Возвращение в небо
В последние десятилетия александрийскую воинскую часть журналисты посещали в основном лишь по праздникам, вспоминая ее героическое прошлое, либо в связи с трагическими событиями, когда по тем или иным причинам гибли ее летчики. Судя по дырам в заборе и на крышах казарм, отношение к военным было, мягко говоря, не самое лучшее. Сами летчики признаются, что долгие годы сидели у разбитого корыта. Все изменилось в последние два года и теперь говорят, что желающие попасть на службу в часть чуть ли не лезут через тот же забор. Мы тоже решили посетить часть и узнать, чем живут сегодня александрийские летчики.
На фото слева направо: младший лейтенант Игорь Александрович Орел, полковник Юрий Михайлович Криндач, полковник Виталий Владимирович Бульдович, лейтенант Владимир Борисович Горошко.
Если театр начинается с вешалки, то воинская часть – с контрольно-пропускного пункта. На КПП воинской части № 2269 Национальной гвардии Украины корреспондент “ОТ” никаких изменений не обнаружил, разве что бесконечное движение людей в форме свидетельствовало о бурной деятельности.
– У нас служба начинается со столовой, – то ли в шутку, то ли всерьёз сказал заместитель командира части по работе с личным составом полковник Юрий Криндач.
Действительно, такой завтрак трудно пропустить: на столе к чаю предлагались блинчики, масло, яйца, колбаса, сгущенка. (Коль речь зашла о питании, то нужно вспомнить и об обеденном меню, которое предлагалось в тот обычный полетный день нацгвардейцев: салат, рыба, сало, ватрушки, варенье, на выбор два вида первого и три второго! В свежеотремонтированной столовой на аэродроме все сияло чистотой, а столы были сервированы по- ресторанному. Кто служил, тот поймёт искреннее удивление автора этих строк).
– Усиленное питание – это не прихоть, а одно из главных условий успешного выполнения заданий, – “успокоил” меня Криндач. – Бывают вылеты, после которых пилотов можно “выжимать”, как тряпки.
Чтобы ничего непредсказуемого не происходило в небе, каждый полетный день начинается с предполетных указаний. Командир части ставит задачи личному составу, командиры подразделений и ответственные лица докладывают о готовности техники и пилотов. Здесь же весь личный состав сверяет время до секунд, а весь процесс записывается на диктофон. После указаний проверяется даже качество записи, ну а разборы полетов проводятся после выполнения заданий. Не знаю, как обстояли дела с безопасностью полётов раньше, но теперь это похоже на возведенные в ритуал установки. Некоторые операции дублируются и контролируются троекратно. В дни полетов на аэродроме от части постоянно дежурят экипаж медицинской помощи и пожарной команды. А ещё в постоянной готовности стоит машина наземной поисково-спасательной группы.
– Главное для пилота – практика полётов, – говорит Юрий Михайлович. – Одно дело теория и тренажёр, а другое – реальность. Здесь в критической ситуации можно вмиг растеряться и забыть все, чему учили на земле. Поэтому мы учим молодёжь хладнокровно работать в любых ситуациях. Уровень мастерства достигается, в частности, умением не только управлять по приборам, но и “вслепую” знать их расположение и умение с ними работать.
От 80 до 90 % летчиков и технического персонала – это молодёжь, выпускники Кременчугского летного колледжа и Криворожского колледжа Национального авиационного университета. Чтобы обучить пилота нужно, 2-3 года, а чтобы он стал асом неба – нужны десятилетия. Ещё в подготовку опытного пилота нужно вложить миллионы гривен. Например, одного только горючего на час полета нужно 800 литров. И это не считая затрат на содержание огромной структуры подготовки и обеспечения полётов и всего с ними связанного.
Сегодня выпускники гражданского колледжа из Кременчуга охотно идут служить по контракту в нашу часть. Контракт заключается на 5 лет, даёт возможность получить звание младшего лейтенанта, возможность дальнейшей учёбы по военной специальности и карьерного роста…
В подтверждение слов, сказанных в начале рассказа об отношении к военным, Криндач вспоминает годы, когда в летной книжке в графе налетов значилось 18 минут… за год. Сегодня летчики летают в разы, в сотни раз больше. Летают всегда и везде. На собственной базе отрабатывают десятки различных задач в любое время дня и года и в любую погоду. Вылетают на различные задания и учения по всей Украине.
– Главное, что сегодня у летчиков появилась мотивация, а с ней и целеустремленность, – отмечает мой провожатый. – Они знают, кому и зачем служат. Они просто рвутся в небо. Есть такие, что, как говорится, хватают все на лету. Например, нашему пилоту – младшему лейтенанту Игорю Орлу – 22 года, а он уже командир экипажа, самостоятельно выполняет самые сложные задачи. К тому же, государство в последние два года кардинально изменило отношение к военным. Сами видите, какое питание, снабжение.
Это правда, даже визуально изменения налицо: после последнего посещения аэродрома лет десять назад здесь многое изменилось и даже помолодело. Взять хотя бы новые деревья, дорожки, выложенные плиткой, новенькую столовую и умывальники, ремонты, идущие во многих помещениях. В последние два года и местные власти стали активно помогать летчикам. Особую благодарность авиаторы выражают мэру города Степану Цапюку за его постоянную помощь и отзывчивость в наше нелегкое время. По его инициативе совсем недавно капитально отремонтировали дорогу к аэродрому. Если раньше от части до аэродрома добираться приходилось полчаса по сплошным выбоинам, то теперь и 10 минут хватает…
В канун Дня авиации – 27 августа – александрийские летчики открыли современный компьютерный класс для подготовки пилотов. Оборудование стоимостью в 200 тысяч гривен – от кременчугской фирмы ООО “Хелитрейнинг Украина”. Это первый и пока единственный подобный класс в военной авиации Украины. Теперь молодые летчики смогут моделировать любые ситуации, возможные во время полета, а техники – изучать узлы и механизмы вертолетов. Также на территории части строится новая современная спортивная площадка. Средства на ее строительство в сумме 600 тысяч гривен выделены из областного бюджета. Этот проект осуществляется как шефская помощь авиаторам Александрии. Открытие площадки планируется на 14 октября.
Служить в нашей воинской части сегодня стало престижным не только из патриотических соображений, но и материальных – зарплата, в зависимости от выслуги лет, должности, звания – от 7 до 17 тысяч гривен. Где у нас в городе нормальному здоровому мужику найти такую работу?
Главный вопрос – на чем, собственно, летают летчики? Оказывается, на старых МИ-8, производства, как у нас сегодня говорят, страны агрессора. Как бы ни убеждало нас руководство страны, рассказывая устами министра МВД Арсена Авакова о поставках новых вертолётов, это всего лишь модернизированные “МИшки” 60-80 годов. И это не секрет – такой информации полно в свободном доступе в Интернете. Собственно, какую технику можно ожидать, когда в стране разруха, а авиастроители дошли до ручки, отдавая китайцам отечественную гордость – “Мрию”, собранную, кстати, ещё при СССР?..
Тем не менее наши летчики любят свой проверенный и надёжный МИ-8. Ничего лучшего в мире ещё не придумали – говорят они. Машина прошла, как говорится, и Крым, и Рим, и Афган, и Чернобыль. Простота и надёжность – это главные аргументы в пользу вертолётов серии МИ. Их сотню раз модернизировали, каждая из машин прошла не один капремонт, но служит верно и преданно.
Будет ли когда-нибудь в Украине собственное вертолетостроение – это вопрос скорее риторический при таком отношении к отечественной экономике, но собственные двигатели уже начали собирать на запорожском АО “Мотор-Сич”. Их ставят на МИ-8, и отзывы пилотов самые положительные.
Сегодня, как говорилось выше, главная задача руководства части – это обучение молодой смены. Опытных инструкторов мало, поэтому нацгвардейцы честно признались, что приходится идти на уловки. Так, недавно “переманили” двух опытных армейских специалистов. И ещё мечтают, чтобы в часть поставили МИ-2. Летчики говорят, что кто летал на МИ-2, тому любая техника под силу…
До посещения воинской части я думал, что в небе над нами пусто, но оказалось, что это не совсем так. В последние годы появилось много частной летной техники, значительно чаще стала летать военная авиация.
– Вы ошибаетесь, если думаете, что в небе пусто, а мы летаем по прямым линиям, – говорит диспетчер – прапорщик Лариса Вигура. – В воздушном пространстве сегодня много чего летает, и здесь все регламентировано и расписано поминутно и покилометрово. Прямые “коридоры” авиадиспетчеры дают в исключительных случаях. Так было, например, несколько лет назад, когда александрийскому мальчишке отрезало пальцы и его нужно было срочно доставить в Киев на операцию. Тогда мы по времени справились за час с небольшим. А вообще наш показатель от команды на вылет до подъёма машины в воздух – 20 минут. Это очень высокий показатель, которого мы достигли, когда несли дежурство по линии МЧС, выполняя их задачи. Мы и на пожары вылетали, и рыбаков со льдин снимали. Да что только нужно было – жаль, что сегодня нет такой практики. Наши летчики могли бы принести немало пользы.
Еще одна важнейшая служба аэродрома – метеорологическая. Для нас, гражданских лиц, погодная сводка – это “холодно” или “жарко”, а для пилота – это вопрос жизни и смерти в прямом смысле слова.
– Метеоролог – это, если хотите, ремесло, которое нужно осваивать годами, – рассказывает майор Юрий Бондарчук. – Мало изучить погодные сводки и сопоставить с нашими собственными – их нужно проанализировать и дать заключение, от которого зависит судьба экипажа. И даже самый лучший синоптик в мире не даст по нашему региону более точного прогноза, чем мы. У каждой местности есть своя специфика, которая изучается и фиксируется десятилетиями. Все это анализируется и применяется соответственно к каждой сегодняшней ситуации. В наши обязанности входит не только непосредственно погода, но и явления, которые могут быть опасными для полётов. Например, мы ежечасно делаем визуальный осмотр, определяем допустимую видимость, следим за перелетами птиц и даём рекомендации, как избежать столкновения…
В заключение рассказа еще одна новость от наших летчиков. Ко Дню защитника Украины (14 октября) на территории воинской части откроется необычный музей. Его экспонаты будут размещаться в вертолете МИ-6. Он отслужил сорок лет и все последние годы стоял на аэродроме. А недавно его доставили с аэродрома в часть. Это была целая операция с участием МЧС, полиции и коммунальных служб. Чтобы провезти по улицам города эту махину, пришлось ее частично разобрать, а там, где платформа не могла “прогнуться” под проводами городских коммуникаций, их обрезали, а потом восстанавливали.
Главной изюминкой летного музея будет то, что все внутренности вертолета восстановят – их можно будет пощупать, покрутить и ощутить себя пилотом за штурвалом легендарной крылатой машины.
В день посещения аэродрома хотелось все и всех фотографировать, но это не то что категорически запрещено, а не приветствуется. Фотографировать летчиков желательно только после завершения полёта. Это как негласное правило и как обязательное пожелание, чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок.
Мы же традиционно пожелаем нашим летчикам чистого неба и доблестной службы на благо отечества.
Сергей Гавриленко
Залишити відповідь