12.11
2015

Украинские старики – люди старой закалки. Получив пенсию, вначале оплачивают “коммуналку”, а то, что осталось, тратят на еду. А надо же еще лекарства купить. И иногда хоть что-то из одежды. Денег ни на что не хватает. Из-за роста цен многие отказались не только от мяса и рыбы, но и курицы, которая всегда помогала сносно питаться. А сейчас и молоко, и даже овощи и фрукты становится для них роскошью. Из-за нехватки средств пенсионеры вынуждены искать в магазинах товары подешевле, поэтому всегда знают, где что почем и где какие скидки. А как выживают те, кто волею судьбы оказался на старости лет в доме престарелых? Мы поинтересовались у директора Александрийского гериатрического пансионата со специальным отделением Виталия Скляровского, как кризис отобразился на жизни его подопечных, из чего состоит их рацион, сколько денег тратится на продукты и лекарства, и как заведение собирается выживать дальше. 

«С нашим большим опытом работы мы предусмотрели, что осенью будет туго, – рассказывает Виталий Яковлевич. – Видели, что доллар дорожает, учли, что цены будут расти, а повышения пенсий не ожидается. Заранее закупили картошку, лук, морковь, свеклу – еще в августе-сентябре и по низким (по сравнению с теперешними) ценам. Картофель – по 3,90 грн\кг, свеклу – по 4,90, морковь и капусту – по 7, лук – по 6 грн. Законсервировали на зиму помидоры, огурцы, компоты.

Сейчас резко повысились цены на мясные продукты, и для нас это стало проблемой. Подопечные привыкли съедать на завтрак рыбу, сало или колбасу. Сейчас такого нет. Котлету или отбивную они получают только на обед. При этом мы используем наше подсобное хозяйство. На сегодня половину «подхоза» уже съели – из 55 голов свиней остались 25. Может быть, в ноябре еще 1-2 свиньи пустим в расход, потом надо сварить традиционный новогодний холодец, и с января наступит мясной кризис»…

Гериатрический пансионат находится на балансе области. В октябре Кировоградский областной совет добавил заведению 78 тысяч гривен на усиление питания. Но все равно приходится экономить.

«У нас есть общий фонд доходов (бюджетное финансирование) и пенсионный (75% от пенсий подопечные перечисляют в пансионат, эти средства уходят, в основном, на еду и медикаменты), – поясняет директор. — Питание в день – 30 гривен на человека: 20 из пенсионного фонда, 10 – из общего. Итого на одного человека – 900 грн в месяц, умножить на 190 человек – получается около 180 тысяч в месяц. Мы получаем 120 тысяч за счет нашего пенсионного фонда. 35-40 тысяч выделяет государство (на питание).

Все остальные средства из общего фонда идут на содержание пансионата – оплату коммунальных услуг, зарплату персоналу.  Содержание одного подопечного (без учета питания) обходится в 3,5 тысяч грн в месяц. Объем финансирования пансионата не увеличился, только пенсии подопечным чуть-чуть добавили, а цены взлетели вверх».

С медикаментами вообще катастрофа – цены растут чуть ли не каждую неделю. Тут стариков выручают волонтеры.  Пансионат наладил сотрудничество с волонтерской группой «Допомога армії» (руководитель  Александр Маковецкий). Подопечные пансионата шьют для бойцов маскхалаты, вяжут сетки и носки. А волонтеры после отправки груза в зону АТО отдают пенсионерам то, что не вместилось в машину – продукты питания и медикаменты. «Хоть мы и на гособеспечении, и государство должно наших подопечных лечить бесплатно, но, как правило, бесплатно лечат только в день поступления на стационар. Потом звонят: давайте лекарства. Мы наладили контакт с заведующим Центром первичной медико-санитарной помощи Сергеем Дьячуком, помогают заведующие терапевтического и хирургического отделений горбольницы№1. Светлана Письменная — врач от Бога, принимает наших подопечных даже не по хирургическому профилю и определяет в другие отделения. Проторили мы дорожку и в Кировоград – в больницу Святого Луки. В этом году мы попали под американскую программу оздоровления пожилых людей: бесплатно пролечили 13 часто болеющих человек, и довольно эффективно. Лечение зубов для наших людей бесплатно, а вот протезирование – за деньги. Перед выборами кандидаты в депутаты выделяли нам по 2 тысячи гривен, мы ставили подопечных в очередь и потихоньку лечили. В самом пансионате качество медицинского обслуживания оставляет желать лучшего – денег катастрофически не хватает. Областной совет недавно выделил 20 нам тысяч гривен на медикаменты. Покупаем только самое необходимое. Если раньше закупали 25-30 вакцин против гриппа, то теперь еле можем себе позволить купить 10-15. Будем вакцинировать только людей с самым слабым иммунитетом», — говорит В.Скляровский.

Питание в пансионате самое простое – макароны, картошка, овсянка, перловка. Люди, конечно, устают от однообразия, но что поделать… Ощущается нехватка молочных продуктов — их хватает на дней 10, и персонал старается «растягивать удовольствие» – творог, сметану и молоко подопечным дают по 2-3 дня в начале, в середине и в конце месяца. Масло приходится покупать самое дешевое. Раньше выручал сад, в этом году неурожай фруктов, поэтому перешли на сухофрукты – так и сахар экономится. Три тонны сахара закупили на сахзаводе по оптовым ценам – на год хватит. В день получения пенсии многие жители пансионата идут в супермаркеты – хотят побаловать себя чем-то вкусненьким, и… зачастую возвращаются с пустыми руками – все слишком дорого. Моющими и средствами личной гигиены заведение в меру возможностей обеспечивает, хотя и нечасто – что значит раз в год менять зубную щетку … Вещевую помощь оказывают евангельские церкви. Постельное белье шьют сами – закупают ткань, швея кроит, а подопечные помогают строчить, подшивать.

Кризис испытывает не только Александрийский пансионат – например, в Онуфриевском сократили количество подопечных – их перевели в другие заведения, в том числе и в Александрию. Вновь прибывшие признаются — там питание было намного хуже. Некоторые бывшие заключенные (в специальном отделении Александрийского пансионата проживают люди после отбывания наказания) возмущаются – мол, в тюрьме лучше кормили. Но в большинстве своем люди понимают: кризис есть кризис.

Охраняет пансионат фирма «Ягуар» — на территории находятся и мастерская со станками, и прачечная, и подсобное хозяйство, и газовая котельная. Обрабатывать 45 гектар земли в подсобном хозяйстве помогают фермеры – выращивают пшеницу на прокорм скоту.

Средний возраст жителей пансионата – 76-78 лет. 10 человек – старше 90, около 40 – в возрасте за 80 лет. Раньше в пансионате проживали 215 подопечных, сейчас – 190. Нормативы снизили из-за переселенцев – для них постоянно держится 20 койко-мест, но сегодня в заведении проживает только одна женщина с востока Украины. А летом постоянно жили по 17-19 человек.

«Раньше нам помогало государство — 1,5 миллиона гривен выделили на газовую котельную, 500 тысяч – на замену системы отопления. Успели перекрыть большую часть крыши, но не хватило 200 тысяч. Последние два года ничего не выделяется, — сетует Виталий Яковлевич.— Вся наша надежда — на электронные торги. Мы и Одесса попали в плотный проект. Зарегистрировались в системе «Прозоро» и теперь будем покупать все, что нужно, на торгах – а это в полтора раза дешевле».

«В прошлом году были такие настроения — вообще закрыть гериатрические пансионаты, — добавляет напоследок директор. — А куда деть никому не нужных стариков? Образование у них низкое, отношение к жизни пассивное. Кто себя уважает, у кого нормальная семья – сюда практически не попадают.  Здесь 90 процентов — люди без места проживания. Попадая в пансионат, сначала рвут на себе рубашку, не могут понять куда привезли – в санаторий или в больницу, думают: поживу — уйду. Но тут сами же подопечные быстро ставят на место: все были умными, королями жизни. А когда болезни прижали так, что до мусорника не дойти – попадают сюда. Бывает, конечно, и родственники сдают. Внуки продали квартиру, а бабушку – к нам»…

Елена Карпачева

, , .

коментарі 4

  • ARлЕkiNo пишет:

    Преклоняюсь пред В.Высоцким, умел же в несколько строчек иносказательно вложить нетленный смысл… “там , душу вашу разорвут, сомнут и прополощут”.
    Нельзя читать дважды – душе-травмирующий материал. Не спасает его и оптимистическое заглавие… В тюрьме кормят лучше, эхом звучит вдогонку начальственным реляциям, от сидельцев испытавших и эту “суму”. На свои “вольные хлеба”, со 100%-ной пенсией не хотят и не могут, т. к. там ещё хуже. Схема в порядке возрастания паршивости – тюрьма, пансионат, простая свободная жизнь, где обитаем и МЫ , дело лишь во времени наступления обнажения беды конкретно каждого. А места то, между там и между здесь, – в пансионате – уж и нэ пэрэдбачається.

    Мне нравится! Thumb up 0

    • Helena пишет:

      Потрясающий комментарий… Не травмируйте душу, там не так уж и плохо (в пансионате), хотя, может, это только на первый взгляд… Людям, которым некуда деваться, и это кажется приемлемым… Я даже знакома с одной подопечной пансионата по фамилии Истомина, так она оттуда и уходить не хочет, хотя ее через много лет нашла дочь из России. Эту старушку увез в Украину какой-то ухажер, но ей здесь пришлось несладко. Жених пил, обижал ее, а потом и вовсе выгнал, Истомина няньчила детей у цыган в поселке Головковском, а когда у нее в силу возраста не осталось сил — ее выставили на улицу. После лечения в городской больнице определили в гериатрический пансионат. Она говорит, что ей там хорошо, в нашу последнюю встречу счастливо улыбалась и хвасталась колечком, которое ей подарил новый поклонник…

      Мне нравится! Thumb up 0

      • ARлЕkiNo пишет:

        Спасибо, разумеется оптимизм и надежда, спасают и человека и человечество.
        Но, по мере движения по цивилизационной спирали общество просто обязано продуцировать, нет даже не любовь к ближнему, а помните – “и МИЛОСТЬ к падшим призывал”. МИЛОСЕРДИЕ -есть такое, почти утраченное понятие, ОНО впитывает(объемлет) в себе и доброту, и любовь, и прощение, без которого вроде как и выжить получится, дак ведь ЖИТЬ нельзя оставаясь человеком!
        Вот этого в сонме цифр, процентов, отчётности, хозсуеты как раз и непросматривается, да и не могло…ибо вовсе не тем измеряется. Вот , что ассоциативно повергло меня в экспромт коммента – чувства родили слова. Пусть живут, ладно?

        Мне нравится! Thumb up 0

  • алекс пишет:

    Helena, в начале двухтысячных мой отец проведывал в этом заведении своего знакомого. У некоторых стариков просто нет выбора.А жилось им там и в то время ой как не сладко. Я был с отцом и слышал весь разговор. Сердце давилось от жалости. А в основном старикам доставалось от ” некоторых бывших заключенных”,Непонятно почему занимающие места в этом заведении.Они отбирали деньги, издевались, пьянствовали.Летом этот контингент нанимался копать огороды и другие работы. Так что нуждающимися их назвать трудно. Этим личностям от 30 лет и более. Жили они по тем законам, что на “зоне”. А Вам рассказывали то, что можно.Я сомневаюсь, что сейчас изменилось что то к лучшему.Это одно.А второе, это то, что наш народ кормит и одевает армию, остатками делятся со стариками.Позор руководителям такой страны.

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень