Послание архиепископа Александрийского и Светловодского Боголепа в связи с торжеством прославления святых Александрийской епархии
Всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Святые — это радость Церкви, они своими непрестанными подвигами «осоляют» нашу землю (Мф.5:13). Особая радость для Церкви — прославление в лике святых ее членов. Всемилостивый Господь даровал нам великое утешение: решениями Священного Синода нашей Церкви к лику местночтимых святых Александрийской епархии были причислены: блаженная исповедница Иулитта (Педан) и священномученики – иерей Иаков Илличевский, иерей Александр Балануца, иерей Василий Слотвинский и священник Феодор Статкевич. К сожалению условия карантина, не позволяли, до сего времени, прославить тех, благодаря духовному подвигу которых, мы сегодня имеем возможность называть себя православными.
В XX-ом веке Церковь Христова столкнулась не просто с испытаниями, а с попыткой ее уничтожить, стереть с лица земли. Многие тысячи православных людей – мирян и священников – приняли мученическую кончину за свою веру. Сегодня мы вспоминаем имена конкретных мучеников и конкретные обстоятельства их смерти. Греческое слово «мученик» – «мартирос» – буквально означает «свидетель»: он тот, кто свидетельствует о Воскресении и жизни вечной среди мира, который поглощен чем-то другим – властью, деньгами, идеологиями, политическими интригами. Мученик умирает, чтобы утвердить свое свидетельство: есть нечто бесконечно более важное, чем всё, о чем люди препираются и из-за чего дерутся здесь, на земле. То, ради чего действительно стоит жить – и стоит умереть.
Период служения и мученической кончины обычных сельских пастырей нашей епархии, остается самым страшным в истории. Прошло уже больше ста лет, а так ярко и страшно обнаруживаются свидетельства ужасных мучений – перебитые кости рук и ног, выбиты зубы, в спешке ночью погребенное изувеченное тело пастыря из с.Вышневцов (бывшее с.Иваново Онуфриевского округа) – иерея Александра Балануцы. Но безбожники начала XX века не уникальны – они часть того мира, который, по слову Спасителя, будет ненавидеть и преследовать Его учеников, мира, в котором живем мы и который всё так же противится Богу и восстаёт на Его Церковь. Часто и сегодня злоба обрушивается на Церковь – за то, что она стоит на последовательно евангельских, миротворческих позициях, отказываясь поддерживать людей в их деле – которое они, конечно же, считают безоговорочно правым. Но несмотря на это Церковь была, есть и навсегда останется тихим прибежищем.
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2: 19)», – говорит святой апостол Павел, обращая наши взоры к тому Небесному Граду, где все святые Божии, в их числе и наши мученики, предстоят пред Богом, единодушно молясь о нашей земле. Эта небесная реальность, хотя и закрытая для глаз мира, неизмеримо важнее, подлиннее и могущественнее всего остального. Церковь являет эту небесную реальность на земле. Мучеников надлежит помнить и прославлять. В контексте веры мученик не является обвинителем. Он, подобно Христу, является ходатаем. Его кровь вопиет не о мести — а о прощении. Как сказал Патриарх Алексий I митрополиту Антонию Сурожскому, «Церковь – это тело Христово, распинаемое за спасение своих гонителей». И наша молитвенная память о новомучениках означает не то, что мы ненавидим кого-то или требуем к ответу — но, напротив, что мы просим у Бога милости и спасения для наших чудовищно заблуждавшихся и тяжко грешивших предков. Такая молитва означает, что мы принимаем их как своих — и оплакиваем их грехи и преступления, как можно оплакивать грехи и преступления членов своей семьи. Наша вера научает нас тому, что можно любить, считать своими, искать блага людям, которые чудовищно неправы. Мы должны помнить прошлое, чтобы извлечь из него опыт. Понять, что приводит к таким ужасным последствиям и как их избежать.
Для нашего общества сегодня одним из важных вопросов является проблема отсутствия авторитетов и духовных ориентиров. Кому должен подражать современный человек, условно говоря, стремящийся к святости. В наших святцах очень мало святых мирян. Монахи есть, князья есть, есть святители и юродивые, мирян не много. Конечно, святые миряне в Церкви были всегда. Незаметные труженики, терпеливые страдальцы, все те, по примеру жизни которых, можно приблизиться к деятельному изучению Евангелия. Поэтому так важно и непреходяще событие прославления простого, «маленького» человека. Церковь указывая на него, как бы говорит: вот, возлюбленные, перед вами еще один образец того, как угождают Богу Живому. В чем пример для подражания? Прежде всего конечно, верность Христу и Его Церкви. В этом смысле матушка Иулитта Педан, будучи простым человеком, смогла стать духовным светильником для многих людей ищущих свет Истины. Не взирая кем был по профессии этот человек её жизнь среди людей была путем к Богу и служением устроенном не на корысти и чувстве превосходства, не на хитрости и обмане, а на правде Божией и глубоком чувстве покаяния. Именно тайна причастности ко Христу, независимо от отношений (в семье или в коллективе) и жизненных обстоятельств, есть тайна святости, к которой призван каждый христианин. По слову Евангелия, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Жизнью можно пожертвовать единожды в бою, а можно посвящать ее на служение ближним каждый день, на протяжении всей жизни. Именно такой была блаженная Иулитта, показавшая подвиг праведной и благочестивой жизни. В своем ревностном, порой непонятном или незаметном, служении Церкви Христовой и народу, она явила нам пример, вдохновляющей и ныне на самоотверженное служение Богу и людям.
Посетив, еще в отрочестве, святыни Киева, будущая святая получила благословение от преподобного Ионы киевского. Так же, имея от Бога дар предвидения, часто старалась предупредить людей o беде, молилась о болящих. В последствии к её могиле, у некогда разрушенного Никольского храма в пгт. Петрово, во множестве стекались верующие, надеясь на молитвенное предстательство угодницы Божия в разрешении различных проблем и жизненных обстоятельств. Взирая на её жизнь, действительно убеждаешься, что от Господа устрояются пути человеку. По милости Божией 17 мая 2019 года, состоялось трепетное обретение мощей блаженной исповедницы Иулитты. Могу, дорогие мои, свидетельствовать о не проходящем личном ощущении присутствия святой, она стала ближе, не просто в чувственно-эмоциональном понимании, а в духовном измерении.
Славные молитвенники, подвижники духа, посылались христианским народам в самое нужное время, чтобы поддержать веру людей, укрепить их нравственное состояние. Памятуя евангельскую заповедь поминать наставников наших и подражать вере их (Евр.13:7), поспешим в молитве припасть к печальникам о нашей земле.
Возблагодарим, возлюбленные, Господа, за радость прославления! Пусть это знаменательное событие не оставит нас равнодушными, но наполнит наши сердца новой благодатью, изменит нашу жизнь, приблизит нас ко Христу. Помним, возлюбленные, есть одна надежда, которая не посрамит, одна твердыня, которая не падет, одно Царство вечное, которое не разрушится. И чтобы принадлежать этому Царству, нужно принадлежать Церкви. Искушения, которое многие из нас переживают сейчас, далеко не так велики, как то, что претерпели предыдущие поколения православных – и сохранили верность.
Призываю всех вас дорогие братья и сестры принять участие в торжественном прославлении святых нашей епархии – 21 июня сего года, (в Покровском кафедральном Соборе г.Александрии в 8:00) которое возглавит Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Онуфрий Митрополит Киевский и всея Украины.
+ Боголеп архиепископ Александрийский и Светловодский
г. Александрия 2021 г.
Залишити відповідь