Локомотив экономики…
В сентябрьских и октябрьских номерах газеты мы рассказали о нескольких предприятиях города, после чего читатели начали задавать вопросы и ставить “задачи”: «И это все, чем может гордиться наш город»?, «Это все, что осталось от мощного промышленного потенциала Александрии?», «Продолжайте, а то сегодня никто толком не знает, что и как у нас работает, что там производят и чем живут заводы».
Мы будем и дальше проводить виртуальные экскурсии по предприятиям города, а пока дадим слово нашему “гиду”, председателю совета директоров промышленных предприятий Александрии Станиславу Гришко:
– Многих сегодня интересует вопрос: почему произошёл развал промышленности, что пошло не так и что делать дальше? Вопрос актуальнейший, ведь от работы промышленности напрямую зависит благосостояние не только там работающих, но и каждого из нас.
Все познаётся в сравнении. 25 лет назад в городе было несколько гигантов промышленности со средней численностью работающих порядка 2 тысяч человек на каждом из них. А сегодня на всех вместе взятых предприятиях работает чуть более 4 тысяч. Помимо гигантов, была масса средних и мелких производств. Я не говорю об объединении “Александрияуголь” – это был город в городе, и это отдельная тема. Где сейчас все это?
За годы независимости мы не только не продвинулись вперед в экономическом развитии, но утратили почти все, что имели. Такие предприятия, как «Агромаш», авторемонтный завод, мясокомбинат, хлебозавод, «Полиграф-техника», фабрики брикетная, мебельная, диаграммных бумаг и другие вообще прекратили свое существование. Некоторые из них просто стерты с карты города – их разграбили и уничтожили. «ЭТАЛ», «Автоштамп» кое-как выживают, превратившись в подобие мелких кооперативов. От «ЭТАЛа» фактически осталась только печать да несколько сотрудников, остальные работают на вновь созданном предприятии – электромеханическом заводе. Да и здесь каждый год снижается выпуск продукции и сокращается численность сотрудников. Исключением среди гигантов местной промышленности можно назвать разве что «Вира-Сервис Интермаш», да и то, если сравнивать объемы доперестроечные и нынешние, то сегодняшний выпуск продукции – это мизер от прежнего. Завод держится лишь благодаря хорошему менеджменту, в частности, его руководителя Михаила Сулятицкого.
Я не открою Америки, если скажу, что развал начался тогда, когда руководство страны решило отпустить экономику в свободное плавание. Но капитализм по-украински проявился в самой уродливой форме. Я не помню за всю историю современной Украины ни одного государственного акта, закона, принесшего пользу в развитии среднего и малого бизнесов. Все нацеливалось на создание препятствий, повышение налогов, нетерпимых для развития предпринимательства условий. Это все отразилось как в целом на состоянии экономики в стране, так и на нашем городе в частности.
И если иногда приходится слышать, что виновато городское руководство, то это совершенно не так. Да, возможно, оно и могло бы в свое время принять какое-то решение, препятствовавшее развалу того или иного предприятия, но это не решало проблемы в целом. Скажу, что оно могло даже и не знать о многих решениях, которые по нашим предприятиям принимались на самом верху государственной власти.
Помните пресловутую ваучеризацию, приватизацию, а затем и акционирование? Тогда ведь людей обманули самым наглым образом. Активы предприятий скупали буквально за копейки, пользуясь бедственным положением людей. У тех дельцов, которые приобретали заводы и фабрики, и в мыслях не было заниматься развитием, переоснащением, созданием рабочих мест. Их целью было быстрое обогащение. Я знаю немало примеров, когда заводы приватизировали с одной целью – взять под их имущество кредиты и не вернуть.
Сегодня с экранов и трибун нам говорят о необходимости развития экономики, но никто ничего не делает. А если что-то и происходит, то только для личной выгоды олигархов или же близких к ним партнеров, которые контролируют и власть, и практически всю промышленность. У многих, кто сегодня при власти, имеется свой бизнес, и до других проблем им дела нет. Они решают только свои личные дела или те, которые приносят сверхприбыли.
Помните министра угольной промышленности нашего земляка Эдуарда Ставицкого? Какие на него возлагались надежды в среде наших угольщиков! Вот, мол, кто нам поможет! Но нет, ничего такого не произошло, и в первую очередь из-за того, что он занимался личным бизнесом. И партийная принадлежность здесь ни при чем – у олигархов нет каких-то идеологий. То есть она есть, но только там, где материальная выгода.
Ждать каких-либо изменений в таких условиях не приходится.
И его предшественники, и те, кто пришел после, совершенно не хотят заниматься нашей угольной промышленностью, несмотря на то, что это серьезный участок, дающий рост экономики и занятость для целого региона…
Бывая в Германии в момент ее объединения, я видел картину, чем-то схожую с нашей. Перед экономикой Восточной Германии, которая была ранее в руках государства, стояли такие же проблемы, как и перед Украиной в начале 90-х. На воротах одного из заводов я увидел объявление, что предприятие продается за одну марку. Я тогда пошутил, что, может, купим его? Но мне объяснили, что просто так купить никто не позволит. К документу о продаже прилагается еще огромный пакет документов с обязательствами покупателя, в которых четко прописано, что должно производиться, какая численность рабочих должна быть сохранена, как завод должен работать и так далее. То есть, даже мысли о том, что можно купить и продать на металлолом, как зачастую у нас, отсекались напрочь. Иначе предприятие просто заберут.
А теперь сравните с нашей действительностью. Думаете, в руководстве нашей страны об этом не знали? Знали. У нас масса контролирующих и проверяющих органов, но они “не видели” или не хотели видеть происходящего. Сам процесс приватизации был неконтролируемым.
Нельзя сказать, что случившееся было из-за недалекости или глупости тех, кто стоял и стоит сейчас “у руля”. Это умные люди. Вот посмотрите на опубликованные е-декларации. Те, кто непосредственно должен был заниматься процессами приватизации, экономического развития, стали очень богатыми людьми. Многие из них – государственные мужи, официально живущие на одну зарплату…
Можно также говорить о роли личности руководителя государства. Нам с этим явно не везет. Как говорил кто-то из экономистов, хорошо, когда лидер богатеет вместе с народом. Посмотрите на наших ближайших соседей. Например, Беларусь, Казахстан. Мы 25 лет назад были не то что в равных условиях, во многом – в лучших. Какое наследство нам досталось! Бери, развивай, модернизируй! А сравните нынешнее состояние экономики. Разница очевидна. Там, где руководитель, пусть даже с единолидерскими замашками, печется о благе народа, а не о своем личном или своего окружения, там есть прогресс.
Что делать? Я уже неоднократно говорил, что как кровь нужна человеку, так промышленности нужны кредиты для развития производства. Все разговоры о том, что кредиторы не вернут, украдут, исчезнут с деньгами, не выдерживают никакой критики. Еще раз повторюсь: у нас масса контролирующих органов, которые могут отслеживать расходование выданных средств. Если говорят, что банкам, мол, это не выгодно, то скажу, что сегодня у нас государство сконцентрировало очень большую часть банковского сектора в своих руках. И оно вполне способно давать кредиты предприятиям под выгодные проценты. Может, они мыслят, как коммерсанты, и ищут, где можно быстро заработать?..
Также нужно тщательно поработать над созданием правильной налоговой политики в отношении среднего и малого бизнеса. Это же очевидно, что поступлений в бюджет не хватает из-за того, что подавляющее большинство бизнесменов платят часть зарплат в конвертах. Для борьбы с этим одних штрафных санкций мало. Никакие административные меры не помогут, пока бизнесу не будет выгодно работать “по-белому”. Налоги нужно снижать до разумных пределов и одновременно повышать наказание за их сокрытие. Поступлений в бюджет, думаю, меньше не станет. Если предприниматели выйдут из тени, если их количество будет расти, то и поступления будут увеличиваться.
Могу это подтвердить примерами из личных общений. Многие бизнесмены говорят: «Мне так уже надоела эта двойная бухгалтерия, надоело что-то скрывать. Я бы с удовольствием, как говорится, платил все налоги и спал спокойно! Но при нынешней системе, если я выплачу все, что требуют, то мне придется просто закрыться». Здесь нужна гибкость законодательства, может, даже экспериментальность.
У нас в стране столько различных институтов – исследовательских, проектных, где масса кандидатов, докторов наук, которые могут и должны заниматься этими проблемами. Но чем они там занимаются на самом деле, если бабушки на базаре лучше них разбираются в экономических проблемах? Неизвестно.
Сейчас многие политики возлагают надежды на инвесторов. Мол, вот придет заграничный дядя с мешком денег и решит все проблемы в стране. Но забывают, что дядя с мешком рассчитывает уехать отсюда с двумя мешками. Никто просто так ничего не дает! И это объективный закон экономики.
Все, о чем я говорил выше, – это сложные процессы, но они определяющие в нашей жизни, и ими нужно заниматься первоочередно. А для того, чтобы процессы заработали, нужно выбирать людей, которые способны двигать эти процессы. Если вам говорят, что от нас ничего не зависит – не верьте. Зависит именно от каждого из нас.
Идя на выборы, не смотрите, у кого дом больше или кто чаще и красноречивей выступает, а думайте, анализируйте, сопоставляйте. Благо, сейчас информации предостаточно. Для примера вспомните Польшу, которая 20 лет назад не могла и близко сравниться с Украиной. Кто ее поднял? Электрик! Лех Валенса не имел ни мощного информационного ресурса, ни сверхвыдающихся экономических способностей, но он был истинным патриотом, и люди ему поверили! Поэтому еще раз повторюсь: идите на выборы обязательно, но не верьте красивым словам, думайте.
Сергей Гавриленко
Залишити відповідь