Автокросс: «Вербовая Лоза» приглашает
Наверное, пора уже привыкнуть, что самые яркие и памятные зрелища александрийцам дарят сами александрийцы – энтузиасты-организаторы, члены общест-венных организаций и клубов. Футбольные матчи, фестиваль гладиолусов, «Ретрослет «Александрия» и, конечно же, – мото- и автокросс на трассе «Вербовая Лоза».
Как минимум, раз в год наша Александрия превращается в центр поклонения для фанатов автокросса со всей Украины, а также – из нескольких зарубежных стран. Это значит, в городе снова проводится этап чемпионата Украины по автокроссу, официальная гонка под эгидой республиканской федерации FAU. Мы уже привыкли к этому, кросс приходит к нам как будто сам собой. А на самом деле подобное мероприятие – дорогущее по деньгам и очень непростое в организационном плане.
В этот раз Александрия ждет гостей 16-17 октября – у нас пройдет четвёртый этап чемпионата Украины по автомобильному кроссу на легковых автомобилях и СК «Багги».
– Мне звонят из Киевского офиса FAU каждый год в начале сезона и предлагают: возьми этап! – рассказывает Владимир Крысько, исполнительный директор «Авто-мото клуба «Александрия», – Во всей Украине буквально несколько городов, которые могут принимать у себя соревнования по такому сложному и затратному виду спорта, как современный автокросс. Ведь регламент официальных соревнований утвержден Международной федерацией FIA и одинаково строг для всех стран, невзирая на экономическое состояние, коронавирус и прочие проблемы.
У Владимира Крысько есть мечта – привезти в Александрию европейский кросс. Формально, цель вполне реальная, этап чемпионата Европы вполне мог бы пройти на Вербовой Лозе – проходит ведь чемпионат мира по мотокроссу в Черновцах, Буче! В Александрии для этого многое готово уже сегодня: есть трасса замечательная, есть дороги вокруг города, есть успешный опыт организаторов в конце концов. Нам бы еще гостиниц настроить да денег поднакопить…
Во время нашего разговора с Владимиром все время звонит телефон и Viber – все новые и новые участники уточняют подробности регистрации и регламента. Мы слышим то мягкий бессарабский акцент, то как собеседники называют друг друга сябрами. Да-да, в этот раз александрийская гонка будет международной – уже зарегистрировались участники из Беларуси (4 чемпиона своей страны в разных классах!), Молдовы и Румынии. Украину будут представлять гонщики из 11 областей 23-х городов.
Александрию на стартах 16-17 октября будет представлять, конечно же, александриец Данил Крысько – совсем юный, но уже по полной программе титулованный спортсмен, четырёхкратный чемпион Украины. Шансы на победу на «домашней» гонке его очень невелики, увы – Данил впервые будет стартовать в новом для себя 12-м самом мощном классе и на новой для себя машине Subaru Impreza, подаренной, кстати, меценатами Валерием и Виталием Проквасами. Из своего предыдущего, 8-го класса (двигатель до 1600 куб. см с любыми доработками) Данил давно уже вырос, трижды победив всех соперников, в том числе самых титулованных.
Кстати, похоже, наш этап будет рекордным по числу стартующих – на момент разговора было 48 зарегистрированных спортсменов, а всего ожидается около семидесяти! И каждый приедет в составе команды – как минимум с тренером, механиком и инженером по электронике, а также – с полевым боксом для обслуживания и ремонта. Чего стоит принять такое число команд, расселить и накормить их, непосвященному человеку трудно даже представить. Но основные составляющие успеха организаторов можем изложить более-менее точно.
Деньги
Провести этап чемпионата по автокроссу сегодня обходится в несколько сотен тысяч гривен. Поэтому главный талант организаторов (в нашем случае это «Авто-мото клуб «Александрия») – найти эту сумму. Обычно она складывается из спонсорских денег, поддержки властей, помощи меценатов и личных средств организаторов. В этот раз гонку поддерживает александрийский мэр Сергей Кузьменко, александрийскую команду – предприниматель Виталий Проквас.
Трасса
С точки зрения организаторов самое хлопотное и дорогое в соревнованиях по автокроссу – трасса. Именно она съедает большую часть бюджета и большую часть времени организаторов. Во-первых, трасса должна отвечать требованиям регламента Федерации, во-вторых – быть интересной для спортсменов и адекватной возможностям их «болидов», и в-третьих – видимой для зрителей. На скучную, «медленную» или чересчур сложную трассу не приедут гонщики – неинтересно, на «плоскую» и растянутую не придут зрители – не видно.
Перед каждым стартом приходится гото-вить трассу заново: устранять «разрушения», нанесенные колесами на прошлой гонке, перепрокладывать маршрут и расширять за-крытый парк, подгоняя их под число и квалификацию участников.
Владимир Крысько контролирует работы лично, пропадая на трассе едва ли не сутками – иногда работы продолжаются после захода солнца, при «подсветке» фарами клубной «девяткой». Горы земли, передвинутые и перевернутые бульдозерами и грейдерами – это только видимая часть работы. А ведь еще есть гектары выкошенной травы, вырезанные камыши, и местное ноу-хау – сварные грабли для разравнивания и очистки грунта, буксируемые бусом Владимира.
Одним словом, неудивительно, что наша «Вербовая Лоза» – одна из немногих (если не единственная) кроссовых трасс в стране, имеющая соответствующую лицензию от FAU.
Автомобили
Для участника самое сложное и дорогое – это подготовить к старту кроссовый автомобиль. Даже «болид» на базе отечественной «девятки» может потребовать к старту несколько десятков тысяч гривен, а что говорить про прототипы на базе полноприводных «Лансеров» и «Импрез» с турбированными моторами?! И тем не менее, чтобы сравнять шансы на победу вне зависимости от финансовых возможностей команд, заезды проводятся в нескольких классах автомобилей.
В ближайшие выходные в Александрии выйдут на старт машины девяти классов: два юношеских, два багги и пять классов «кузовов» – автомобилей с обычным кузовом, но с разными моторами и разной степенью доработок.
Судейство
За тем, чтобы соревнования проходили в строгом соответствии с требованиями FAU, на Вербовой Лозе в Александрии будут следить шесть спортивных комиссаров – судей международной категории и 12 «маршалов». Пожелаем им безошибочного судейства, гонщикам – мужества, мастерства и побед, а всем александрийцам – ярких впечатлений от редкого по своей силе зрелища – соревнований на автомобилях по пересеченной местности.
О. Тимошенко
Залишити відповідь