «полных метра» в год. Каждая последующая версия романтической трилогии «Любовь в большом городе» приносила в российском прокате больше сборов, чем предыдущая ($9,12 млн, $10,2 млн и $15,88 млн соответственно). При этом бюджет первой части составил $3,5 млн, а двух последующих – $3 млн и $2,5 млн. Впрочем, и отечественный потребитель оценил продукт: в Украине первый фильм посмотрело больше зрителей, чем голливудский блокбастер «Пираты Карибского моря: На краю Света» с бюджетом в $300 млн.
Кроме шуток
Воодушевленные успехом, «квартальцы» взялись за новую трилогию о любви и снова, похоже, не прогадали. Первые две части – «8 первых свиданий» и «8 новых свиданий» – окупили бюджеты в несколько раз, выход третьей («8 лучших свиданий») ожидается весной.
Шефир уверяет, что абсолютно все картины, сделанные студией для большого экрана, окупились. Кроме одной: фильм «Ржевский против Наполеона» снимался в 3D, из‑за чего его бюджет оказался намного выше, чем остальных. Да и непривычный жанр – эксцентричную историческую комедию – оценили не все зрители. «Нам очень хотелось попробовать снять в 3D. Это стало ошибкой, но мы не расстраиваемся – могли себе ее позволить», – уверяет Шефир.
Своих доходов от продажи картин «квартальцы» не раскрывают. Исходя из бокс‑офисов фильмов и за вычетом гонораров дистрибьюторов (обычно 15% от кассы) и прокатчика (50%), за уже вышедшие части двух трилогий, а также картину «Служебный роман. Новое время» «Студия Квартал‑95» с партнерами могла получить около $30 млн.
О каких партнерах идет речь? Иногда средства в фильм инвестировали российские заказчики. «По большому счету, инвесторов в наших фильмах не было. Они частично спонсировались теми или иными телевизионными каналами, которые хотели, чтобы у них было право показа этого фильма», – объяснил в одном из интервью Зеленский. Например, известно, что соинвесторами первой и второй частей «Любви в большом городе» были украинский канал ICTV и российская группа компаний «Леополис» (продюсерский и дистрибьюторский центр). Кинолента «8 первых свиданий» создавалась с российским продюсерским центром «ГОРАД» и кинокомпанией «Эталон‑фильм».
Почти всей административной работой в «Квартале» занимается лично Зеленский. По словам его соратников, Владимир обладает отличной деловой хваткой и, в отличие от других творческих руководителей студии, умеет считать деньги. «Он цепкий, креативный. Он тягач. А мы уже паровозы», – улыбается Шефир. «Железная хватка в нем прекрасно уживается с простотой и душевностью. Его сущность – быть лидером и романтиком одновременно», – добавляет финансовый директор компании Kiev Postproduction Ирина Колесник. Где бы комикам‑юмористам ни приходилось вести серьезные переговоры – визави хотят иметь дело лично с Владимиром. «Он не просто узнаваемое лицо. Для людей он несет позитивную эмоцию», – поясняет директор «Квартала».
Серийный успех
Нацеленность на российский рынок – это возможность поднять бюджет киноленты до такого уровня, чтобы можно было снять качественное кино, отмечают продюсеры. Прокат только в украинских кинотеатрах бюджеты не окупил бы. «Все начинания у нас делаются 50 на 50 с партнерами. Причем мы, как правило, берем на себя творческую часть, партнеры – продвижение и дистрибуцию. Но все риски, сложения и ответственность делятся пополам», – рассказывает руководитель «Кино Квартала» Андрей Яковлев.
«Киношное» подразделение «Студии Квартал‑95» приносит от 30 до 50% годового дохода, добавляет он. Правда, тут имеются в виду еще и деньги, полученные от продажи прав трансляции и лицензий на сериалы. После прорыва «Сватов», которые начали окупаться только с третьего сезона, «Кино Квартал» снял еще три сезона этой семейной комедии. Сегодня «1+1» платит, по данным Forbes, за 25‑минутную серию «Сватов» столько же, сколько за часовой выпуск «Вечернего Квартала» – $100 000.
Темпы производства «Кино Квартал» не сбавляет и сейчас: в 2015 году компания выпустила три собственных проекта – политический комедийный сериал «Слуга народа», семейную телекомедию «Родственнички» и доснимала третью часть трилогии «8 лучших свиданий». «Слуга народа» с Зеленским в главной роли уже взорвал эфир «1+1», с первых серий заняв вторую строчку в десятке сериалов украинского эфира. Ряшин отмечает: «Таких цифр рейтинга в прайме давно не было ни на одном канале. Великолепная работа, поздравляю коллег!»
«В «Квартале» работа кипит, поэтому можно сделать любой проект», – уверяет режиссер Алексей Кирющенко, снимающий со «студийцами» «Слугу народа». Уже идут съемки второго сезона, контракт с «1+1» подписан сразу на 48 серий (по 24 в каждом сезоне).
Впали в детство
После того как Зеленский с командой покинули кабинеты «Интера», весь творческий костяк коллектива прописался в собственном скромном офисе – квартире в высотке у станции метро «Лукьяновская». Творческой атмосфере способствуют помещения с панорамными окнами и минимумом мебели. Именно здесь рождается основная часть шуток, идей и сценариев «Квартала». «На этих 20 квадратных метрах собирается человек 50–60. Одни авторы читают свои шутки, другие поправляют, направляют», – приоткрывает завесу творческого процесса Шефир. В студии, в штате которой более 100 авторов, не признают аутсорсинга. «Мы не верим в творческую работу на аутсорсе. Чтобы нам что‑то прислали по интернету – никогда такого не было. Все рождается здесь, обкатывается коллективом», – делится Шефир.
«Квартальцы» оседлали привычный конек: герои мультика – знакомые по «Вечерним Кварталам» пародии на политических персонажей, ситуации тоже взяты из политических реалий. Необходимость актуальной привязки к реальным событиям требовала снимать очень быстро, что как раз позволяла выбранная технология. Однако она была не самой дешевой: по ней снимался, например, фильм «Аватар».
Сегодня команда Зеленского перешла на самостоятельное создание мультфильмов, для этого в ее структуре появилось направление 95 Animation Studio. В 2014 году «Студия Квартал‑95» вывела на экраны юмористический сериал «Мульти Барбара», потом появилась идея создать «мультяшную» версию полюбившихся зрителям «Сватов» – «Сватики». Также сейчас на этапе предпродакшена находится мультсериал «Кухня» по мотивам российского комедийного сериала.
Незамкнутый цикл
С вертикально интегрированной компанией пока не все складывается удачно. Первыми шагами в этом направлении стало создание собственного направления постпродакшена, а также компании по организации мероприятий «Квартал‑Концерт». Последняя взяла на себя не только продажу билетов на выступления «квартальцев», но занималась и сторонними заказами. «Они полностью перешли на самообслуживание. Но сейчас рынок в глубоком кризисе, 70% на нем составляли российские и иностранные звезды. У многих агентств работы нет», – рассказывает пресс‑секретарь компании karabas.com Юлия Головлева.
Сегодня «квартальцы» темпы концертной деятельности снизили: приятнее неспешно снимать кино дома, чем в плотном графике мотаться по гастролям. Тем не менее за год (с ноября 2014 по ноябрь 2015‑го) актеры студии дали 44 концерта, из которых 13 – за пределами Украины.
«Квартальцы» любят уверять, что деньги они не считают: идея и творческая задумка идут впереди бизнес‑плана во всех смыслах. «Мы сделали немало глупостей. По сути, каждый наш проект – это глупость, которая заканчивается или хорошо, или плохо», – шутит Шефир. Как вредные привычки для человека с крепким здоровьем – «квартальцы» могут их себе позволить.
Порадовался за талантливых людей искусства, нашедших свою нишу, да что там нишу, целую пещеру, легко наполняемую живым юмором продуцируемым политикумом и государством.
Мне нравится! 0
Хорошо когда любимое занятие приносит прибыль.
Мне нравится! 0