14.05
2016

15 мая – день святых жен-мироносиц

Не так давно по старой нашей и вроде уже как бы доброй традиции «широкая общественность» отмечала Международный женский день 8 Марта. Но есть у нас действительно замечательный и глубокий, наш православный женский день. И называется он Днём святых жен-мироносиц. Это праздник, может быть, один из немногих, который даёт повод нам всем серьёзно задуматься о действительной высоте и глубине женского призвания.

Жены-мироносицы

День святых жен-мироносиц всегда празднуется Православной Церковью в третье воскресенье после Пасхи. В этот день мы вспоминаем всех тех верующих и добрых женщин, которые после погребения Господа «зело рано» утром отправились ко гробу, чтобы по благочестивой традиции помазать тело Почившего благовонными ароматами – миром. Вот почему и именуем мы святых жен мироносицами. Но случилось великое чудо: Господь воскрес – и первыми, кто узнал об этом (после Пресвятой Богородицы), стали именно жены-мироносицы, пришедшие ко гробу с ароматами.
Вот краткая история этого праздника, но есть и предыстория. Эти благочестивые и добрые жёны прославляются Церковью за своё самоотверженное и доброе служение Господу не только после Его смерти и по Воскресении, но и при Его многотрудной земной жизни. Служение это было, может быть, малоприметным, в отличие от служения апостолов, которые всегда были «на виду», рядом с Господом, и проповедовали, и убеждали, и спорили, и чудеса совершали… Женщины всегда как бы оставались в тени, но именно они во многом облегчали тяготы повседневной будничной жизни Спасителя, Которому, по Его же слову, порой не было «где главу приклонить». То есть мы в лице святых жен-мироносиц прославляем лучшие женские качества – самоотверженную любовь, глубокую веру, скромность, терпение и постоянство в доброделании.
В житейско-историческом контексте всякая женщина – бабушка, мать, жена, сестра, дочь – призвана к этому особенному служению – быть мироносицей, где под миром мы понимаем богатство веры и самоотверженной любви с безграничным терпением – тот благовонный состав, который делает нашу больную, исковерканную страстями жизнь хоть немного светлее и лучше.

Духовная жизнь многих началась благодаря бабушкам

Часто мне приходится общаться с людьми, духовная жизнь которых началась благодаря бабушкам. Родным. Тем самым, что в детстве водили в церковь, учили заповедям… Потом затягивала людей на годы «взрослая», безбожная по сути жизнь, но огонёк веры теплился всё же в душе, несмотря на ледяные ветра суеты и житейских забот. И если бы эти бабушки увидели своих внучков через 30-40 лет после своего успения, сами, наверное, изумились бы. Водя своих внучков – вопреки «общественному мнению», а порой и вопреки воле строптивых родственников – в храм, научая молитвам и рассказывая о вере, бабушки те надеялись уже не на себя, а на силу Божию, которая «в немощи совершается». Бабушки просто делали то, в необходимость чего они верили в простоте боголюбивого сердца, как в добро, которое ведь всё равно победит.
Это уже в крови у нас, с самого начала, от первой нашей «всебабушки» – святой равноапостольной княгини Ольги, которая воспитала внука достойного, основателя нашей православной государственности – великого благоверного князя Владимира.

Мама – это слово святое

Дальше «по рангу» возрастному следуют у нас мамы. Но святым это слово становится только тогда, когда наполняется смыслом святым, и главное в нём – любовь, самоотверженность, целомудрие, кротость… Какие простые слова, но как мало становится тех, кто не только готов, но и хочет воплощать эти простые слова в жизнь. И это нежелание само по себе ужасно. Как грустно видеть, что этот огонь, спасительный и добрый, сознательно угашается в обществе, так что самое естественное в матери – её материнские чувства, одухотворённые верой и молитвой, – становится чуждым женщине. Понимаешь с ужасом, что если это вытравлено из души, то никакими объяснениями не восполнишь. Только плакать и просить слёзно, чтобы снова вдохнул Господь этот священный огонь материнства, который озаряет и освящает женщину, делая её действительно той, кем она призвана быть, возводя на высоту её человеческого и христианского достоинства. Дай Бог нам помнить об этом и не пытаться правду подменить какими-то суррогатами «постхристианской» цивилизации. Думается, именно это имел в виду святой апостол, когда говорил, что женщина «чадородием спасётся». Не только и даже не столько самим фактом рождения, а заботой о правильном и добром, христианском воспитании своих детей.
На каждом шагу встречается картина: идёт молодая и симпатичная мамочка с коляской, а у мамочки татуха шикарная на плече, или на лодыжке, или на шее даже, и три серьги в брови и в носу ещё парочка, и волосы какие-нибудь фиолетовые с зелёными прядями, и сигарета в зубах… И с грустью думаешь: о чём же эта мамочка будет рассказывать сыночку, доченьке своей, а затем – внукам? Мол, вот внучок, так вот мы жили, татухи набивали, потому что это круто считалось… в клубешниках тусили… бабло рубили… по пивасику выступали… ну а что она ещё расскажет? Но только татухи эти ведь не просто какая-то случайность, недоразумение – это именно часть субкультуры, если угодно, часть жизни, наполнение сокровищницы сердца. А ведь человек именно из сердца износит и доброе, и худое… Ясно только одно: если уж какое-нибудь чудо преображения не случится с этими мамочками (а Богу всё возможно), то нечего им будет передать своим детям и внукам, и те, когда подрастут, что будут вспоминать?
…Господи, не дай в народе нашем умалиться славному племени бабушек и мам-мироносиц, которые каким-то чудом всё же являются в народе нашем и оставляют добрый след в душах своих внучков и внучек. Чтобы те потом, пусть много лет спустя, осознали, какое сокровище даровал им Господь в лице своих бабушек и матерей. И сокровище это чтобы они умножили и передали своим детям и внукам. Кажется, это и называется национальным духовным кодом, и заменить это попросту нечем – да и незачем.

Наши жены

Апостол Пётр говорит: Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Петр. 3, 1-2).
Потрясающие слова! Поэтической глубины и красоты необыкновенной. Красоты не искусственной. Но идущей от причастности истине. Потому что именно чистота, любовь, терпение, постоянство, верность – это то, что способно без лишних слов и уговоров повлиять на мужчину благотворно.
И напротив: всё худшее в женщинах – грубость, озлобленность, вульгарность – как раз и рождается от непонимания своей действительной природы и силы, дарованной Богом. Говорят, что женщина нуждается, прежде всего, в любви, тогда она расцветает. Пожалуй. Но это к любому человеку относится – всякий человек расцветает от любви, обнаруживает свои лучшие качества. Но требовать или даже просто ждать любви от других – это, конечно, не христианский путь. Это путь эгоизма, скорее призванный оправдать собственную несостоятельность, нежели явить полноту дарованного Богом добра. Искажения женской природы связаны с эгоизмом. Желание себя выразить, себя «раскрыть» и «реализовать» – вроде бы благое, а в результате – распускаются и цветут пышно цветы зла, красивые на вид, яркие, но хищные и ядовитые, потому что в основании их лежат эгоизм и гордость. И никому эта самореализация не приносит ни радости подлинной, ни вдохновения, ни надежды… Потому что в основании этого «цветения» лежит не плодотворная идея жертвенной христианской любви, а мёртвая идея самолюбия и плотоугодия.
Мы все отчасти, в большей или меньшей степени, страдаем от этого, но надо понимать, что единственный путь жизни – это путь служения Богу и людям. А всё остальное – суета сует и томление духа, как говаривал мудрейший Екклесиаст.

Христианское название «сестрица»

После матерей у нас сестрички следуют. Это все те, кто по возрасту с нами примерно в одной «весовой категории». Вот так принято именовать их сестрами во Христе. Не случайно во время войны, да и сейчас в больницах и госпиталях санитарок, служащих раненым и больным, называют ласково сестричками. Какая-то особенная интонация звучит в самом названии этом христианском – сестрица. Тоже ведь жена-мироносица, если ласку сердечную хранит с верой, если с безконечным терпением стремится поддержать, утешить, помочь всякому нуждающемуся. Как много на самом деле таких сестричек-мироносиц, как светлее от их присутствия жизнь, как хочется, чтобы их было больше и чтобы Господь укрепил их в их добром служении и даровал всё потребное для полной и радостной жизни. Потому что ведь и у них многих есть семьи, мужья, дети, пожилые родители на попечении… И вот как-то верится, что за самоотверженность сестричек наших Господь Сам позаботится о многих их домашних нуждах. То есть не совсем, конечно, потому что это тоже неправильно, когда человек, помогая другим, совершенно оставляет попечение о «своих». Вот и апостол Павел говорит: Кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Так что Господь, несомненно, сестричкам нашим, служащим ближним, и в домашних делах поможет, только бы они всё-таки о своих не забывали.

Дочери

Так хочется, чтобы доченьки наши хранили ту чистоту и добрую непосредственность, которую даровал им Господь. И преумножали её верой своей, послушанием, трудолюбием с постоянством. Потому что именно это и есть то, что делает даже младших из наших дорогих жен – мироносицами. И как тут не вспомнить слова апостола Петра: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа (1 Петр. 3, 3-4).
Словом, женщины дорогие, доченьки наши, сестры, жены, мамы и бабушки! Какое счастье, что вы у нас есть! Дай Бог вам хранить, нести и распространять терпеливо многоценное миро веры, самоотверженной любви и терпения. И может быть, открыв и показав безпокойному миру красоту и высоту женского призвания и служения, вы сподвигнете многих людей, пусть даже далёких пока от Церкви, на прославление Господа. Потому что люди эти, возможно, увидят, что Бог о каждом из нас и обо всех вместе замыслил нечто самое возвышенное и прекрасное, радостное и святое! И всё дело только в том, чтобы прислушаться чутко к этому замыслу Божию, поверить в него, довериться и шаг за шагом в терпении и постоянстве начать воплощать его в жизнь.

Священник Димитрий Шишкин

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень