3.03
2018

   «С детства мечтал купить машину, но единственное, что я смог себе позволить пять лет назад, – это вареная-переваренная “копейка” 79-го года выпуска за тысячу долларов. Что сказать, хоть машина и была якобы после капремонта, но постоянно что-то “сыпалось”. За это время пришлось перебрать и двигатель, и ходовую, и трансмиссию. Это был тот вариант, когда день ты на ней ездишь, а три – она на тебе, или ты под ней.

  И вот в прошлом году, заработав денег в Польше, я купил 15-летний Volkswagen Golf II за ту же тысячу долларов, правда, нерастаможенный (меня оформили как сотрудника литовской фирмы и выписали генеральную доверенность). В сравнении с “Жигулями” это небо и земля. Я, как говорится, еще ни разу не заглянул под капот. Машина в таком состоянии, что, уверен, прослужит еще лет двадцать. Для нашей небогатой семьи – это счастье!

   У меня нет возможности заработать на аналогичную машину с украинскими номерами. Но что будет, если завтра запретят “евробляхи”? Я часто общаюсь с такими же ребятами, и их тоже вся эта возня – “запретить-разрешить” – достала. И если все-таки “евробляхи” запретят, мы все поедем под Верховную Раду и сож-жем свои машины!»

  Такую историю поведал корреспонденту «ОТ» александриец Сергей Нарым. Да уж, история с нерастаможенными машинами (в Украине их прозвали “евробляхами”, от польского blachy – листовая жесть) стала камнем преткновения, разделив общество на “за” (более миллиона украинцев – собственники автомобилей с еврономерами) и ”против”. Помнится, несколько лет назад в правительстве хотели разрешить свободный доступ нерастаможенных б/у машин из Европы в Украину, но ничего не вышло – злые языки утверждали, что закон заблокировали отечественные производители автомобилей и компании, ввозящие в страну новые импортные авто. Сегодня первые дышат на ладан, а у вторых дела идут настолько плохо, что многие импортеры просто уходят с нашего рынка. Вот немного статистики для восприятия темы: в 2017 году в Украину ввезли 383 тыс. нерастаможенного секонд-хенда и менее 80 тыс. новых легковушек. В то же время отечественные автозаводы в 2017-м выпустили менее 8 тыс. легковых машин. То есть напрашивается вывод, что проблема уже не в импортерах и отечественных производителях.

   Сегодня в Верховной Раде лежат 23 законопроекта, которые призваны решить эту проблему. В одних предлагается снизить стоимость растаможки, в других – полностью запретить ввоз этих авто. В сентябре прошлого года, когда Верховная рада пыталась рассмотреть эти законопроекты, “евробляхеры” устроили в Киеве акции протестов, парализовав движение в центре города. Тогда Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики предложил им легализовать ввезенные машины за 1000-1400 евро, но митингующих это не устроило. В итоге протест разогнала полиция, а проекты положили под сукно. Ситуация зависла.

   А в это время в Киеве возле метро «Житомирская» работает и во всю расширяется авторынок «евроблях». Здесь можно купить машину в несколько раз дешевле, чем с украинской регистрацией, и за считанные часы. Причем как с документами, так и без. Появились также фирмы, которые предлагают платные услуги помощи при разрешении конфликтных ситуаций с полицией и налоговиками. Но никто не дает гарантий, что ты свободно и спокойно сможешь ездить на нерастаможенной машине. И покупать – не покупать каждый решает сам, на свой страх и риск.

      За и против

  По оценкам Государственной фискальной службы, в Украине насчитывается 383 тыс. нерастаможенных авто. 68 тыс. из них нарушили сроки пребывания. Сейчас количество этих машин растет в геометрической прогрессии, и логика их покупателей понятна: зачем покупать за $ 8 тыс. новый Lanos, если можно купить за $ 3 тыс. настоящую BMW с трехлитровым мотором и кожаным салоном! Тут все просто – дешевые подержанные авто украинцы покупают в Польше и Литве, сами или через посредников. А чтобы не платить налогов в Украине, не снимают машины с иностранной регистрации.

    Какие аргументы против еврономеров? Противники “евроблях” утверждают, что в страну ввозится “металлолом”, на котором совершается множество ДТП, а виновников найти невозможно, так как машины не зарегистрированы и не стоят на учете. Защитники говорят, что таких аварий всего 5% от общего количества и что не против бы и зарегистрироваться, да вот официально регистрировать никто не хочет.

  Второй момент. Если спорные машины узаконят, на рынке появится множество автомобилей по низкой цене. Машины подешевеют, а значит, продавцы зарегистрированных авто станут беднее. Третий. Из-за “евроблях” Украина недосчитывается налоговых поступлений в бюджет. Ну и, конечно, владельцев законно приобретенных авто “давит жаба” – мы платили по полной, а вы халявщики!

   Какие аргументы у защитников? Автомобиль для подавляющего большинства граждан сейчас является сказочной роскошью. Поэтому нужно дать им возможность хоть таким образом улучшить свой быт.

  Кредиты для приобретения автомобиля под 20-30% – грабительские и не пользуются спросом. Импортные авто недоступны рядовому украинцу, так как акцизный сбор, НДС, ввозная пошлина, транспортный налог и растаможка под стандарт Евро-5 многократно увеличивают стоимость авто. Зачастую получается так, что за таможенное оформление нужно заплатить больше, чем за само авто. Кстати, в СМИ не раз звучала анекдотическая история о блуждающем «Запорожце». Эту машину 1991 г.в. ради эксперимента сначала продали в Польшу и поставили на польскую регистрацию, заплатив около 700 евро. А чтобы пригнать “горбатого” обратно в Украину и поставить на украинскую регистрацию, пришлось выложить около 3500 евро.

   Также среди аргументов защиты есть мнение, что дешевые машины способствуют налаживанию бизнес-среды в стране, ведь создают новые возможности для сопутствующих услуг (мойки, сервис, запчасти, дороги, заправки, кафе).

  Чего требуют “бляхеры”? Снизить стоимость растаможки до 500 евро и отменить экологический стандарт Евро-5. Они предлагают зафиксировать льготные ставки акциза, принятые летом 2016-го, на постоянной основе, а также ввести налоговую амнистию для автомобилей, которые уже ездят транзитом.

   Опыт соседей. В Молдове много лет была та же ситуация, что и у нас. Но год назад правительство взялось за проблему методом кнута и пряника. С января по март 2017 года молдаванам разрешили растаможить автомобиль со скидкой на акциз в 70%. Растаможка машины с двигателем три тысячи куб. см снизилась почти в 4 раза.

  Право ввоза автомобиля на 180 дней сохранилось, но для этого нужно заплатить “виньетку” – дорожный сбор стоимостью 180 евро на полгода. При покупке “виньетки” машина регистрируется. Штраф за отсутствие “виньетки” в пересчете на гривны – от 3 до 15 тыс. Машину без виньетки эвакуируют на штрафплощадку и депортируют в страну регистрации.

   Чего ждать от нашей власти? Правительство собирается обязать регистрировать все автомобили с иностранными номерами. Кабмин подал на рассмотрение в парламент законопроект, где в одном из пунктов говорится, что все владельцы автомобилей с иностранными номерами должны пройти государственную регистрацию в течение 10 дней после въезда в Украину. Это относится к автомобилям, которые ввозятся в Украину более, чем на 90 дней.

   Из последних новостей. Член комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Вадим Сидорчук заявил, что на заседании налогового комитета было предложено снизить сборы для владельцев авто с европейскими номерами в пре-делах 20-30%: «Это так называемая разовая амнистия для «евроблях», чтобы они прошли регистрацию в Украине. Но и это предложение не было одобрено владельцами таких авто, которые продолжают настаивать на отмене любых отчислений в бюджет для регистрации авто и снижении ввозных пошлин. Поэтому пока сложно дать ответ, когда эта проблема будет решена на законодательном уровне»…

   «Почему нельзя узаконить, урегулировать, разрулить этот вопрос? Я ничего ни у кого не украл, но почему должен жить в постоянном страхе, что меня оштрафуют или машину отберут? – сказал в заключение разговора Сергей. – Вот что я думаю по этому поводу: если начинать глубоко вникать в тему, то даже специалист может “ноги поломать” – акцизы, проценты, “кубики”, таможенные ставки. Это все нужно забыть. Логика должна быть простой – людям должно быть хорошо, а государству выгодно»…

Сергей Гавриленко

Один комментарий

  • Анонім пишет:

    “Не обольщайся, стань ближе”! – Гласил лозунг над писсуаром…
    Не спеши Сережа за счастье воспринимать Фольксваген(народный автомобиль), “взують” тебя на бензике. На газ напряжешься, и там догонят. Не в народной стране выпало жить тебе, тем более “рулевать”. – Стань ближе к реалиям, не ищи справедливости, там где нет её, даже в “противозачаточном” виде…

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень