Последняя услуга родному городу
Даже после своей смерти угольная отрасль Александрийщины продолжает служить городу и региону. Заброшенные предприятия холдинга «Александрияуголь» превратились в стихийные туристические объекты, и речь в первую очередь о Морозовском угольном разрезе.
Верный индикатор популярности – поисковик интернета, и он при введении запроса «Морозовский разрез» выдает не миллионы тонн добытого угля и не количество занятых горняков. Вместо этого мы видим… приглашения в совместные турпоездки на заброшенный объект – Морозовский угольный разрез. И тут же – десятки фотоотчетов с таких туров, с восторженными отзывами, восхищением нашей историей и тому подобным позитивом.
Между тем для многих александрийцев старшего поколения здесь нет ничего особенного: ну, угольный разрез, ну, роторный экскаватор, ну, отвальный мост – что здесь необычного? Мы были городом угольщиков, и добывающие предприятия с их масштабным размахом воспринимались как нечто само собой разумеющееся. А сегодня даже жалкие остатки этих предприятий служат предметом поклонения для сталкеров, диггеров и обычных туристов во всей стране.
Угольный разрез «Морозовский» в свое время был крупнейшим в Европе месторождением, разрабатываемым открытым способом (то есть не шахтным методом). В 2006 году предприятие окончательно остановило работу. На момент начала затопления на «Морозовке» оставалось как минимум 11 млн тонн угля. Работало здесь в лучшие времена до 1,5 тыс. горняков, а во всем объединении «Александрияуголь» трудилось 14 тысяч человек.
И в общем-то, в этом как раз нет ничего удивительного. Ведь что видит в этом плане сегодняшняя молодежь, кроме роликов типа «Мегасооружения» на заморском канале «Дискавери»? А тут, прямо в родной стране – реальные объекты, поражающие воображение даже искушенных путешественников. На «Морозовском» – 6 километров «ямы» шириной 200 – 300 метров, вскрытой на глубину до 50 метров. А еще – масса невиданной техники: шагающие гиганты-экскаваторы с роторами на стреле и высотой с 9-этажный дом, ковши размером с КрАЗ на тросах и цепях, конвейерные транспортеры, отвальные мосты протяженностью триста метров. И все это напичкано автоматикой, приводами, моторами, редукторами, кабелями…
Даже в неработающем состоянии это выглядит впечатляюще, а если бы поколение современной пост-индустриальной Украины могло видеть Морозовский разрез в действии? Когда под гул сотен моторов и лязг металла роторы вгрызались в грунт и в пласты угля, когда по ленте отвального моста непрерывным потоком одновременно шли тысячи тонн породы, когда экскаваторы-драглайны с размаху забрасывали свои огромные ковши и забирали в них десятки кубов грунта… Железнодорожные составы, которые вывозили добытый уголь, казались здесь жалкими червячками, теряясь на фоне индустриального пейзажа.
…Но время берет свое: даже в виде памятника «Морозовка» теряет свою привлекательность. Разрез постепенно затапливается, большинство техники порезали на металл и вывезли, а то, что не успели, так и ушло под воду. Но туристы все равно едут сюда, потому что разрез интересен и в виде водоема диковинной формы и немалой глубины. Единственный уцелевший экскаватор на дальнем берегу своим ржавым силуэтом добавляет картине легкого апокалиптического шарма. А происхождение необычного бирюзового цвета воды по сей день не могут внятно объяснить даже специалисты.
Александрийцам, а особенно жителям близлежащих сел, вчерашний углеразрез как гигантская фотозона не интересен. Ведь многие работали здесь, и выражение «Морозовка» для местных звучит обыденно и никак не связано с приятным времяпрепровождением. Хотя все чаще заброшенное предприятие местные используют как зону отдыха, и по состоянию на лето минувшего года здесь имелось два стихийных пляжа. К одному можно подъехать только на серьезном внедорожнике, ко второму ведет частично асфальтированная дорога.
Еще одно из остановившихся в 2000-х годах предприятий холдинга «Александрияуголь» – разрез «Константиновский». Это было молодое предприятие, которое оказалось заброшенным, так и не выйдя на проектную мощность. Запасы угля здесь – порядка 50 млн тонн, т.е. не менее чем на 20 лет работы. В настоящее время «Константиновский» также затоплен, но охраняется от разграбления, так что теоретическая надежда на его возрождение есть.
А как же уголь?
Селфи, пляжи, перфомансы… А неужели никому не нужны миллионы тонн угля – ископаемого, ценного и как топливо, и как сырье для химической промышленности? Уже в 2000-е годы, на закате деятельности холдинга, местными властями и бизнесменами предпринималась масса попыток реформировать угольную отрасль.
Существовало несколько реальных бизнес-планов, которые с привлечением иностранных инвесторов предусматривали производство из нашего угля бензина и авиатоплива, синтетического газа и горного воска. Существовало несколько проектов по постройке, как говорят специалисты, «на борту» разрезов – и Морозовского, и Константиновского – электростанций. Сжигая уголь прямо на месте, они отправляли бы полученные мегаватты сразу в энергосистему страны. Но инвесторы из Швейцарии, Германии и Китая, прежде чем вложить в александрийский уголь десятки миллионов долларов (назывались цифры от 52 до 300 млн), поочередно просили у правительства соответствующие гарантии, которых промышленникам ни-кто не дал. И получила Александрия вместо тысяч рабочих мест большую фотозону для романтически настроенных турис-тов.
П. Валдис
Залишити відповідь