5.10
2020

Учителя не только в школе

Рубрика: Новости. Автор: Gavrilenko

Про школьных учителей – низкий поклон им за нелегкий труд – мы говорим и пишем с завидной регулярностью. Но есть педагоги иного порядка – из системы так называемого внешкольного образования: руководители кружков, секций, детских клубов. Вы никогда не задумывались, как им удается заинтересовать детей, ведь в отличие от школы, обязательного посещения тут нет? Сегодня наш рассказ о двух педагогах-«внешкольниках», достигших, пожалуй, вершин профессии.

Мечта и море

Александрийские мальчишки, мечтавшие о море в 1970-90-х, знали, с чего начинать свой путь в капитаны дальнего плавания. Они шли в Станцию юных техников к Николаю Алексеевичу Яровому. Руководитель судомодельного кружка знал – да и сегодня знает, как превратить детскую мечту в реальность и через нее привить любовь к технике и порядку. Здесь не просто строили модели судов, а между делом постигали азы конструирования: учились читать чертежи, разбираться в соединениях, рассчитывать прочность узлов.

Да и проектировали мальчишки свои маленькие кораблики сами – ведь даже если делать копию по готовым «заводским» чертежам, учить ее плавать приходилось в каждом случае индивидуально! Крен, дифферент на корму, курсовая устойчивость – эти и другие термины маленькие александрийцы не просто знали, они могли регулировать их, добиваясь нужных параметров.

И изготавливали каждую деталь собственными руками – был в кружке любой инструмент, верстаки, чертежная доска, был в Александрийской СЮТ свой собственный станочный парк. Сперва набирали корпус – часто по-взрослому, на стапеле, с балками, шпангоутами, палубами и переборками. Монтировали внутрь двигатель, рули. Потом красили и долго-долго добивались, как тогда говорили, копийности – во многих классах кораблик должен был точно повторять внешность реального прототипа. И корпели пацаны часами над выпиливанием ободков иллюминаторов, паяли леера, точили на токарном станке пушки-«единороги», ракеты и пожарные брандспойты.

Многие бежали сюда сразу после уроков и засиживались допоздна. Но интересная деталь: через час работы Николай Алексеевич отрывал юных мастеров от верстаков, и все вместе бежали во двор СЮТ (сейчас на этом месте Mandarin Plaza) – играть в футбол, чтобы после разминки на воздухе с новым вдохновением вернуться к крейсерам, фрегатам и портовым буксирам.

Тогдашний директор СЮТ Н.А. Гильтяй сегодня вспоминает:

– Вообще-то у нас были методические программы для формирования устойчивых интересов детей к техническому творчеству. Но некоторым руководителям кружков они были не нужны – детей и так было за уши не вытащить из мастерских. Николай Алексеевич Яровой – как раз один из таких немногих педагогов.

 А мерилом всех усилий пацанов и их «тренера» были соревнования: сначала городские, на которых нужно было победить других местных моделистов, пройти отбор и ехать «на область». В тогдашнем Кировограде воспитанники Никасеича (как с любовью называли мальчишки своего руководителя) обходили на водных маршрутах и стендовой оценке десятки конкурентов. И потом в составе сборной области ездили «на республику» – на Всеукраинские соревнования, откуда тоже не раз возвращались с победами. Например, среди воспитанников Николая Ярового – 7-кратный чемпион Украины, в том числе в таком непростом классе, как радиоуправляемые парусные яхты.

На вопрос, сколько лет он занимался моделизмом, Николай Алексеевич ответил так: с 3-го класса школы до 2011 года. То есть он вырос в судомодельном кружке, закончил среднюю школу, поступил в педагогическое училище, и по окончании его снова пришел в Александрийскую станцию юных техников – уже в качестве педагога, руководителя кружка. Кстати, нашей СЮТ в этом году исполнилось 53 года.

Большинство вчерашних кружковцев связали свою судьбу с техникой, среди них – офицер подводного атомного флота, владелец автосалона, руководитель фирмы, производящей станки лазерной резки, наконец, известный в Александрии врач-диагност, работающий на современной аппаратуре. Да и сам Николай Алексеевич в свободное от педагогической работы время (сегодня он работает учителем труда в гимназии №1) выходит в плаванье: вместе с друзьями и вчерашними кружковцами занимается виндсерфингом.

Музыка теплых игрушек

Дмитрий Владимирович Кудря полжизни проработал в Центре детского и юношеского творчества им. С. Шакало (он же – Дворец школьников и молодежи, он же – Дворец пионеров). Студия художественной резьбы, которую он возглавляет – одно из мест притяжения александрийской детворы. Из дерева – мягкого, податливого материала тут вырезают самые разные вещи: и украшения для дома, и полезные в хозяйстве предметы – шкатулки, полки, ключницы. Но больше всего дети любят делать игрушки – автомобили, самолеты, мотоциклы, лошадки с возами. В оформлении часто используют национальные украинские мотивы. Есть готовые, разработанные руководителем и обкатанные «в производстве» изделия, есть продукты сугубо мальчишечьей фантазии.

– Вы посмотрите, какой это мягкий, податливый, дружелюбный материал – древесина. Для своих работ мы с мальчишками подбираем липу, она особенно хороша в этом плане, – говорит Дмитрий Владимирович. – Если правильно ее обрабатывать, изделия получаются с виду простые, бесхитростные и как будто теплые. И именно этим подкупают. 

Сам того не ожидая, мастер попал в мейнстрим: то, чем занимается Дмитрий Владимирович со своей детворой, сегодня называется эко-игрушкой. Получив признание в Украине, со своими работами начал ездить на международные выставки народного творчества, побывал в Польше, Турции, Хорватии, Дании, Нидерландах, где достойно представлял нашу страну своим творчеством.

Несмотря на повальное увлечение электронными гаджетами, работа с деревом и резцом увлекает современную детвору – как увлекла когда-то самого Дмитрия Кудрю, по образованию и по профессии – музыканта. После окончания музыкального училища он несколько лет преподавал игру на кларнете в Александрийской музыкальной школе. Однако что-то делать руками, в том числе из дерева, любил с детства, это передалось ему от отца. Однажды коллега по «внешкольной работе» из Дворца пионеров, зная о его умении, пригласил вести кружок для младших школьников. Сначала было модное в 1970-ые выжигание по дереву, выпиливание, а со временем вышли на новый уровень – объемные игрушки, собранные из вырезанных из дерева деталей. Кружок стал студией «Художественная резьба» и получил от государства официальный статус «Народный коллектив».

На своих занятиях руководитель учит детвору не только работе с инструментом, присутствует, так сказать, и воспитательный момент: ответственность, взаимопомощь, настоящая дружба – не пустой звук для мальчишек, которые ходят «на резьбу» в бывший Дворец пионеров. Оно и понятно: тонкости взаимоотношений в мужском коллективе Дмитрию Кудре знакомы со времен его учебы в суворовском училище. Между прочим, непорядок с оценками в школьном дневнике – повод для серьезного разговора с руководителем кружка. Вроде бы, школьные предметы – не его парафия, но если есть возможность повлиять, как говорят педагоги, на успеваемость, то ее надо использовать.

При всей, казалось бы, малозаметности труда педагогов внешкольного образования давайте еще раз скажем им спасибо. Ведь на самом деле, через их кружки, мастерские и студии прошли тысячи маленьких александрийцев, которые пусть и не стали инженерами, но на всю жизнь научились делать что-то руками – то есть стали более самостоятельными и уверенными в себе. Тем более, александрийским мальчишкам и девчонкам повезло с такими педагогами, которые учат не только ремеслу, но помогают каждому стать настоящим человеком.

С. Несторенко

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень