Куда катится локомотив экономики
(Продолжение. Начало в №№ 38, 37)
В Александрии насчитывается с десяток предприятий, связанных с производством кранов всевозможных модификаций, агрегатов к ним и сервисным обслуживанием. Но только три из них выпускают собственную продукцию с нуля. На одном из них – НПО «АКРОС», ранее известном горожанам под названием “Кран- Сервис”, – мы побывали с нашим организатором обзора александрийской промышленности, председателем городского совета директоров промышленных предприятий Станиславом Гришко.
– Вместе с развалом СССР и её экономики пришла в упадок и александрийская промышленность, – рассказал он по дороге. – Заводы остались без заказов, а люди без работы. В частности, это коснулось нашего гиганта – завода ПТО. Те, кто имел смекалку и возможности, начали из осколков машиностроительной промышленности создавать небольшие предприятия и выживать, кто как мог. Вот так и появились в городе несколько предприятий, ориентированных на крановую продукцию. Выжили из них те, где сумели адаптироваться к новым экономическим условиям, где руководство смогло найти свои ниши в экономическом рынке. Опять же, повторюсь, в подавляющем большинстве случаев остались на плаву и стали успешными лишь те, где появился не наёмный менеджер, а хозяин, который был кровно заинтересован в развитии производства…
Как рассказал директор предприятия Виктор Кучеренко, ООО «Научно- производственное объединение «Александрийские краны, оборудование, системы» занимается проектированием, изготовлением, монтажом, пуско-наладкой, сервисным обслуживанием, ремонтом и реконструкцией грузоподъемных кранов, сооружений, систем управления крановыми электроприводами. Предприятие изготавливает краны мостовые, козловые, консольно-поворотные, грейферы канатные и моторные, тележки крановые, кабины и пульты управления кранами. В настоящее время каталог продукции пополнился новым видом оборудования – выпуском электрических талей. Сегодня на “АКРОСе” работает 45 человек. Заработная плата от 6 тыс. гривен.
– В этом году, по сравнению с прошлым, мы увеличили товарооборот на 50%, – говорит Виктор Николаевич. – Это свидетельствует не только о том, что наше предприятие хорошо сработало, но и что служба маркетинга идет в правильном направлении. А еще такой рост п о к а з ы в а е т , что экономика Украины начинает выходить из тупика.
Я назвал сумму зарплаты от 6 тысяч потому, что хорошие специалисты получают значительно больше. К сожалению, с высококвалифицированными специалистами есть проблемы. Например, сейчас в большом дефиците сварщики. Чтобы подготовить квалифицированного профессионала, которому можно доверить сварочный комплекс стоимостью в 250 тыс. гривен, нужно года три. Но молодёжь не хочет осваивать рабочих специальностей. А те специалисты, которые были в городе, в основной массе уехали на заработки в Европу. Там высокая зарплата и хорошие условия.
Также нужна защита отечественного производителя. Возьмем наше направление. Сейчас в Украине активно работают турки, которые пытаются составить нам конкуренцию. Их продукция не лучше нашей, но они могут себе позволить работать с нулевой рентабельностью в надежде завоевать рынок, “застолбить” свое место. Росту их промышленности способствует государство, которое предоставляет промышленникам различные преференции. Благодаря этому, за последние годы они смогли построить новые заводы, в частности, металлургические, модернизировать производство, которое позволяет выпускать качественную и относительно дешевую продукцию. Например, их металлопрокат на 30 % дешевле украинского. Наши же металлурги, кроме разве что группы компаний Рината Ахметова, который вкладывает огромные средства в модернизацию, этого не делают – они тупо “выжимают” соки из производства, работая лишь на собственную прибыль и ни копейки не вкладывая в развитие.
Недавно мы освоили производство электрических талей. Продукция пользуется спросом, но опять же в этом направлении большая конкуренция, в данном случае, со стороны Болгарии. Они себя давно зарекомендовали, они много производят, их дилеры активно работают. Мы можем составить им конкуренцию и уже внедрили в производство тали грузоподъемностью до 40 тонн. Они хорошо продаются в Казахстане, так как лучше по качеству, чем болгарские. Но если смотреть по объёмам реализации этой продукции, то лишь 10 процентов продаётся в Украине, а 50 идёт на Казахстан. А ведь такое соотношение можно поменять в пользу отечественного рынка.
Далее. Мы применяем в изделии итальянские моторы-редукторы, остальное делаем сами. То есть из объёма изделия 20% – импортные комплектующие, а 80 – свои. Но если бы в Украине делали хорошие редукторы, то мы отдавали бы им предпочтение. Это позволило бы создать новые рабочие места, повысить поступления в бюджет за счет налогов, отсечь иностранные закупки.
Но для того, чтобы наращивать обороты и улучшать качество, мне и самому необходимо модернизировать производство. В экономически развитых странах станочное оборудование обновляют каждые пять – семь лет, в то время как мы вынуждены работать на старье. Для того, чтобы обновлять производственные мощности, нужны доступные кредиты. Ведь собственных оборотных средства на такие цели не хватает. Заложенная прибыль в размере 10 % не всегда покрывает даже текущие расходы. Но в сегодняшних условиях взять кредит нереально, даже под залог. Слишком высокие проценты. Производителям, как воздух, нужны долгосрочные кредиты на льготных условиях – без этого ни о каком развитии не может быть и речи…
Если государство не изменит политику в отношении промышленности, то мы так и будем плестись в хвосте индустриально развитых стран. В этом плане главнейшей задачей является пересмотр государственной помощи и формирование пакета заказов. Необходимо поднять статистические данные и посмотреть, что мы закупаем, что производим сами и сделать анализ того, где мы можем заменить импорт собственным производством. Если мы хотим роста экономики, то должны меньше покупать, а больше продавать.
Мы в Украине способны руками и мозгами производить все, что делается в ближнем и дальнем зарубежье. Но любая стремящаяся к развитию страна должна учиться сама себя защищать. Если мы видим, что на внутренний рынок заходит дешёвая импортная продукция, нужно применять квоты, пошлины, давать какие-то льготы своим производителям. Например, у тех же турков и китайцев совокупный налог на экспорт всего 5%! И мгновенное возмещение НДС. А у меня сейчас по крупному заказу идёт оплата, из которой я должен отдать 20% НДС. И я даже не знаю, когда он вернётся. Согласно законодательству, через три месяца, но возврат НДС могут ещё и “заморозить” под каким-либо предлогом. Это нормально?..
Как говорил Джон Рокфеллер, заработайте репутацию, и она будет работать на вас. Этим афоризмом я стараюсь руководствоваться в работе и всем рекомендую не забывать об этом. Наша продукция пользуется спросом в первую очередь за счет сочетания цены и качества, за счет строгого соблюдения условий заказчиков. Например, многие из них ставят условие – ничего китайского. Поэтому те комплектующие, которых мы не изготавливаем сами, закупаем в Европе. Или берём у наших проверенных поставщиков. Например, китайские магнитные пускатели ужасного качества и не выдерживают конкуренции с “эталовскими”.
– О необходимости проведения экономических реформ знают и говорят все, – сказал в заключение встречи Станислав Гришко. – И руководители предприятий, и чиновники, и государственные мужи всех уровней вплоть до ВР, Премьер-министра и Президента. Но никто ничего не делает. И так продолжается десятилетиями. Давайте вспомним историю с комбайном “Лан” – сколько труда было вложено в него! Сам Президент Леонид Кучма обещал всестороннюю поддержку, я лично присутствовал при разговоре во время его встречи с руководством концерна. А потом вдруг политика изменилась, и он заявил, мол, что это за комбайн, который в гараже собрали? Спрашивается, а что он, как Президент, сделал для того, чтобы производить комбайны не в гаражах, а в современных цехах? Кстати, первый компьютер тоже склепали как раз в гараже. А в нашем случае президента концерна “Лан” Виктора Саенко просто обманули, и никто никакой помощи не оказал…
Почему так происходит? – вот вопрос. Хотелось бы задать его нашим народным депутатам, в частности, от нашего округа Анатолию Кузьменко. Почему по его полям ездят “Джон Диры”, а не отечественная техника? Что делает Верховная Рада для поддержки наших производителей? Думаю, необходимо провести встречу промышленников города с нашим депутатом, чтобы совместными усилиями искать варианты помощи отечественным предпринимателям.
(Продолжение следует)
Сергей Гавриленко
Почему – у агрария Кузьменка “Джон-диры”?
– у теплоэнергетика Саминского автономка?
-у мэра Цапюка “Land Rover” и скважина с питьевой водой?
Хотите спросить? Вы это серьезно? Сами не знаете?
Не лучше ли спросить у силы земного притяжения , пошто 26 лет кряду, ускоренно падаем в пропасть?
Мне нравится! 0