Надежда в детских глазах
День соцработника
О работниках социальных служб обычно вспоминают, если произошло что-нибудь из ряда вон выходящее. Например, прогремела страшная история в телешоу, и вокруг только и слышно: «Куда смотрит социальная служба?!». А в обычной жизни они – бойцы невидимого фронта. Учителей, медиков, коммунальщиков и людей других профессий всегда торжественно поздравляют с профессиональными праздниками, а социальные работники зачастую остаются в тени, хотя никто не представляет себе, что их служба «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна». Но когда в 2014 году Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи на государственном уровне решили ликвидировать, поднялась волна протеста: как же так, кто же будет заниматься людьми, попавшими в трудные жизненные обстоятельства, кто им поможет, кто убережет детей от «кривой дорожки»?.. Но государство все же прекратило финансирование Центров социальных служб, возложив эту миссию на плечи местных советов. В Александрии горсовет взял на себя содержание ГЦСССДМ. И правильно сделал.
На фото: коллектив ГЦСССДМ, справа налево О.А. Варфоломеева, В.В. Немов, Е.Г. Борисенко, Ю.А. Совгиря, Т.Н. Панагбеева, С.В. Николаенко, Т.Н. Мирошниченко, Ю.О.Хоменко, М.П. Ива-ненко, В.И. Невкипилый, Т.М.Колиснык.
В городском Центре социальных служб, которым руководит Оксана Крытина, работают 14 человек, из них 11 специалистов. На одного штатного сотрудника Центра приходится 6800 человек населения. Судите сами: может ли один специалист охватить должным вниманием всех алкоголиков, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, малообеспеченных, осужденных без лишения свободы и других представителей незащищенных слоев населения, не упустив ни одного проблемного момента? Сейчас добавились еще и переселенцы и участники АТО – всего в перечне подопечных социальной службы находится 12 категорий населения, проживающих в Александрии, поселках Александрийском (Димитрово), Пантаевке, селах Звенигородке, Марто-Ивановке и Александро-Степановке.
В чем заключается это внимание, которым должны быть охвачены незащищенные слои населения и чем работа ЦСС отличается от службы по делам детей? Прежде всего тем, что сотрудники Центра ведут воспитательную работу в семьях, стараясь их сохранить. Сообщения о неблагоприятной обстановке в семьях обычно поступают из полиции, больниц или школы, или жалуются соседи – чаще всего на «горячую линию». Семьи алкоголиков – это наиболее распространенный контингент подопечных Центра. Специалист ЦСС приходит в семью, составляет акты, приглашает людей на заседание комиссии по защите прав детей, которая выносит решение взять семью под социальное сопровождение – сначала на полгода. А дальше – работа с семьей. Родителям, которым грозит лишение прав, объясняют, что социальное сопровождение – это как испытательный срок для них. И их задача – сохранить семью ради детей, потому что дети в таких семьях и так очень любят своих непутевых родителей и прощают им все, лишь бы у них были дом и семья. В обычных семьях дети так не ценят своих родителей, и это парадокс. А у детей из неблагополучных семей две перспективы – повторить судьбу своих родителей или стать полной противоположностью им.
С родителями (в том числе будущими) работают психологи Центра – Вадим Немов и Елена Борисенко, при необходимости – юрист Марина Иваненко (с переселенцами, участниками АТО, приемными семьями, опекунами и другими). Кроме того, семью несколько раз в неделю посещает специалист Центра, не предупреждая заранее о своем приходе, чтобы выяснить реальную обстановку в семье.
Социальное сопровождение – это юридическая и психологическая поддержка, помощь вещами, канцтоварами, моющими средствами (с привлечением спонсоров, Красного Креста). В поле зрения социальных служб попадают не только алкоголики, наркоманы и асоциальные элементы, но, к примеру, и многодетные семьи, где вполне благополучный микроклимат, но средств, даже для того, чтобы собрать детей в школу, катастрофически не хватает. Есть люди, которые их осуждают: «Зачем нарожали столько детей, если не могут дать им толку?». Но может, в этом состоит их миссия. Есть люди, осуждающие социальных работников: «Нормальным людям не помогаете, а этим алкоголикам сумки тащите и подарки дарите!» Соцработники дарят детям из таких семей подарки к Новому году, к Первому сентября, Пасхе, Дню защиты детей, организовывают бесплатные походы в гастролирующие цирки, на Новогодние елки городского головы (при содействии заместителя городского головы Л.Сосны). И естественно, собирают по всем знакомым детские вещи и продукты – все для детей и ради детей.
Работают в Центре, в основном, девушки и женщины, которым приходится ходить по «злачным местам», где проживают асоциальные семьи. Это опасно, поэтому по возможности им помогают участковые полицейские. После года социального сопровождения семью вызывают на заседание комиссии по делам детей и решают, что делать дальше. Лишать родителей прав стараются только в самых крайних случаях, потому что для ребенка мама и папа, пусть и пьяные, – самые лучшие. И дети боятся чужую тетю, потому что родители их пугали: «Если не будешь слушаться, тебя заберут». А потом, когда они видят, что тетя принесла раскраску, печенье, они сравнивают ее со своей мамой и понимают: что-то не так.
Социальные работники все пропускают через свои сердца, не могут оставаться равно-душными, когда приходят в семью и видят на-дежду в детских глазах. Бывает, по какому-то шестому чувству приходят даже в праздники – и спасают сгорающих от температуры детей или замерзающих в холодных домах больных стариков. В решении любых вопросов всегда идет навстречу мэр Степан Цапюк. Социальные работники – не волшебники. Но с их помощью понемногу, по маленькому шажочку в день ситуация меняется к лучшему. Человек, считавшийся непутевым, учится жить по-другому, у него появляется ответственность за свою семью.
От них ждут того, чего так не хватает в нашей жизни – простого человеческого участия. Иногда достаточно искреннего душевного разговора, чтобы ситуация начала меняться к лучшему. Работа у специалистов социальных служб, можно сказать, круглосуточная – это не тот вариант, когда закрыл дверь кабинета и пошел домой отдыхать. Нужно преодолевать брезгливость, иметь смелость зайти в дом к алкоголикам или наркоманский притон, работать детективом, брать на себя ответственность за судьбы посторонних для тебя людей. Бывает, они ругают себя: «Не лезь, хватит, это не твои проблемы», но все равно делают, что должны. Работа меняет людей. Появляется стержень внутри и во главу угла ставится только доброта, все остальное отметается само. Например, смертельно больная мама говорит: «Я хочу как можно больше времени провести со своими детьми, потому что вы увидите своих внуков, а я нет». У этой мамы жизнь сложилась непросто потому, что она сама выросла в семье со сложными обстоятельствами. И в эту семью в свое время не пришел неравнодушный социальный работник. И поэтому у женщины не было шанса измениться. Да, жаль ее детей. Но все равно, их никто не будет любить больше, чем родная мать. И тут уже думаешь – вправе ли ты вмешиваться в эту ситуацию, ведь над нами есть не только мирская власть, а нечто намного большее?
Социальные работники рассказывают детям, что можно и его нельзя делать, когда родителей нет дома, потому что папа с мамой могут уйти в любой момент, и неизвестно на сколько. А родителей учат готовить, планировать семейный бюджет. У непутевых пап и мам тоже есть родители, которые приходят в Центр и плачут, вытирая слезы натруженными руками – они не знают, как помочь своим детям и внукам.
А сколько раз сотрудники Центра видели, как трясется и плачет малыш: «Не забирайте меня от мамы!», ужасались от обреченности в детских глазах, когда ребенка, которого в третий раз изъяли из семьи от пьяной матери, везут в детский центр, и он уже даже не плачет, только спрашивает: «Когда мама приедет?». А маму посадили в тюрьму…
Не спасти весь мир, а подарить семье покой – в этом видят свою миссию сотрудники городского Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. Ведь, по их мнению, 80% неблагополучных семей исправимы, им можно помочь. И в преддверии профессионального праздника, который отмечается в первое воскресенье ноября, хочется сказать социальным работникам спасибо за то, что они есть, и за то, что делают свою работу. За то, что с их помощью для многих людей мир становится добрее, теплее, лучше. За благородство, грамотность и участие. За тепло, веру, надежду и счастье. Пусть ваш труд будет вознаграждён с двойной отдачей. Терпения вам в непростом деле и хороших людей на пути.
Елена Карпачева
***
Коли ти дивишся в дитячі очі,
Де брак любові і тепла,
Зробити все, що можеш, хочеш,
Щоб усмішка на личках розцвіла.
Ти їм не скажеш, що немає грошей,
І не поясниш, що в державі безлад навкруги.
Вони бажають чути, що вони хороші,
Що хоч комусь вони потрібні й дорогі.
Приходиш в дім – там пустка й безнадія,
І згаслі очі в муках самоти.
Із фахівцем приходить в їхній дім надія
І розуміння, що не дарма з’явився ти.
Найголовніше в світі – не багатства,
Не курс валюти і не влади смак –
А щоб жили, любили і раділи люди
В державі, де, можливо, й щось не так.
Залишити відповідь