Про новый налог на землю
Неприятный сюрприз от Верховной Рады в виде 1500 грн налога с каждого гектара взволновал не только владельцев земельных паев, но и многочисленных дачников. Общественный резонанс вынудил депутатов смягчить условия, но решение все еще не принято.
Новация может коснуться примерно 4-5 миллионов украинских граждан, в том числе – и десятков тысяч жителей Александрийщины. Суть угрозы в следующем. Законодатели предлагали установить фиксированный налог с каждого гектара сельскохозяйственных угодий в сумме около 1500 грн в год – и без привязки к полученному с него дохода. То есть имеешь земельный пай или большой огород (более 1 га) – плати ежегодно назначенную сумму. Причем независимо от того, используется ли ваша земля под посевы и каков в нынешнем сезоне урожай.
Что хотят сделать
Учитывая, что средний пай на Александ-рийщине превышает 5 га, с каждого «землевладельца» по законопроекту № 3131 таким образом причитается около 7500 грн ежегодно. Это примерно половина того, что получает владелец пая от его сдачи в аренду местному фермеру или агрофирме. То есть получается, что владелец пая в случае принятия закона потеряет примерно половину! Нужно ли говорить, что, как правило, это немолодой житель сельской местности, для которого сумма в несколько тысяч гривен – немалое подспорье.
По официальным данным, более 1,6 млн владельцев паев – пенсионеры, которые каждую осень ждут от фермера-арендатора ежегодного платежа «за пай», чтобы закрыть с его помощью крупные статьи нехитрого пенсионерского бюд-жета: например, закупить уголь или дрова на зиму, отремонтировать крышу, поставить новый забор и т.п. Теперь этих денег может не быть.
Правда, государство оговаривает, что если земля находится в официальной аренде, то платить налог должен фермер, который ею пользуется. Но для фермера это тоже не особая радость, и где гарантия, что он не переложит «налоговую нагрузку», хотя бы частично, на владельца пая? А ведь во многих случаях аренда или неофициальная, или фермер расплачивается не деньгами, а зерном, что еще больше осложняет расчеты. При этом во многих отдаленных селах арендатор занимает монопольное положение, то есть, не нравится предложенная плата за сданный в аренду пай – до свидания, никто другой обрабатывать твою землю не возьмется.
А если вдруг – неурожай? Или посевы сгорели от засухи, или смыты ливнями? Кировоградская область – зона рискованного земледелия, а подобный форс-мажор в законопроекте никак не учитывается, и значит, свои среднестатистические 7500 грн налога за пай пенсионер или мелкий «одноосібник» должен будет заплатить уже не из дохода от земли, а из пенсии, которая, как известно, даже с учетом городских жителей составляет в среднем по стране 3000 грн… То есть для уплаты налога государству придется копить деньги в течение трех-четырех месяцев?
И это вместо того, чтобы государство само выплачивало земледельцам дотацию на каждый гектар, как это принято в странах Евросоюза? Например, в Германии эта поддержка составляет 280 евро на гектар вне зависимости от того, выращивается что-либо на этих площадях или нет.
Истинная цель 3131?
Вот мы и вышли к вопросу: в самом ли деле главная цель законопроекта № 3131 – вывод из тени земельных отношений на селе? Не подталкивают ли таким образом мелких «земле-владельцев» к тому, чтобы они избавились от своей земли-кормилицы? Конечно же, в пользу крупного бизнеса. Накануне вступления в силу Закона про свободную продажу земли ответ напрашивается сам собой.
Конечно же, налоги нужно платить. Но кто сказал, что мелкие сельхозпроизводители не делали этого ранее? Все, кто владеет землей, платят земельный налог в размере 140–300 грн за га. Кроме того, тот, кто ведет товарное сельхозпроизводство на площади больше 2 га, должен платить также 18% с дохода от продажи выращенной продукции. И кто виноват, что государство не может организовать сбор этих налогов? И поможет ли в таком случае введение новых?
Есть в законопроекте № 3131 еще один нюанс. По нему выходит так, что новая форма налогообложения коснется только мелких фермеров и владельцев небольших угодий, поскольку крупные агрофирмы платят в бюджет по другой схеме, которая остается прежней.
Что будет?
В настоящее время законопроект “Про детенизацию сельскохозяйственного производ-ства” ожидает рассмотрения в парламенте. Показательно, что после критики в прессе Комитет по вопросам финансов и налоговой политики повторно рассмотрел одобренный им ранее документ № 3131 – и создал другой, альтернативный вариант № 3131-д. В новом документе предусмотрены уже другие, более гуманные цифры – максимально 1400 грн. Очевидно, именно в этом виде законопроект и будет вынесен на рассмотрение Верховной Рады. То есть дамоклов меч остается занесенным над головой фермеров и мелких крестьянских хозяйств.
В. Несторенко
Залишити відповідь