Земельные вопросы: проекты и перспективы
В 2015 году был сформирован нынешний состав земельной комиссии при Александрийском городском совете. В состав комиссии входят представители всех фракций, кроме партии «Сила Людей». Работа комиссии заключается в рассмотрении земельных вопросов непосредственно перед заседанием исполнительного комитета. При необходимости комиссия выезжает на объект. После на рассмотрение исполкома также вносится корректировка, и перед представлением вопроса на сессию комиссия по земельным вопросам собирается еще раз. То есть каждый проект проходит несколько ступеней согласования и поправок. Возглавляет комиссию депутат Сергей Ракута, представитель фракции БПП.
– Какие вопросы чаще всего рассматриваете?
– Одним из самых популярных вопросов на сегодняшний день является выделение земли в аренду под установку киосков. Сейчас мы предоставляем аренду сроком на пять лет, а не на 49, как это было раньше. Смысл прост. Если киоск имеет нелицеприятный вид – обрисован, поржавел, мы не имеем никаких рычагов влияния на предпринимателя, чтобы заставить привести его в порядок. Потому мы пошли методом краткосрочной аренды. В итоге предприниматель просит продлить аренду, а мы, в свою очередь, рекомендуем облагородить внешний вид киоска. Сейчас готовится проект по киоскам, который предусматривает приведение внешнего вида в один стиль – то есть точки продаж будут в определенных цветах по группам товаров. Это не коснется киосков торговых марок, они, как правило, выдерживают единый, не пестрый, стиль.
Это инициатива мэра. Разработкой проекта сейчас занимается главный архитектор Александрии Татьяна Игнатьева. И как раз при продлении аренды предприниматели должны будут изменить внешний вид своей торговой точки согласно образцам.
– Это касается мелких предпринимателей. А в чем заключается ваша работа с более крупным бизнесом?
– Поскольку на сегодняшний день наполнение городского бюджета возложено на органы местного самоуправления, мы нацеленно работаем в этом направлении. За три года каденции нашей комиссии поступления в бюджет от аренды земли значительно выросли. Но это не из-за того, что увеличены процентные ставки. Мы помогаем предпринимателям выходить из тени в своем бизнесе. Было время, когда некоторые из них всячески искали прорехи в законодательстве и вправду уходили от уплаты налогов. Согласно новым законам, не имеет значения – работает предприятие или нет, хозяин должен платить налоги. У него ведь всегда есть возможность сдать цеха или помещения в аренду. Потому, благодаря качественной работе в этом направлении, 90% предпринимателей Александрии исправно платят налоги и наполняют местный бюджет.
– Какая процентная ставка по аренде земли в Александрии?
– Она не одинакова по всей территории, город условно поделен на зоны. И естественно, цена на окраине или в центре на площади – разная. К тому же, имеет значение вид деятельности и масштабы. Например, кафе или магазины платят 12%, промышленное предприятие – 3% от оценочной стоимости земли. Но бывают ситуации, когда мы можем снизить ставку по просьбе инвесторов, например. Если в перспективе мы видим, что предприниматель обеспечит новые рабочие места, а значит – налоги будут напол-нять бюджет города, мы можем снизить процентную ставку до 1-2%, чтобы дать возможность развиваться. Такая льгота не предоставляется, допустим, на 49 лет, а на короткий промежуток времени. После смотрим, выполняет ли глава предприятия обязательства. Похожая ситуация была по Рудоремзаводу. Когда мы первый раз приехали на завод, он еле выживал, на нем работало до 40 человек. Мы пошли навстречу руководству завода, предоставили арендные льготы, и как результат – предприятие начало набирать обороты. За год завод вдвое увеличил количество рабочих мест. В итоге город только выиграл, поскольку поступления в бюджет выросли.
– А как обстоят дела с другими работающими или неработающими заводами в Александрии?
– Единственным проблемным на сегодня остается «Электромеханический завод», по которому есть задолженность. Все остальные работают и платят отчисления. Либо наращивают обороты по профилю, либо сдают цеха и склады в аренду. Кстати, сейчас тенденция идет к тому, что заводские площади начинают пользоваться спросом. К нам все чаще заходят инвесторы из крупных городов, особенно если имеются хорошие подъездные дороги. Александрия становится интересной для инвесторов еще и потому, что у нас хорошая логистика – мы находимся в центре Украины, потому территориально очень выгодно вести бизнес.
– Помнится, на одной из пресс-конференций с уточнением «не для прессы» мэр города Степан Цапюк говорил о том, что в городе, возможно, появится завод по производству патронов.
– Да, действительно, был такой проект. Производство планировали запустить на базе «Электромеха». Это был госзаказ, хорошие перспективы, но, к сожалению, не было найдено консенсуса с собственником “Электромеханического завода”. Сейчас там идут судебные тяжбы по задолженности.
– А что с землей зольника Александрий-ской ТЭЦ, что возле РЭУ? Там было запланировано строительство завода?
– В начале нашей каденции на эту территорию должен был зайти крупный зарубежный инвестор. Проект, который нам был представлен, выглядел очень перспективно: до трехсот рабочих мест, реконструкция общежития в Октябрьском микрорайоне для рабочих. То, что землю отдали в аренду по символической цене (173,8 грн в год. – Прим. авт.), не случайно. Это как капиталовложение в будущее города. Если инвестор видит комфортные условия, начинает строительство и запуск производства, то город в будущем только выиграет от того, что на начальном этапе снизит процентную ставку за аренду земли. Но по не известным мне причинам реализация проекта не состоялась, работы даже не были начаты. Мы сейчас занимаемся этим вопросом – то есть либо договор будет разорван, либо дадим шанс инвестору реализовать свои обещания.
По поводу маленькой арендной ставки, то это как раз опыт Запада. Если, допустим, взять пример Турции – береговую зону там сдали инвесторам, если по-нашему, за 1 гривну. Предприниматель построил шикарный отель, дал много рабочих мест, количество туристов увеличилось, соответственно – существенно и регулярно пополняется местный бюджет. Это та льготная инвестиция, о которой я говорил. В Европе, кстати, льготы для инвесторов, предпринимателей, работодателей – на государственном уровне, все делается для того, лишь бы только человек начал работать с пользой для бюджета, ведь половину ВВП за рубежом обеспечивают именно мелкий и средний бизнес.
– Как решается резонансный вопрос по «Зеленой усадьбе Дилиева»?
– Установить, кто прав, кто виноват в этой истории может только суд. Вопрос об отмене государственных актов на землю был немного сгоряча подан на рассмотрение исполкома, поскольку это не в компетенции городских властей. Отменить акты на землю, согласно действующему законодательству, может только суд. Дилиев ведь не арендатор, а собственник. Процедура следующая: нужно пригласить областного эксперта, который вправе сделать заключение о целевом или нецелевом использовании земли, потом составить акт, передать в отдел приватизации, юристы которого должны обратиться в суд. И только после решения суда вопрос можно выносить на исполком и на сессию для принятия решения о последующей судьбе этого земельного участка. Вот, собственно, потому, что процедура была нарушена, вопрос и стал резонансным – предприниматель Дилиев стал себя защищать.
Но этот вопрос я знаю немного глубже. Дело в том, что сменить целевое использование земли этот предприниматель и не смог бы, даже если бы очень того хотел. Проблема в том, что у города нет Генерального плана. А без этого документа сделать ничего невозможно. По вопросам официального оформления работников, установки кассового аппарата Дилиевы привели свою работу в порядок и платят налоги. Но больше ничего они сделать не могут. Войти в правовое поле и изменить целевое назначение земли они пока не могут, и это не их вина.
– Почему у города нет Генерального плана?
– К концу года Генплан дол-жен появиться. Дело в том, что он стоит недешево, и для города почти 3 миллиона гривен – а именно такая его цена – немалые деньги. Сначала город делает заявку проектному институту, платит деньги и получает документ, который решает много проблем. По нынешнему законодательству никакая стройка невозможна без проектной документации. Технически – это документ, оформленный в виде карт и схем, который содержит аналитический блок и блок проектных предложений. В проект внесения изменений в Генеральный план входят разработка историко-архитектурного опорного плана, план зонирования территорий, раздел инженерно-технических мероприятий гражданской защиты в мирное время и особый период. Генеральный план является тем документом, на основе которого составляются все конкретные проекты планировки и застройки города.
Те предприниматели, которые сейчас строятся, заказывают зональную, то есть локальную проектировку, как, например, существует план реконструкции парка им. Шевченко возле КСК «Ника» или бывшего здания банка «Надра». Но это дорогое удовольствие, потому решаются не все, большинство ждут Генплана.
– А что будет в бывшем помещении банка «Надра»? И что значит вертолет на крыше, который изображен в проекте?
– Реконструкцию здания ведет ООО “Колос”, которое выкупило помещение в 2016 году. В здании планируется создать логистический центр для аграриев: для обучения, обмена опытом и проведения других мероприятий аграрного направления. По поводу вертолета точно сказать не могу. Вполне можно предположить, что это посадочная площадка для легкомоторного судна, но это лишь догадки.
Для справки. Генеральный план Александрии был разработан 48 лет назад, но он безнадежно устарел, хотя до сих пор является официальным документом. Последний раз попытка разработать новый Генплан предпринималась в 2013 году. Тогда этот проект был включен в программу «Центральный регион-2015» и должен был финансироваться из Государственного и местного бюджетов. Ориентировочная стоимость работ тогда составляла порядка 1 млн грн. Но планам не суждено было сбыться.
Ирина Кошкина
Залишити відповідь