Как направить воду в нужное русло
О проблемах Войновского водохранилища мы вспоминаем раз в несколько лет и то только тогда, когда угроза подтопления Александрии становится реальностью. Наверное, все помнят наводнения конца 90-х и 2007 года. Были схожие ситуации и в ближайшей истории, но о них мало кто знает, так как буквально руками нескольких сотрудников предприятия, отвечающего за войновскую дамбу, удавалось останавливать стихию, нависавшую над городом. Сегодня о том, что происходит на водохранилище, и о том, как можно рационально использовать водные ресурсы края, наш разговор с начальником отдела водных ресурсов Александрийского межрайонного управления водного хозяйства Ириной Лысенко:
– Войновское водохранилище создавалось в 60-е годы прошлого столетия. Его предназначением были – водоснабжение предприятий угольной промышленности, Сахарного завода и орошение полей сельскохозяйственного назначения. Предприятий уже давно нет, орошение используется незначительно, так что остается единственный крупный потребитель – Сахарный завод.
– А еще несколько лет назад вы говорили, что водохранилище – это бомба замедленного действия.
– Я и сейчас говорю, что водопропускные сооружения дамбы нужно реконструировать и сделать более надежными. Представьте 7,2 млн кубических метров воды, нависших над Александрией, удерживаются шлюзами, отключенными от энергопитания. Если, не дай Бог, не сработают механические лебедки или произойдет какая-то другая нештатная ситуация, то минимум, что случится – это подтопит КСК «Ника», парк им.Т. Шевченко и все прилегающие жилые массивы.
Но ведь проблема не только в дамбе, нужно также чистить русло реки. Ингулец, как и многие реки, сегодня “болеет”, его берега распахиваются, происходит смыв почвы, из-за чего русло мелеет. Сейчас пропускная способность Ингульца составляет 11-12 м3/с, но уже при 14-16 м3/с вода выходит из берегов и подтапливает прилегающие территории.
– В каком состоянии сейчас сооружения дамбы?
– Специалисты ГП «Буруголь», на балансе которого находятся сооружения, делают все, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. Но шлюзовые механизмы отключены от энергопитания, поэтому многотонные затворы приходится поднимать и опускать вручную. Таким способом можно открыть створки лишь на пару сантиметров, а дальше, чтобы обеспечить прокачку воды, приходится привлекать специальную технику управления канала «Днепр-Ингулец».
– Что же делать?
– На реконструкцию плотины Госпрограммой предусмотрены деньги в сумме 1,5 млн грн. Частично они использованы на восстановление проезжей части и мостового переезда плотины. Также на плотине осуществляется круглосуточное дежурство, постоянно контролируется состояние водосбросных сооружений, поддерживается нормальный уровень. Сейчас работы по реконструкции плотины приостановлены. Не приступали и к работам по расчистке русла Ингульца.
– Но ведь соответствующий проект был разработан несколько лет назад?
– Да, он есть. Государственной программой заложено 17,8 млн грн на расчистку русла для увеличения пропускной способности до 20 м3/с. Она должна была начаться в 2014 году и закончиться в 2017 году. Но в связи с известными событиями в стране проект завис, и сегодня, вероятно, у государства нет средств на такие вложения.
– А кто сегодня может быть заинтересован в том, чтобы все-таки начать работы?
– Потребители: наше управление и сельхозпредприятия, которым мы подаем воду для орошения, Сахзавод, управление канала «Днепр-Ингулец», прокачивающий воду в маловодный регион Криворожского бассейна, и самый крупный потребитель этого бассейна – металлургический комбинат «Миттал Стил». Будем надеяться, здравый смысл победит, и реконструкция начнется.
– В этом году паводок предвидится?
– Ничего серьезного синоптики не прогнозируют. Выпавший слой снега хоть и высокий – до 80 см, но влаги в нем не более 40%. До конца зимы больших осадков не предполагается. Чтобы читателям было понятно, скажу, что в Кировограде существует кризисный центр, куда входят аварийно-диспетчерская служба, МЧС, синоптики, которые каждый день мониторят обстановку и действуют согласно сложившейся ситуации.
– Говорят, что Александрия может отказаться от днепровской воды и использовать собственные источники. Что вы скажете по этому поводу?
– Если говорить о качестве, то на сегодня днепровская вода – это лучшее из всего того, что можно использовать в нашем регионе для питьевых нужд. Бурить скважины в наших краях – дорогое удовольствие. То, что находится на глубине 30-40 метров – это грунтовые воды, которые нужно многократно очищать. А бурить глубже – там гранитные слои, через которые пройти очень сложно, и их толщина достигает 700-800 метров. Войновское водохранилище не в счет – оно мелкое, и вода там техническая. Сейчас изучается возможность использовать для питьевых нужд воду Константиновского разреза. Там есть подземные источники, достаточная глубина и природная песочная очистка. И запасы воды там большие – до 10 млн м3.
– Вы говорили об орошении, которое слабо используется в нашем регионе. Почему так?
– Системы орошения, как и многое другое, после развала прежней страны были заброшены или разрушены, и сейчас нужны немалые средства на их восстановление. В нашем районе их используют в совсем малых количествах. Например, «УкрАгроКом» выращивает овощи, но не в промышленных масштабах, а для внутреннего потребления. Еще ЧП «Смирнов» содержит под орошением около 30 га земли, также поливом занимаются СОТ «Жовтень» и «Надія», пожалуй, это и все примеры. Это мизерное количество от возможного.
– Выходит, мы имеем добро, текущее сквозь пальцы?
– Но не все так плохо, и некоторые подвижки происходят буквально сейчас. Министерство аграрной политики привлекло иностранных инвесторов, которые на прошлой неделе встречались в Херсоне с представителями власти и бизнеса. Иностранцы решили вложить 1,7 млрд долларов в проект развития орошения пяти южных областей Украины: Херсонской, Одесской, Запорожской, Николаевской и Днепропетровской. Хочется верить, что деньги будут использованы по назначению.
Сергей Гавриленко
Говоря простыми и понятными словами, за последние 10 лет, с момента как забили серйозную и обоснованную тревогу, ни по достаточному укреплению дамбы, ни по возможности управлять(с помощью электроприводов) покареженными сегментными затворами плотины, ни по расчистке и углублению русла низовьев реки , в реальности(не на уровне мифических миллионных прожектов), ну ничегошеньки НЕ изменилось! Как нам александрийцам и др. живущим ниже по течению долго везет! И как долго еще будет?… Потом аргументированно объяснят, а у плотины нет хозяина, или у хозяина нет денег, и индусу миттел стильному петух не клюнул, так шо ж вы хотите – мы 10лет содержим охрану, чтоб предупреждала, что плотина аварийная…сделали все возможное. И причем тут мы , если вас с пожитками унесло в Черное море – оттуда намного ближе к вожделенной Европе.
Мне нравится! 0