Отец Анатолий: «Мы пройдем эти испытания»
24 апреля секретарь епархиального управления Александрийской епархии УПЦ, настоятель храма святого благоверного великого Александра Невского протоиерей Анатолий Штанько был награжден Грамотой Александрийского городского совета «За весомый вклад в духовное развитие жителей территориальной общины, активную гражданскую позицию, инициативность, просветительскую деятельность и по случаю 55-летия со дня рождения». О том, что это не официальные пафосные слова, говорит факт, что в тот день много александрийцев пришли в храм поздравить юбиляра, больше известного в городе, как отец Анатолий. Пришли просто поздравить хорошего человека, священника, сделавшего много добра своим землякам.
После всех официальных и торжественных мероприятий он сказал, что дни рождения всегда отмечал тихо и скромно, поэтому не думал и не ожидал, что к его персоне может быть столько внимания. Здесь он поскромничал, так как нет в городе православного человека, который бы не знал отца Анатолия. Но не все знают, что дорога к Церкви у него была долгой, и лишь в зрелом возрасте он принял окончательное решение касательно своего служения.
Его детство и молодость мало чем отличались от миллионов сверстников. Окончил СШ № 14, училище № 3, учился на вечернем отделении Александрийского филиала Днепропетров-ского горного института, закончил Запорожский машиностроительный институт, работал на заводах АЭМЗ, «Автоштамп». Так бы он и продолжал стезю инженера-конструктора, если бы в 1993 году не решил попробовать себя в журналистике. Тяга к творчеству у него была с детства, а в 26 лет он стал членом литературно-художественного клуба «Джерело». В этом клубе много общался с творческой интеллигенцией г. Александрии, здесь же познакомился с основателем клуба, редактором газеты «Трибуна шахтаря» Владимиром Дерусовым, который и предложил попробовать себя на журналистской ниве. Поработав некоторое время штатным корреспондентом, понял, что это не его, и перешел работать корреспондентом на Александрийское радио, но и здесь долго не задержался – в это время ему уже был ближе духовный мир, чем повседневная мирская суета. Тогда он вел воскресную школу при Свято-Покровском храме г. Александрии, много общался со священниками. Особое влияние на него оказал настоятель Покровского храма протоирей Анатолий Яблонский.
– Мыслей о том, чтобы посвятить себя Церкви, у меня сначала не было – говорит о.Анатолий. – Но Господь видит все по-другому. Во второй половине 80-х, когда началась перестройка появилось огромное количество литературы, ранее неизвестной. С ней открылось и новое мировоззрение. Я люблю поэзию, с 1982 г. стал писать много стихов, задумываться о том, что жизнь – это не только повседневная пища.
В те годы открывалось много приходов, а священников не хватало. Вот мне и предложили стать священнослужителем, увидев во мне перспективу. Это было непростое решение – осознавалась бесконечность недостоинства, но воля Божья, нами непостижимая, привела меня к рукоположению в священный сан. Два месяца подготовки – и сразу на самостоятельное служение. Позже закончил духовную семинарию в Одессе и духовную академию в Киеве. Прошел хорошую школу в Свято-Рождества Богородичном кафедральном Соборе г. Кировограда а также в Свято-Покровском храме единоверческого прихода села Злынки, где велась старообрядческая служба. Затем служил в приходе святых апостолов Петра и Павла пос. Димитрово. Вернулся в Александрию, где служил в Свято-Покровском храме. С 1996 года (со дня образования общины) – настоятель Свято-Александро-Невского храма г. Александрии.
Отец Анатолий говорит, что никогда не жалел о выбранном пути.
– В этом отношении можно сказать, что я счастливый человек. И очень благодарен всем моим наставникам, сослужителям и всем помогающим в несении креста священнослужения. Тяжело сегодня всем, – говорит он. – Нет душевного равновесия. Забота о хлебе насущном стала главной. Но случившееся в последние годы имеет глубокие корни. Весь тот негатив, который сегодня выплеснулся наружу, начал зарождаться еще в 70-е годы, когда стал проявляться эгоизм, когда на смену коллективным ценностям стали приходить индивидуальные. Постепенно человек становился все более зависим от денег. В 90-х произошел крутой перелом и разрушение многих ценностей. Но государство не смогло, да и сейчас не может создать институты, которые защищали бы тех, кто не вписывается в новые схемы миропорядка.
Сегодня опять пришла новая волна перемен, в которую не все вписываются. Многие не видят перспектив, не видят выхода. У этих людей украли будущее и сделали рабами материальных ценностей. Вот и к нам в приход идут люди – по виду совсем не нищие, но просят уже не духовной поддержки, а банально материальной…
Многие сегодня относятся к церкви как к некоему сервисному учреждению. Вот стало человеку плохо, и он думает, что облегчение можно получить, постояв в храме и поставив свечу, а потом уже больше не приходить. Он считает, что здесь можно “купить” индульгенцию от болезней или других невзгод. Что ж тут поделаешь – это люди, они все разные. Но они ведь дети Божьи, и наша задача рассказать им об этом. Обращаясь к нам за решением бытовых проблем, многие начинают понимать, что вера не может быть единовременной – лишь когда тебе плохо, а это целый образ жизни.
Очень печально, что сегодня церковь втягивают в политику, решают за ее счет какие-то свои мирские задачи. Те, кто занимается такими играми, не знают или не хотят знать, что этим разлагают общество. Ведь если трезво посмотреть на происходящее сегодня, то видно, что происходит вакханалия безбожия. Если задуматься, то ведь реально церковь – единственный общественный институт, который настраивает людей на добро, не делит их на классы, расы или по принадлежности к политическим мировоззрениям. Еще 200 лет назад преподобный Серафим Саровский точно подметил, что все политические партии – «быто-улучшительные», т.е. борются за материальные ценности. Это и есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению христианства на земле…
Но ничего, мы должны пройти и эти испытания и, уверен, пройдем. Думаю, скоро наступит понимание, что нельзя бросаться в крайности, что только в восприятии друг друга такими, какие мы есть, может наступить гармония. Знаю, что так будет, и люди обретут духовную цель, и начнется возрождение!
Сергей Гавриленко
Залишити відповідь