13.11
2020

В истории нашего края, да и всей Украины собственно, есть малоизвестные страницы. Два с лишним года фашистской оккупации – одна из них. Но благодаря некоторым неравнодушным александрийцам, мы можем приоткрыть такие страницы.

Дорога, как тогда говорили, с усовершенствованным покрытием, похоже, на окраине населенного пункта. По рассказам старожилов, так мог выглядеть выезд из Александрии на Новую Прагу. Справа вдоль дороги виден длинный забор, должно быть, какого-то учреждения, за которым – высокие сосны. На переднем плане – советский танк БТ-7 со следами пожара, видимо, он был поврежден в бою или подорван экипажем из-за отсутствия топлива и боеприпасов. Впереди танка – небольшая колонна техники, которую замыкает немецкий штабной или санитарный автомобиль. Если это в самом деле наша Александрия, фото было сделано сразу после 6 августа 1941 г., когда фашисты оккупировали наш город. Поскольку поврежденный танк не мог долго стоять на осевой линии дороги, мешая движению, немецкие саперы убирали такие препятствия при первой же возможности.

Не так давно почитатель истории родного края Юлия Лебедева в результате системных поисков нашла несколько фотографий, маркированных немецкой подписью Rollbahn Alexandria Ukraine Ostfront (шоссе Александрия Украина Восточный фронт). Снимки, скорее всего, сделаны кем-то из немецких военных. Во-первых, известно, что многие солдаты и офицеры вермахта имели фотоаппараты и охотно снимали новые для себя места, чтобы отправить домой родным картинки «экзотики восточного фронта». Во-вторых, при оккупационных властях местным вряд ли удалось бы безнаказанно фотографировать военных.
Но для нас интересно другое. По данным фото можно судить о том, как жило население Александрии и близлежащих сел. Так, на всех фото видна дорога, в некоторых случаях – обычная полевая, в некоторых случаях – высокой категории, с твердым покрытием и профилированными кюветами. Дороги без твердого покрытия беспощадно разбиты военной техникой, они явно не предназначены для такой интенсивной эксплуатации. Столбы на обочинах, попавшие в кадр, не имеют проводов – то есть ни электричества, ни связи для населения не было. Во всяком случае, если говорить о населенных пунктах сельской местности.
На одном из фото видны гражданские, явно местные люди – женщины и дети, которые гонят скот. Коровы, насколько позволяет понять качество снимка, не выглядят упитанными. Мужчины на фото исключительно в военной форме – то есть это оккупанты, немцы или румыны, поскольку абсолютное большинство советских мужчин в нашей местности были или на фронте, или в партизанах, или в эвакуации с промышленными предприятиями. Техника на дорогах – также исключительно «иномарки», а из советского только – поврежденный танк и сбитый самолет.
Правда, остается также вероятность, что упомянутая в подписях к фото Александрия – не наша, а другая, скажем, та, что в Ровенской области. Но наши краеведы, посовещавшись некоторое время, пришли к выводу, что речь все-таки об Александрии Кировоградской области.
Поэтому хотим предложить читателям «Олександрійського тижня» опознать местность на фото и рассказать о своих предположениях и аргументах землякам. Возможно, у кого-то в семейных архивах сохранились газетные статьи или в фотоальбомах есть фото, на которых запечатлилась местность, попавшая в объектив неизвестного немецкого фотографа.

Дорога, идущая вдоль берега то ли водохранилища, то ли большого сельского ставка, кажется широкой, поскольку транспорт оккупантов раскатал ее на всем пространстве от обочины до обочины в попытках не засесть в грязи. Штабной автомобиль вермахта, выбравшись на твердое место, похоже, ожидает чего-то – возможно, пока видимый впереди грузовик преодолеет сложный участок. Номера и модель машины не читаются, других привязок в кадре нет, поэтому трудно назвать, год, летом которого было сделано это фото. Возможно, кто-то из старожилов мог бы узнать место, где сделан этот снимок.
На этом фото советский самолет, сбитый в бою. Скорее всего, это штурмовик Ил-2 в его ранней, одноместной версии (1941- 1942 гг. выпуска). Судя по его состоянию, пилот пытался посадить поврежденную машину на дорогу, но посадка вышла жесткой: разрушена даже бронированная носовая часть фюзеляжа, двигатель сорвался с рамы. Немецкие военнослужащие рассматривают самолет с большим интересом: Ил-2 был эффективным средством на поле боя и немало досаждал врагу во время штурмовок, так что солдатам интересно было видеть его в таком неопасном состоянии. Снимок мог быть сделан летом 1941 или 1942 г. (пшеница на заднем плане выглядит поспевшей). Но не исключается и 1943 г., когда войска 2-го Украинского фронта готовили наступление через территорию Александрийского района на Знаменку и Кировоград. Сегодня искать собственно следы падения данного самолета на местности нет смысла, поскольку в первые послевоенные годы в стране проходила кампания по сбору металлолома. И тысячи сгоревших и разорванных взрывами автомобилей, танков и самолетов, разбросанных по полям сражений, были отправлены на переплавку.

И. Трофимов

Один комментарий

  • Анатолій. пишет:

    З росповеді матері -при обстрілі ст.Користівка був збитий літак-серпень 41р.

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень