9.03
2017

Юбилейная история

Рубрика: Новости. Автор: Lena

    1 марта завод «Автоштамп» отметил свое 40-летие. В этот день 40 лет назад вышел приказ Министерства электротехнической промышленности СССР об открытии в городе Александрии предприятия по производству специального технологического инструмента, оснастки и металлоизделий. Именно эту дату принято считать днем рождения завода, ставшего впоследствии одним из самых известных предприятий не только в нашем городе, но и во всей Украине. Судьбы тысяч александрийцев переплелись с непростой судьбой этого предприятия. И конечно же, все горожане помнят амбициозный заводской проект под названием “Комбайн «Лан»”.

   Вспомнить времена славных подъемов и падений нам помог человек, 39 лет отдавший заводу и стоявший у истоков всех его начинаний и разработок. Сергей Иванов пришел на завод молодым специалистом в 78-м и прошел все ступени от мастера токарных автоматов до 1-го заместителя директора, главного конструктора, и. о. главного инженера. Сегодня его считают одним из самых авторитетных специалистов в области сельскохозяйственного машиностроения страны.

   В годы Советского Союза лозунг «Родина сказала “надо”!» воспринимался буквально – ложись костьми, а задание выполни. И если стране нужны были металлоизделия, то предприятие должно было вступить в строй любой ценой и в кратчайшие сроки. Так как собственная база была только в проекте, было принято решение арендовать цеха Александрийского кирпичного завода, а параллельно строить собственные корпуса. Уже к концу 1977 года в эксплуатацию было введено 3 тысячи квадратных метров производственных площадей. Здесь были собраны лучшие инженерные “мозги”, благодаря которым „Автоштамп” быстро вышел в лидеры отечественной машиностроительной промышленности.

   В 1988 году, с приходом на предприятие нового директора – Виктора Саенко, началась самая известная глава заводской истории. Сначала завод взялся за производство мельниц. В начале 90-х годов освоить их выпуск предложил Кировоградский обком партии.

   – Освоение шло тяжело, оборудование для производства, как и технологии, были старыми, – рассказывает Сергей Николаевич. – Начали думать: что делать? Наш директор был “голова”, и на одной из сельхозвыставок он увидел привезенную из Владикавказа итальянскую мельницу. Мы забрали ее, разобрали до последней гайки, сделали чертежи и за год запустили производство. Для завода это было удивительное время – вокруг рушилась экономика, останавливались производства, а «Автоштамп» процветал.

    В 1996 году началась эпопея под названием „Лан”.

   – Не знаю точно, как именно и у кого первого появилась идея с комбайном, но разговоры о его производстве начались сразу после приезда на наш завод делегации одного Днепропетровского предприятия, входившего, как сегодня говорят, в круг интересов Юлии Тимошенко. В те годы я уже работал на должности главного инженера и директора производства, так что знаю всю историю «Лана» изнутри.

    За основу мы решили взять немецкий комбайн «Доминатор-108», опытный образец которого нам отдал работавший в то время главным инженером «ЭТАЛа» Григорий Пивняк. Конечно, это был “передир” по примеру китайцев, и к нам даже были какие-то претензии по авторским правам. В 1998 году на выставке в Киеве к нам подходили немцы и говорили, что, мол, машина-то их. На что Саенко ответил: «А что тут ваше? Где? Мы сами все сделали». На том претензии и закончились.

   – Если бы мы даже захотели повторить все точно, то это не удалось бы, – говорил в свое время.

    Виктор Митрофанович. – Использование только одного украинского дизеля на 80 процентов меняет конструкцию комбайна: другие бункеры, другие приводы. Я не считаю, что фирма «Клаас» предъявит нам какие-то претензии. Однако мы сами заинтересованы в установлении с фирмой «Клаас» деловых отношений: не исключено, что много узлов мы будем покупать у них»…

   В начале 1997 года был основан концерн “Лан”. В его состав вошли: ЗАО “Автоштамп”, НПО “ЭТАЛ”, АО “Вира-Сервис”, АО “Полиграфтехника”. Общее количество работающих в концерне было порядка 7000 человек. Была налажена большая кооперация приблизительно с 45 украинскими предприятиями. Сегодня это покажется фантастикой, но на заводе сумели за год с нуля наладить производство.

   – В марте первый лист металла лег на разработку, а 31 декабря вышла первая машина, – продолжает Иванов. – Помню, никаких помпезностей, перерезаний ленточек не было – приехал только кто-то из областного руководства с букетом цветов.

     Нужно сказать, что тогда мы горели на работе, нас неделями не видели наши семьи, а мы спали по несколько часов прямо в цехах и кабинетах. Кстати, как раз в то время впервые проявились лучшие качества нынешнего мэра Степана Цапюка как менеджера и руководителя – он работал тогда коммерческим директором предприятия.

  Первые 10 комбайнов были оснащены двигателями от БМП и показали свою полную непригодность для таких машин. Еще 20 двигателей от «Вольво» тоже не подошли – слишком сложные, напичканные электроникой. Нам нужно было что-то попроще, понадежней, поэтому мы выбрали финский двигатель «Валмет». Всего было выпущено 126 «Ланов», 50 из которых до сих пор работают в сельских хозяйствах Украины.

   Здесь возникает главный и неоднократно задаваемый вопрос: почему за таким славным стартом пришел такой печальный финиш?

   – Можно ли за три года создать «Мерседес» или, как в нашем случае, комбайн типа «Джон Дир»? – отвечает вопросом на вопрос Сергей Николаевич. – Для этого нужны десятилетия и миллиардные вложения. Да, была прекрасная задумка, был энтузиазм, азарт, был разработан отличный проект, но не было главного – финансовых вливаний, а государственная под-держка осталась только на словах. Мы сумели сделать замечательный старт, но что дальше? Сегодня уже ни для кого не секрет, что для получения государственного финансирования руководству концерна было предложено сделать огромный “откат” в Министерство сельского хозяйства, на что Виктор Митрофанович и представители концерна не пошли.

   Наша техника продавалась в лизинг, поэтому вскоре мы столкнулись с нехваткой оборотных средств. Появились задолженности, и начали рушиться внутренние экономические связи. В это же время вместо помощи от государства мы получили “нож в спину” – западные производители через своих лоббистов в руководстве страны активно продвигали свою технику. Будь на то время государственная поддержка, мы сумели бы довести модель до совершенства и нашли бы свою нишу на рынке…

   Насчет сегодняшнего дня и производственных перспектив Сергей Николаевич сдержанно оп-тимистичен.

   – Что происходит в стране с экономикой, рассказывать не нужно – это видят все, – говорит он. – Но есть здесь еще и мина замедленного действия. Даже если произойдет прорыв в экономике, ее некому будет поднимать! Сегодня основной костяк рабочих и ИТР – это люди пенсионного возраста. У нас на предприятии единственный специалист-термист, которому уже 70 (!) лет. Если уйдет он и остальная “гвардия” опытных специалистов, то заменить их будет некем.

    Сейчас все хотят быть менеджерами или юристами, а рабочие специальности не в почете даже при довольно приличной, относительно средней по городу, зарплате. Чтобы выучить по профессии, а, главное, научить работать, нужны годы. А так как сегодня никто не учится на токаря или шлифовщика, то через несколько лет работать будет некому.

   Из положительных моментов последних лет Иванов назвал то, что с этого года государство впервые начнет возвращать 15 % стоимости сельхозоборудования отечественного производства. Это позволит стимулировать фермеров покупать украинский товар, а производителям – расширять производство.

Сергей Гавриленко

Один комментарий

  • Анонім пишет:

    Довелось и мне отмечать даже 50-ти летие(!) градообразующих предприятий входящих в единый производственный комплекс по добыче, транспортировке, пеработке и использованию бурых углей нашего б/у бассейна. ..Там все сейчас сравняли “под бульдозер”…
    ” У Советской Власти, сила велика” – пелось в известной песне. Оказалось только создавать! Разрушать – нашлась более сильная сила…
    У Автоштампа 40-к(!), осталось еще 10-ть, до полувекового юбилея.
    Не покидает надежда, авось все “бульдозеры” сломаются, чтоб не продолжили своё гнусное дело.

    Мне нравится! Thumb up 0

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень