Александрия. Белые страницы-1941
Тема под таким названием обсуждалась на заседании клуба общественного диалога, который состоялся накануне 75-й годовщины начала Великой Отечественной войны в библиотеке им. Пушкина. На собрании присутствовали представители общественных организаций, председатели квартальных комитетов и жители города. Организовали встречу координатор проекта Людмила Фуртак, краевед Владимир Иванченко и сотрудники библиотеки.
Александрийские краеведы провели ”экскурсию” в далекие военные годы и рассказали о фактах малоизвестных или вообще не известных ранее широкой публике. Некоторые из них предлагаем вашему вниманию.
Владимир Иванченко остановился на истории воинских частей, дислоцировавшихся в Александрии: «Информации на эту тему сов-сем мало, но мне удалось собрать и обобщить все, что сохранилось в архивах. О первой воинской части есть упоминание от 1924 года, когда произошла реформа Красной Армии, и подразделения начали формировать на территориальной основе. Тогда и появился Александрийский стрелковый полк, сформированный из местных жителей.
Известно, что в 1939 году он был переброшен на границу с Польшей под город Рава Русская и здесь же 22 июня 1941 года первым принял удар фашистских войск. О мужестве наших земляков свидетельствует тот факт, что на своем 10-километровом отрезке обороны они не только не отступили, но и пошли в наступление. Углубившись на 3 километра на территорию Польши, бойцы держали фронт до 26 июня, пока не пришел приказ об отступлении.
Дальнейшая судьба наших воинов нигде не описана. Известно лишь, что полк участвовал в обороне Киева, а после попал в окружение, где практически все бойцы погибли…
В 40-е годы прошлого столетия на территории города располагалось еще одно воинское подразделение, сформированное на базе знаменитой Чапаевской дивизии. А всего по данным на 1 мая 1941 года в Александрии квартировались три военные части, чей рядовой состав был сформирован из местного населения. О нашем подразделении известно, что оно вступило в боевые действия в июле 41-го в районе Шепетовки. Судьба его также трагична. Дивизия, по архивным данным, была не укомплектована. Есть свидетельства очевидцев, что на несколько человек приходилась одна винтовка. К тому же, держать оборону в июле 1941 года ей пришлось на очень неудобном участке фронта – на стыке двух армий, где позиции были ослаблены. На тот момент этот участок фронта был главным направлением удара фашистов в Украине. В итоге часть попала в окружение и была уничтожена.
В декабре 1941 года часть была вновь сформирована, а с мая 42-го вошла в состав 62-й армии и принимала участие в боях за Сталинград. В составе 1-го Украинского фронта она начала путь от Орла, освобождала Украину, Польшу, Германию, а последний бой приняла уже после ее официальной капитуляции – 11 мая 1945 года в Чехословакии. Известно, что здесь она понесла очень большие потери. После войны часть была расформирована, и найти какие-либо свидетельства о ее бойцах уже невозможно. Единственное живое упоминание о ее существовании осталось в Кривом Роге, где есть мемориальная доска в память этой части».
Краевед Надежда Жахалова: «Есть в нашем краеведческом музее свидетельства очевидца тех событий – Баженова, записанные в 1947 году. Он рассказывает, что перед вступлением немцев в город в александрийском гарнизоне осталось всего несколько военных: комендант, интендант и два красноармейца, вооруженные наганами. Перед этим тысячи бойцов были отправлены пешком в Днепропетровск, и только 150 человек, для которых нашлись ружья, ушли на фронт».
Также Надежда Владимировна поделилась неизвестной доселе информацией о временах пребывания Александрии в оккупации. В 1943 году немецкий суд приговорил офицера СС, проходившего службу в Александрии, к 10 годам заключения за жестокое обращение с пленными. Оказалось, что судей возмутил тот факт, что офицер кичился своими деяниями, фотографировал их и отправлял друзьям в Германию. То, что офицер принимал участие в расстрелах евреев, которых было уничтожено в Александрии 2,5 тысяч человек, суд не волновало. В январе 1945 года по приказу высшего руководства 3-го Рейха его амнистировали…
– У меня собралось много подобных неизвестных фактов того времени, – сказала Жахалова. – Я собирала их и готовила к публикации 5 лет. Но они настолько противоречивы, иногда жестоки, что теперь даже не знаю, стоит ли их публиковать?
Присутствующие единогласно высказались, что это необходимо сделать, так как свою историю нужно знать, какой бы она ни была. И особенно это нужно молодым.
Об этом, в частности, говорил и секретарь Александрийской епархии Анатолий Штанько: «Если просто констатировать только голые факты, то это никому не нужно, от этого будет только вред. Но если делать это с необходимыми комментариями и в воспитательных целях, тогда будет польза. Тогда молодое поколение будет думать, как поступать, чтобы не допустить повторения той трагедии».
Житель Чкаловского микрорайона (8-я школа) Василий Чередниченко поднял тему заброшенных захоронений времен ВОв. Он рассказал, что по улице Кременчугской есть могилы солдат и мирных жителей. Речь идет приблизительно о 50 людях, тела которых были обнаружены в силосных ямах, колодцах либо просто у дорог. «Их местные жители хоронили в безымянных могилах. Сегодня уже невозможно восстановить имена погибших, но сохранить и привести в порядок эти захоронения – наша обязанность», – сказал Чередниченко.
Г.Сергеев
Залишити відповідь