14.10
2016

Недостроенный город

Рубрика: Новости. Автор: Админ

  В сентябре главной новостью в украинских СМИ был детский садик на Днепропетровщине, который открыл Петр Порошенко. Если уж Президент лично ездит на открытия детских садиков или новых станций метро, как на особо важные мероприятия, то это, скорее, не праздничный, а тревожный повод говорить о том, что с созиданием у нас совсем плохо. Кто поспорит, что после перестройки и обретения независимости мы начали стремительное падение вниз? Что вместо строительства нового началась полная разруха, финальной точкой которой стала пресловутая декоммунизация?


На этом фоне “кляті комуняки” смотрятся высоко, и сегодня разговор пойдет о том, что могло или не могло быть в Александрии, не начнись то, что началось. И не нужно здесь упреков, что история не любит сослагательных наклонений. Любит, если извлекать из нее правильные уроки.

  В краеведческом музее есть уникальный экспонат –  Генеральный план города Александрии, разработанный в 1970 году. “Уникальный” потому, что экспонат действующий. Его никто не отменял, несмотря на то, что многие годы по нему ничего не создается и не строится. В 2012 году этот документ случайно нашел краевед Владимир Иванченко и подарил музею. Говорят, что где-то существуют еще два экземпляра этого поистине исторического документа – ведь в нем расписана вся история города за последние 40 лет, прописано было и будущее, которое могло быть, но которого не стало…

   Об этом наш сегодняшний разговор с Сергеем Замикулой – одним из ведущих в городе специалистов в сфере градостроения. Напомним, что он работал директором строящихся предприятий ПО “Александрияуголь”. Под его руководством построена Новомиргородская шахта и практически весь населенный пункт. В Александрии – шахта “Медвежеярская”, 7-этажная поликлиника, здания 17-й и 20-й школ. Он проектировал строительство разреза “Константиновский”.

   С 1984 года С.Замикула – первый заместитель председателя Александрийского горисполкома. В 1986-89 годах – председатель горисполкома, что соответствует сегодняшней должности городского головы. В период независимости – начальник городского УЖКХ. С 1998 по 2014 годы – начальник Александрийского БТИ.
Все годы ранее Генплан города хранился под грифом “секретно”, что и зафиксировано на каждой его странице. Сегодня эти секреты уже не актуальны, но нам любопытны фотографии тех лет и планы так и неосуществившихся застроек.

   – Все в городе строилось согласно плану, контролировалось его четкое соблюдение, а нарушение каралось по всей строгости, – говорит Сергей Александрович. – При разработке плана учитывалось буквально все – от предполагаемой рождаемости и вероятного количества населения до привязки к уровню Балтийского моря. Каждому проекту было обоснование: где, зачем, сколько, для кого.

   К 90-м годам прошлого века застройка южной части города должна была быть законченной, а развитие пойти в сторону Приютовки до сельскохозяйственного училища. На месте бывшего аэродрома между двух трасс дол-жен был вырасти новый микрорайон. Этого не было в плане, но об этом много говорили и тому были веские доводы. Главные – это близость основных коммуникаций: газопровод, электросеть, водоснабжение заходили в город со стороны Кременчуга.

   Связывать городские микрорайоны должны были троллейбусные линии. Одна ветка – от Звенигородки до Користовского железнодорожного вокзала, вторая – кольцевая, с заходом в промзону в районе “ЭТАЛа”. Тот проезд, который был сделан под железной дорогой, должен был быть в два раза шире и выше для возможности проезда троллейбусов. С этой же целью и мост по проспекту Соборному в районе “Муравейника” был построен трехполосным в обе стороны. Троллейбусное движение в Александрии планировалось не только как экономичный вид транспорта, но и экологический. Город расположен в низине, где скапливались отработанные загрязняющие вещества.

   Также, согласно плану, к 21-му веку в Алек-сандрии должно было появиться множество новостроек. В районе Кирова – театр и Дворец пионеров, в сквере имени Кравченко – выставочный центр. Девятиэтажками планировалось застроить весь район Кирова и Победу. Центральная улица пополнилась бы тремя 14-этажками, соединенными, говоря современным языком, торгово-развлекательным комплексом (это строительство закончилось “Горняком” и недостроем за ним в 7 этажей). Там, где сегодня расположены магазин стройматериалов «МастерСити» и другие торгорвые объекты, по улице 6 Декабря, должны были быть художественная школа, школа искусств, иностранных языков, спорткомплекс.

   К сожалению, этим планам не суждено было сбыться – началась перестройка. Пришел Горбачев и дал демократию – берите столько, сколько сможете унести! Вот все и унесли…

   В 2013 году была попытка создания нового плана развития Александрии и запланированы средства в размере 1 миллиона гривен. Но и этим планам не суждено сбыться, как и всей программе “Центральный регион-2015”, в рамках которой должен был быть разработан план на следующие десятилетия.

   – Несмотря на строгости, план неоднократно нарушался. Иногда это шло на пользу городу, иногда наоборот, – продолжает Замикула. – Например, многие в городском руководстве были против сноса частного сектора в южной части города. Что бы ни говорили о коммунистах, но они понимали, что частник с его приусадебным хозяйством – это хорошо, и не нужно загонять людей в бетонные “коробки”. Снос Новофилипповки я и сегодня считаю преступлением.

    С другой стороны, сегодня мы наблюдаем хаотично разбросанные по всему городу многоэтажки. А почему? Да потому, что строили в обход плана. Для строительства ведомственного жилья директору какого-либо предприятия нужно было решать вопросы сноса старого жилья и предоставления нового его жильцам, но это накладно. Поэтому всеми правдами и неправдами директора “выбивали” площадки на пустырях, совершенно не заботясь об общей картине и окружающей инфраструктуре. Теперь, как пример такой застройки, нам в наследие осталось кладбище в центре БАМа, переносом которого никто не хотел заниматься. Это было нарушением, но “именем комитета горкома партии” можно было прикрыться.

   Также с нарушениями была произведена застройка домов у железнодорожной линии. Был закрыт тоннель для прохода сточных вод со стороны Куколовки. В итоге ливневые стоки не идут в Ингулец, а накапливаются за железной дорогой, затапливая здешние территории.

   Были и другие нарушения, которые на тот момент казались благом. Так, на месте сегодняшних общежитий по проспекту Соборному возле Райбыта должны быть многоквартирные дома. Но городу нужны были срочно рабочие руки, поэтому решили строить именно общежития, что намного дешевле и быстрее. Тогда, помню, из-за нехватки рабочих на третьей лаве шахты «Медвежеярской» людей возили аж из Ватутино, но как только появились общежития, так сразу же появились и желающие со всей городской округи работать в шахте.

  Хотелось бы отметить, что нашему городу не везло на толковых архитекторов. Считаю, что должность главного архитектора – это не просто должность, а призвание. Плюс ежедневная кропотливая работа. Каждый метр городской территории должен быть учтен и обозначен. Сегодня с этой проблемой уже начали сталкиваться руководители ОСМД, которые приходят к нам в БТИ и требуют признания своих территорий. Пример тому – двор между домами №№ 101 и 105 по проспекту Соборному. Если провести раздел, то он пройдет в аккурат посередине детской площадки. В будущем, когда жильцы начнут осознавать права на свои дома и территории, таких споров будет множество. И это проблема не БТИ, а именно отдела архитектуры.

  В том, что сегодня в городской застройке творится вакханалия, просматриваются давние корни. Начиналось с малого – дали кому-то разрешение на пристройку к первому этажу или это произошло самовольно, но пошло-поехало. “Почему одному можно, а мне – нет”? Нарушения стали массовыми и, главное, безнаказанными. В итоге мы видим, что сегодня строят и на городских коммуникациях, и на пожарных проездах, и даже на линиях правительственной связи.

  Рано или поздно возникнет также вопрос городских границ. Сегодня они существуют только условно. Где заканчивается город и начинается район – никто не знает…

  – В любом – самом пустяшном деле нужен план, – уверен Сергей Александрович. – Любая семья от рождения до зрелости сопровождается планированием. Но мы так хотели походить на Запад, что напрочь забыли то хорошее, что осталось от плановой социалистической экономики. Хотя только на первый взгляд в капиталистической системе творится хаос. На самом деле государство жестко контролирует все экономические процессы.

  То, что случилось у нас, нужно было воспринимать как должное, исправлять ошибки и двигаться дальше, а не отрицать все, что было до того. Это актуально и сегодня – нужна преемственность поколений, а не ее неприятие.

Сергей Гавриленко

коментарі 3

  • Gorodok пишет:

    Хорошо написал

    Мне нравится! Thumb up 0

  • Аноним пишет:

    Сколько садиков Цапюк открыл, интересно?

    Мне нравится! Thumb up 0

  • Горожанин пишет:

    Если ничего не путаю, то по проспекту должно было быть 3-и 14-ти этажки по одной стороне и там где сейчас АТБ и магазинчики – еще одна. Вроде, на против “айсбераг” еще одна должна была быть.
    А почему за бульвар Попова подходящий прямо к Ингульцу в зону гидропарка (проектируемого) забыли сказать? За микрорайон “Северный”, то же не нашел слова?

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень