Учиться по-новому
1 сентября более тысячи маленьких александрийцев впервые сядут за школьные парты. Что их ждет на неизведанном пути познаний? Об этом наш разговор с заместителем директора по научно-воспитательной работе, куратором Александрийского учебно-воспитательного комплекса 1-2 степени № 17-лицей педагогом с 40–летним стажем Наталией Марченко.
– Как сообщалось в СМИ, Министерство образования и науки Украины подготовило “революционные” изменения в образовательной программе для начальной школы. Готовы ли вы к нововведениям?
– Во-первых, это пока что только проект государственного стандарта – “Новая украинская школа” – так сказать, предложения к действию. А во-вторых, по системе развивающего обучения мы работаем уже не первый год. Сам же проект сегодня широко обсуждается на всех уровнях (в учебных заведениях, среди специалистов, в СМИ) и идет подготовка к его внедрению. Что касается младших классов, то поэтапное внедрение новых методик обучения уже идет повсеместно. В нескольких александрийских школах есть экспериментальные классы, где используются новые формы обучения.
Для начальных классов сейчас основной упор делается на то, чтобы ребенок шел в школу с охотой, что в школе его ждут с радостью, что там будет интересно. Если он почувствует это с первых шагов, то и весь дальнейший процесс обучения будет в правильном русле. Должен быть интерес к знаниям, а не страх перед учителем, уроками, оценками.
– Поэтому даже красными чернилами нельзя править в тетрадях?
– И это тоже. Считается, что красный цвет раздражает, поэтому есть рекомендации примерять зеленый или любой другой нейтральный цвет. Сложно сказать – хорошо это или плохо, ведь ошибок в тетрадях от этого меньше не становится, а с 5–го класса красные ручки по–прежнему применяются для учительских правок.
Среди существенных изменений – запрет задавать домашние задания первоклассникам. Они появятся со второго класса и в общем объеме не должны занимать более 45 минут времени на выполнение. С третьего класса это время увеличивается до 70 минут, с четвертого – до 90.
Не рекомендуется перегружать младшеклассников дополнительными заданими. Кроме этого, задания нельзя будет давать на выходные или праздничные дни, каникулы. Один день учебной недели должен быть разгрузочным. То есть никаких сложных предметов, например, математики или иностранного языка. В этот день будут занятия музыкой, изобразительным искусством, трудом, урок “Я в мире”.
Также в министерстве предлагают заменить часть уроков физкультуры другими физически активными предметами – например, хореографией, плаванием и т.д. Как это будет выглядеть на практике, пока сказать сложно.
– Во все времена дети учились и делали домашние задания, а тут вдруг нельзя!
– Ничего страшного для учеников первого класса в этом нет. Задания будут, но с постепенным увеличением нагрузок. Это делается для того, чтобы у ребенка не возникала “аллергия” к школе. За первый учебный год он постепенно адаптируется к школе – как к среде, где он может находиться без страха наказаний за невыполненные задания.
Еще здесь нужно сказать, что с этого года школам рекомендуется ввести триместры. Это когда вместо каникул после каждых 5–6 недель учебы – одна неделя отдыха.
– Слышал, что некоторым родителям не нравится отмена домашних заданий. Мол, вот в наше время так не учили.
– Если родители хотят закрепить знания, полученные ребенком на уроке, они могут сами поработать с ним.
– Раньше детей наказывали, если они неправильно сидели за партой, вертелись, отвлекались. А теперь, говорят, хоть ноги на парту клади?
– Ноги на парте – это, конечно, слишком, но и прививать усидчивость наказаниями – тоже не выход. Известно, что лишь первые семь–десять минут урока дети могут быть максимально сосредоточены, поэтому после можно немного расслабиться, например, сменить позу. А вообще, дисциплина и внимание на уроке больше зависят не от позы, а от учителя. Если он сумеет заинтересовать аудиторию, значит урок, как и все последующие, пройдет успешно. Это новые интерактивные методики обучения.
– Теперь и двойки уже нельзя ставить?
– Существует 12–балльная система оценок знаний, и двойка младшеклассникам ничего, кроме неврозов, не дает – не стимулирует и не мотивирует к учебе. В первом классе оценок вообще нет. Вернее, они осуществляются вербально. Например, можно похвалить ученика за работу на уроке. А вот со второго по четвертый класс школьникам будут ставить оценки лишь по некоторым предметам, в частности, по математике, литературному чтению, естествознанию, украинскому и иностранному языкам.
И что еще важно, оценки не выносятся на всеобщее обозрение – это информация только для ребенка и родителей. Считается, что показ плохих оценок унижает достоинство ученика. На родительских собраниях предпочтительно говорить о позитивном, а о недостатках ученика – индивидуально с родителями.
– Ну, а зачем запретили учить таблицу умножения, правила правописания? Это не перебор с “демократией” в образовании?
– Никто не запрещает учить, просто считается, что зубрежка не дает положительного эффекта. Поэтому, например, таблицу, нужно не тупо заучивать, а запоминать сознательно. Она будет присутствовать зрительно на доске, в тетрадях и постепенно, за год – другой, отложится в голове.
Не будет больше и чтения на скорость. Лучше читать не спеша, но осознанно, вникая в суть излагаемого. Сейчас при оценивании письменных работ не учитывается каллиграфия. Письмо должно быть разборчивым и чистым.
– Что такое интегрированное обучение?
– Под ним подразумевается объединение в одном уроке нескольких предметов. Например, язык и литература, литература и изобразительное искусство или математика и естественные науки. Главная цель таких уроков – не получение максимального объема информации, а применение знаний на практике, в жизни. Это могут быть, например, уроки–путешествия, уроки–сказки, дискуссии по содержанию того или иного материала.
– А как быть с неподъемными рюкзаками? Жалко смотреть на детей, когда они тащат их из школы.
– Не нужно преувеличивать проблемы – спортивную форму, сменную обувь, альбомы, принадлежности сегодня можно оставлять в классных кабинетах. Здесь больше проблем родительских. Они хотят предоставить ребенку все получше и, естественно, подороже, а потом переживают за сохранность этих вещей.
В этом плане хорошо бы еще иметь парные учебники, чтобы один комплект был дома, другой в школе. Но это, сами понимаете, не от нас зависит. Еще нужны учебники и другая литература на электронных носителях. Думаю, к этому мы рано или поздно придем, возможно, государство сможет обеспечивать учеников планшетами, как сейчас печатными учебниками. Но если это будет лишь на плечах родителей, то начнет проявляться ненужное материальное неравенство: один может себе позволить дорогой гаджет, другой – вообще никакого.
– Вопрос, может быть, риторический: вы чувствуете заботу государства о школе?
– Да. По всему видно, что работа ведется огромная. Думаю, что если мы и дальше будем идти этим курсом, то уже скоро можно будет говорить о том, с чего начали разговор – о революционных изменениях в образовании. О новом государственном стандарте – «Новой украинской школе», в которой будет 12–летнее обучение, три уровня среднего образования, предметы по выбору, школьная автономия и многое другое. Надеюсь, изменения будут положительными, и они помогут вернуть авторитет учителя, а школьникам – получить нужные в жизни знания.
Сергей Гавриленко
“Существенные изменения” – что уже никто не хочет называть это реформами?
Мне нравится! 0
Честно говоря услышать от работающего зам. директора школы другое кроме ” все правильно правительство делает, работа ведется огромная”, и не надеялся. А вот в личных беседах учителя не всем довольны и не все нововведения поддерживают.
Например критикуют излишнюю толерантность по отношению к дисциплине на уроках, многие дети ведут себя откровенно по хамски, пользуются на уроках телефонами и прочими гаджетами. И тут уж зависит не “от учителя” , а от воспитания в семье.
Многие критикуют исключение оценивания каллиграфии, некоторые ученические тетради невозможно прочитать, настолько неразборчивый почерк и много ошибок в правописании.
Мне нравится! 0