Немой свидетель истории города
Продолжаем рубрику “Старые фото и наше Время” и сегодня расскажем краткую историю развития железнодорожного транспорта в Александрии и районе.
Напомним, что с 1806 года Александрийский уезд входил в состав Херсонской губернии. Во второй половине 19 столетия в связи с увеличением количества перерабатывающих предприятий в регионе, началось ускоренное строительство железной дороги. В 1886 году вступает в действие железнодорожная линия Одесса-Харьков, которая прошла через станцию Користовка.
В 1901 году железнодорожная ветка прошла через город в направлении станции Пятихатки. 119 лет назад открылась станция Александрия-Херсонская, а вскоре был введен в строй железнодорожный вокзал.
Вокзал стал немым свидетелем событий 1-й половины 20-го века, в частности, 1917-20 г.г., когда Александрия переживала социальные потрясения, неоднократную смену власти: оккупацию войсками кайзеровской Германии, петлюровцами, деникинцами, а в мае 1919 года стала центром вооружённого восстания Никифора Григорьева.
Это время – одно из ярчайших в истории нашего города. В январе 1920 года в Александрию пришла мирная жизнь. К сожалению найти какие-либо фото этих лет не удалось.
Во время Великой отечественной войны при отступлении фашистские войска взорвали вокзал и другие станционные здания.
6 декабря 1943 года город был освобожден, а уже 10 декабря начала действовать железнодорожная линия, по которой в город шли составы с продовольствием, оборудованием и другими грузами.
После войны был построен и новый вокзал, который прослужил до 2003 года. Здание вокзала было выдержано в стиле советского классицизма и было типовым в послевоенный период.
Если спросить жителей Александрии 50-80 г.г. чем запомнился им вокзал, то ответ будет – буфет! По размерам это было небольшое помещение, но как магнит и зимой, и летом, притягивавшее горожан – любителей пива. Этому можно посвятить отдельный рассказ. И лучше об этом могли бы рассказать бывшие работники таксопарка и предприятий за железной дорогой. Здесь продавали бочковое пиво хорошего качества, что было дефицитом в те времена.
Также во второй половине 60-х годов здесь размещался междугородний автовокзал, который в 70-х годах “переехал” на улице Садовую.
Здание ж/д вокзала было добротное и прослужило бы ещё не одно десятилетие, но 1 августа 2003 было открыто движение на скоростной железнодорожной линии Киев-Днепропетровск, в связи с чем и был построен новый вокзал.
На привокзальной площади с 1964 года стояла скульптурная группа “В. И. Ленин и красноармеец”.
Напомним, что она была создана московским скульптором М. А. Щербаковым и установлена в музее вооружённых сил. В 1957 году ее копия была изготовлена на заводе художественного литья в Мытищах, а в 1964 торжественно открыта на привокзальной площади.
Но в 2014 году этот памятник был варварски снесён и на сегодняшний день его судьба неизвестна.
Все попытки найти следы скульптурной группы не увенчались успехом.
Материал подготовлен при содействии краеведа Владимира Иванченко
Залишити відповідь