25.09
2020

Тему для второй статьи про александрийскую промышленность подсказал читатель, который дал несколько идей про то, какими могли бы стать городские предприятия при правильном подходе к делу. И мы помогли ему пофантазировать.

«Александрияуголь»

Собственно, тут и фантазировать особенно ни к чему, достаточно обратиться к реальным планам, созданным в холдинге еще при «генерале» С.И. Шахадинце. Самым простым и прибыльным был совместный проект с немецкой промышленной группой MAN-TAKRAF, который предусматривал прямую переработку бурого угля в электроэнергию максимально близко к месту добычи. Для этого предполагалось построить мощную ТЕЦ прямо на борту самого молодого и перспективного разреза – Константиновского. Уголь транспортировался бы к топкам парогенераторов прямо по транспортерным лентам, без перегрузок, посредников, перекупщиков. Для реализации проекта в конце 1990-х – начале 2000-х требовалось всего ничего – документ от правительства Украины о том, что немецкие инвестиции получат государственные гарантии. Естественно, попутно можно было бы производить из бурого угля, добытого на других разрезах, синтетический бензин (немцы на таком воевали половину Второй мировой), щелочные реагенты и другие материалы.

АЭМЗ (НВО ЭТАЛ)

Электромехзавод был одним из самых подготовленных к новым реалиям предприятий города. В его цехах – фактически два независимых завода, один из которых при грамотном маркетинге мог бы продол-жить производство магнитных пускателей и реле, а второй – вместо промышленной продукции наладить выпуск товаров широкого потребления – телевизоров, радиотехники, автомобильной электроники, электротехнических товаров. Да, пришлось бы поконкурировать с китайцами, но в отличие от других украинских производителей ЭТАЛ мог бы «выехать» за счет полного цикла производства. Ведь на нашем «электромехе» большую долю основных компонентов могли бы делать сами – и печатные платы, и шасси, и пластиковые корпуса, и трансформаторы. Причем имеющееся оборудование позволяет вести массовый выпуск, а это означает низкую себестоимость продукции.

Мясокомбинат

Александрийский мясокомбинат мог бы жить и процветать не хуже легендарной кировоградской «птички» – нынешней «Ятрани». Просто нужно было вложить средства в обновление оборудования и раскрутку бренда, а с сырьем, рабочей силой и логистикой в центре Украины проблем быть не должно (опять же, образцовая «Ятрань» в 60 км от нас не даст соврать).

Завод горного воска

Монтан-воск и другие восковые продукты на основе битуминозных бурых углей по сей день востребованы в мире из-за их уникальных качеств: пластичности, влаго- и кислотостойкости, низкой электропроводности. Буроугольный (горный) воск применяется для изготовления особых видов смазок, в точном литье, косметике, медицине, легкой промышленности. Особое преимущество для александрийского производителя горного воска в том, что для его получения годится далеко не любой бурый уголь – а наш как раз из этой группы. Но не стало угля – не стало и воска.

Завод «Автоштамп»

Получи концерн «Лан» реальную поддержку от государства, «Авто-штамп» выпускал бы теперь по 2 тыс. зерноуборочных комбайнов в год. Только в Александрии на этот проект работали 4 крупных завода: ЭТАЛ, «Вира-Сервис», «Полиграфтехника» и сам «Автоштамп». При цене новенького «Лана» на уровне подержанного зарубежного Claas или John Deer, никакие комбайны-иномарки не имели бы шансов на нашем рынке сельхозтехники. В конце 1990-х концерн «Лан» успешно выпустил и реализовал несколько десятков своих машин. Но для серийного производства нужна была помощь государства в организации сбыта: кредитование селян, лизинговые программы. Этого не случилось, и концерн приказал долго жить, а вместе с ним и тысячи рабочих мест.

Завод ПТО (Вира-Сервис)

Потребность в кранах, перегружателях и другом подъемно-транспортном оборудовании есть по сей день. Конечно, по сравнению с 1980-ми спрос просел, но если бы наш ПТО восстановил связи с внешними рынками, работы сегодня хватило бы всем цехам. Тем более, завод сохранил не только свою производственную базу, но и немало специалистов все еще остаются в городе. Параллельно с кранами здесь могли бы продолжить участие в программе «Лан», о судьбе которой, однако, сказано выше.

Авторемонтный МАЗ

О массовой конвейерной «капиталке» грузовиков тут пришлось забыть навсегда. Но интеллектуальный и производственный ресурс «авторема» все равно можно было бы загрузить по профилю. Конечно, при более благоприятном раскладе в экономике. Например, сегодня сложные агрегатные ремонты владельцы тяжелого автотранспорта и сельхозтехники вынуждены делать наполовину своими силами – руками водителей и штатных слесарей, обращаясь на заводы и в мастерские только за станочными операциями. А ведь куда удобнее было бы потребителю, если б двигатель или трансмиссию для него целиком ремонтировали в одном месте, на авторемонтном заводе. И высокое качество, и гарантийные обязательства обеспечить было бы проще.

Швейная фабрика

Легкая промышленность Украины до последнего имела неплохие шансы выжить. Победить в борьбе с китайским ширпотребом и европейским секонд-хэндом помогла бы элементарная протекционистская политика властей. Хотя и без защиты рынка Александрийская швейная фабрика держалась довольно долго. Даже когда украинцы перестали покупать украинскую одежду и перешли на турецкую, а потом китайскую, александрийцы одевали европейских рабочих: в здании на центральном проспекте исполняли зарубежные заказы на пошив спецодежды. Что мешает швейникам вернуться к полноценной работе? Почему-то совершенно открытый для чужих товаров рынок.
Как видим, едва ли не в каждом абзаце идет речь об отсутствии поддержки производственникам со стороны государства. «Почему частным предприятиям должно помогать государство? – вправе спросить вы. Ответ прост: потому что без этих предприятий у нас не будет самого государства. В подтверждение: и в Японии, набирающей свою экономическую мощь в 1950-х, и в крепнущем Китае начала 2000-х работали специальные министерства, которые помогали национальным фабрикам развиваться и пробиваться на внешний рынок. Нужно ли рассказывать о результатах их работы?

Н. Стомаков

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень