14.06
2021

Сельхозпроизводители Александрийского района выращивают в основном те культуры, которые не требуют больших затрат, – пшеницу, подсолнух, кукурузу. При этом все знают, что заработок на них минимальный, и по большому счету смысл заниматься традиционными культурами есть только для тех, кто располагает большими площадями. А если в вашем распоряжении – скажем, один пай, доставшийся по наследству? Есть положительный опыт небольших фермерских хозяйств, сумевших наладить агробизнес в климатических условиях Кировоградской области.

Агрономы и специалисты по маркетингу, с которыми консуль-тировались журналисты «Олександрійського тижня», единодушны: распоряжаясь даже небольшим участком земли порядка 0,5-2 га, можно зарабатывать приличные деньги. Но для этого нужно отказаться от традиционных зерновых культур.

Самое главное

Важно не вырастить что-то, важнее всего – выгодно продать то, что вырастил. Исходя из этого и нужно выбирать свою главную культуру. Второе – при расчетах не забыть учесть все свои активы: площадь поля и тип грунта на нем, финансовые и трудовые ресурсы, доступную технику. Третье – постоянному анализу подлежит каждая составляющая себестоимости: семена и рассада, удобрение, топливо, перевозка выращенной продукции, хранение, упаковка и реализация. Нужно быть готовым решительно заменить или доработать любое слабое звено – сменить поставщика, способ доставки, вид реализации и пр.

Типичные ошибки начинающего фермера

Выращивать что-то на земле у нас умеют многие. Но совсем немногие умеют продавать. И эксперты маркетинга хорошо знают типичные ошибки начинающего фермера:
– стремление поскорее продать выращенный урожай «с поля», без упаковки, очистки и т.п.;
– нежелание искать покупателя и рекламировать себя;
– попытка продавать товар через беcплатную рекламу. Но эф-фективная реклама не бывает беcплатной – в т.ч. в соцсетях и прессе;
– желание работать на экспорт. Но выход на зарубежный рынок требует серьезных затрат времени и денег, а цены на сельхозпродукцию за границей иногда даже ниже украинских. Есть данные отечественных экспертов: в Украине производитель продукции получает на руки 40-50 % от ее розничной цены, а в Европе – лишь 25 %;
– хорошо, что не стало колхозов. Может, кому-то и хорошо, но не мелким сельхозпроизводителям. Кооперация бывает необходима, поскольку для выгодного сбыта часто требуются крупные партии товара, собрать которые можно лишь с нескольких мелких хозяйств.

Упаковка

Для успеха на рынке агропроизводитель должен с максимальным вниманием относиться к упаковке своей продукции. В развитых странах в магазинах уже давно продается не просто капуста, а суповой набор овощей, не головки чеснока, а тщательно отделенные и уложенные в коробочки дольки – и т.д. А тщательно вымытые и упакованные пучки салатов давно привычны и в александрийских супермаркетах. Как вариант – полуфабрикаты, в которые фермер должен превратить свой урожай.
Стоит задуматься о собственной торговой марке. Даже если это будет некий локальный бренд, раскрученный только в вашем собственном регионе: узнаваемый местный продукт жители всегда покупают более охотно, чем обезличенный товар, прибывший издалека. Например, в Александрии уже несколько лет всем известна «александрийская клубника», которую якобы выращивают где-то «на Димитрово» – это и есть пример локального бренда.
Нужно понимать: чтобы заработать больше, фермер должен потратиться на обеспечение условий хранения: погреба, холодильники, морозильные камеры, сушилки и т.п. Ведь никто не будет покупать мятые ягоды или вялую морковку – даже по цене вдвое ниже обычной. Впрочем, тут уже может помочь подбор сортов одной и той же культуры с разными соками созревания.
Еще один секрет от маркетологов: продавать выращенные своим трудом овощи и фрукты оптовикам-перекупщикам неразумно. Нужно пробиваться как можно ближе к конечному потребителю, например, здорово было бы наладить постоянное партнерство с местными кафе или магазинами. Но для этого мелкому агропроизводителю лучше объединиться с несколькими такими же коллегами, чтобы обеспечить ритмичные и массовые поставки продуктов в заданном объеме. Идеальный вариант – собственный фермерский магазин, и такие уже появляются в Александрии.

Что садить?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Ни один эксперт не может гарантировать: выращивай эту культуру и разбогатеешь! Ведь год от года меняется конъюнктура рынка, урожайность, тонкости логистики и финансовые возможности покупателей. Однако, из того, на чем зарабатывают продвинутые украинские селяне-единоличники, назовем такие культуры.
– Сады малого формата. Проблем с подбором саженцев нет – но время от времени возникают проблемы со сбытом, поскольку на рынке предостаточно импортной продукции.
– Ягоды. Клубника, малина, черника высокорослая (голубика), ежевика – это список в порядке популярности. Выращивание ягод считается рента-бельным для малого семейного хозяйства уже на площадях 0,5-2,0 га. Но среди главных трудностей – большая доля оплаты труда в себестоимости (минимум 5 грн на 1 кг) и хранение собранного урожая. Ягоды сохраняют товарный вид лишь несколько суток, поэтому их нужно охлаждать, а во многих случаях – и замораживать. Некоторым ягодам (в частности, голубике) требуется особая почва или постоянная подкормка.
– Кизил. Очень перспективное для наших краев растение набирает популярность. Деревья дают стабильный урожай, мало подвержены болезням, плоды, кроме высоких гастрономических качеств, богаты биологически ак-тивными веществами.
– Артишок. Этот деликатес охотно заказывают у фермеров элитные рес-тораны. Эксперты уверены в устойчивом спросе в элитном ресторанном бизнесе. Выращивать эту культуру в Украине несложно, но растение, пока не окрепнет, боится сорняков.
– Чеснок. Украина входит в десятку мировых поставщиков чеснока, при этом спрос на украинский продукт на экспортных рынках остается неизменно высоким. Выращивание чеснока считается выгодным и на больших площадях, и на малых.
– Лекарственные растения. В первую очередь – ромашка, валериана, мята, мелисса, подорожник, эхинацея, шалфей, бес-смертник. Мелким фермерам лучше выращивать одновременно 12-13 видов лекарственных растений, поскольку спрос на многие виды трав меняется из года в год. Тут многое зависит от подготовки и переработки выращенного урожая перед сдачей. Многие лекарственные растения (напри-мер, валериану) выгодно выращи-вать даже на небольших площадях, начиная с 0,3 га.
В завершение скажем, что климат Центральной Украины позволяет выращивать самые разные культуры, и это значит, что шанс на успех в небольшом агробизнесе есть у каждого александрийца или жителя района. Просто нужно быть энергичным и предприимчивым, а еще – хотеть жить дома, а не в Польше, Чехии или где-то еще.

Н. Фоменко

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень