ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА БОГОЛЕПА
Еще недавно были слышны Рождественские и Богоявленские песнопения, а Православная Церковь, как чадолюбивая мать, заботящаяся о нашем спасении и блаженстве, уже зовет нас пойти Великопостным путем. В преддверии Великого Поста с надеждой на отклик вашего сердца обращаю к вам, дорогие братья и сестры, свое слово.
Часто, молясь с вами, вижу ваши взоры, устремленные ко мне… Чего вы ждете от меня? Что надеетесь услышать? Думаю, не ошибусь, если скажу, что больше всего вы ждете получить духовное утешение. Жизнь наша земная так печальна и так многоскорбна, мы все так настрадались, что часто просто ищем духовного подкрепления у своих пастырей. Но чем утешу я вас? Думаете ли, что у меня меньше страданий, чем у вас? Нет – служение православного епископа, священника, диакона – есть мученичество, как говорит апостол Павел о себе: “Я каждый день умираю”. Однако вы правильно думаете, обращаясь за поддержкой духовной к нам, служителям Христовым. Мы можем и должны утешать вас, возлюбленные, укреплять и радовать дух ваш. Да, мы немощные, слабые, несчастные, но мы… посланники Божии, мы служители Христа Бога. Нам, как преемникам апостолов, дана власть не от себя возвещать, не свое учение ограниченное и несовершенное проповедовать, а благовествовать вам от имени Божия святые Богооткровенные истины.
Дорогие мои! Ищите утешение в посте – как в школе воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время святой Четыредесятницы научиться подчинять стремления своей плоти, контролировать свои желания, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздерживаться от греха. Время поста дано для того, чтобы мы покаялись, испросили прощения у Бога, примирились и начали новую жизнь, ведь покаяние – это не только раскаяние в содеянном, но и перемена образа мыслей и образа жизни.
Ищите утешения в богослужении. Пост – подходящее время, чтобы обратить особое внимание на богослужебные тексты, которые содержат в себе все, что необходимо знать церковному человеку – там и догматика, и правила аскетики, и история Церкви, и сектоведение, и многое другое. А для этого неизбежно придется проявить интерес к богослужебным книгам. Октоих, Триодь Постная и Триодь Цветная, Минеи, Часослов – высочайшие достижения православной богословской поэзии, незаменимая школа церковной мысли. Есть ложное мнение, что эти книги написаны только для духовенства или для клироса, и обычным мирянам их читать не положено. Однако предназначенность данных книг для всей Церкви без труда доказывается тем, что эти тексты читаются и поются вслух всей общине. Как хорошо было бы в преддверии Великого Поста взять в руки Триодь Постную и просмотреть богослужебные тексты хотя бы первых страниц. Это будет прекрасным фундаментом для последующего возведения величественного здания под названием Покаяние. Человеку, вчитавшемуся в покаянные тексты Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, Феодора Начертанного, услышавшему духовную поэзию святых творцов, Триоди открывают глаза на реальное состояние своей собственной души. Постная Триодь обращается к человеку такими проникновенными словами, которые «заставят» рыдать о себе, не замечая уже ничьих грехов. Острое слово святых стихотворцев касается самых сокровенных глубин сердца, ставя человека перед необходимостью менять свою жизнь. Каждый стих Триоди – это мощный удар в совесть, неминуемо порождающий ответный резонанс.
Если хоть раз пройти вместе с Церковью Постную Триодь, это станет серьезным жизнен-ным рубежом.
Скажу вам, возлюбленные, и о ваших печалях: не скорбите! Ни болезни, ни лишения имущества, ни поношения, ни гонения, ни сама смерть – ничто это не страшно для христианина, а страшно совершить грех, страшно идти против Бога, отказаться от Него, забыть Его, забыть Его святые заповеди, жить в страстях – вот что для нас есть настоящее горе. Скорби внешние – необходимый удел последователей Христовых, потому что Он сказал: “В мире скорбны будете”. Чем больше скорбей, тем драгоценнее венцы. Итак, от печалей земных не будем отказываться, но примем их, прося у Господа благодатной помощи для перенесения их. И Господь Милосердный утешит нас в скорбях наших, а в жизни небесной – удостоит нас вечной радости.
Горько видеть, как в народе нашем обостряются противоречия, разрастается пожар сведения счетов, гибнут ни в чем не повинные люди. Заложником этого становится простой человек. Озлобленный обстоятельствами жизни, человек начинает поиск виновников своих неудач, чтобы сорвать на них свои обиды, невольно переносит свою озлобленность на всех. Не дайте врагу Христа, диаволу, увлечь вас страстью гнева, поработить ваше сознание ложными идеалами. Вчитаемся в Евангелие: Господь, не извлекавший меча в Свою защиту, на кресте молившийся за Своих врагов, разве призывал к отмщению, к войне и насилию? Вспомним завет св. Апостола – «не мстите за себя, возлюбленные. Но дайте место гневу Божию. Ибо сказано: “Мне отмщение и Я воздам”, – говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его. Если жаждет, напой его. Ибо делая сие, ты соберешь на голову его горящие угли». (Рим. 12,19). Дадим в своей жизни место Христу, не будем мстительными и непримиримыми. Не будем прельщаться современным миром, таким противоречивым и нестабильным. Господь явил свою милость в том, что проверил нашу преданность Его заветам не только во дни внешнего благополучия, но и во дни испытаний. Господь да умудрит всех нас искать каждому не своего, а Правды Божией и блага Матери Церкви.
Дорогие мои! Простите меня и помолитесь обо мне, грешном, а я буду молиться о вас. И все будем просить Господа, чтобы Он не оставлял нас, но всегда был с нами. Пройдут дни нашей земной жизни, и настанет для нас загробная жизнь. И когда в час, определенный от Господа, наступит кончина всего мира и вновь придет на землю Христос Спаситель в неизреченной славе, окруженный Ангелами Своими, и сядет на Престол Славы Своей, и соберутся пред Ним все народы земли на Страшный Суд, – тогда подойдем и мы с вами, и скажем Господу, Праведному Судии: “Милосердный Господь, мы немощные и слабые Твои последователи, мы много грешили на земле, но мы не отступили от Тебя, не отрекались, не постыдились Тебя в роде сем развращенном, пощади и помилуй нас!” И верим, Милосердный Судия сжалится над нами и скажет нам: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…”
Сердечно желаю вам, чтобы этот пост прошёл для всех с духовной пользой. Будем чаще прибегать к спасительным таинствам Исповеди и Причастия. Будем приводить в должный порядок храмы своих душ. Будем неустанно молить Господа, чтобы Он по своей любви и снисхождению к нам, грешным, отверз нам двери покаяния и очистил от всякой нечистоты.
Да помянет же Господь Бог всех нас во Царствии Своем. Аминь.
Смиренный Боголеп, епископ Александрийский и Светловодский
Залишити відповідь