Станции Користовка – 150 лет
150 лет назад, благодаря строительству железнодорожной колеи Одесса-Харьков, а точнее – участка Елисаветград-Крюков, была построена железнодорожная станция Протопоповка, позже переименованная в Користовку. Восьмого октября 1869 года через станцию пошли поезда.
Свидетель многих событий
В статье «Ювілей станції» в газете «Ленінський прапор» от 10.10.1969 года учитель Протопоповской средней школы М.Куйовда писал: «В начале 1863 года было создано акционерное общество, которое начало строительство Одесско-Балтской железной дороги. Строительство длилось более двух лет, и 3 декабря 1865 года было открыто движение поездов от Одессы до Балты. А через три года пошли поезда от Балты до Елисаветграда. Восьмого октября 1869 года на участке Елисаветград – Крюков через только что построенную станцию Користовка прошел первый поезд. Сначала станция называлась Протопоповкой, по названию самого близкого села. Позднее на Российской железной дороге появилась еще одна станция с таким же названием. Это привело к путанице – нередко грузы попадали не по назначению. Тогда в конце 1880-х станцию Протопоповку переименовали в Користовку – по названию более отдаленного села.
В конце ХІХ века началось, а 5 января 1901 года закончилось строительство железнодорожной колеи Користовка-Пятихатки. Тогда наша станция расширилась и превратилась в узловую. На ее территории выросло депо, жилые дома, увеличилось количество колей. Станция была свидетелем многих событий, а железнодорожники – их участниками. В октябре-декабре 1905 года здесь прошли три забастовки, на которых с пылкими речами выступали активисты, призывая к борьбе рабочих и крестьян. В феврале 1919 года тут шли жестокие бои – полк Красного Казачества под руководством Виталия Примакова освободил Користовку от петлюровцев.
Из Користовки на фронт отправились первые полки Конной армии. Отсюда шли телеграммы в ставку о разгроме григорьевцев и других контрреволюционных объединений. В 1920-ом дважды останавливался агитпоезд «Октябрьская революция», возглавляемый М.Калининым и Г.Петровским.
Железнодорожники постоянно помогали местным жителям. В 1922 году с разрешения управления железной дороги на втором этаже станции открылась семилетняя школа.
6 июля 1941 года вражеские самолеты начали бомбардировать станцию. В годы войны она была разрушена, а в 1956-ом отстроена. В 1962 году электрифицирована, а позднее оборудована автоматической централизованной сигнализацией. Построены сортировочная площадка для разгрузки вагонов, склады хлебоприемного пункта, дома, магазины, клуб»…
Многие студенты уезжали из родной Александрии на учебу именно со станции Користовка. Она же их и встречала по возвращении домой.
Трагедия в 86-ом
А 6 ноября 1986 года в 3.02 ночи здесь произошла одна из самых страшных трагедий – лобовое столкновение пассажирского поезда № 635 «Кривой Рог – Киев» и скорого поезда № 38 «Киев – Донецк». Крушение считается одной из самых крупных железнодорожных катастроф советского времени, в нем погибли 44 человека, около сотни получили ранения (из них 27 – тяжелые).
В ту ночь, накануне празднования 69-ой годовщины Октябрьской революции, поезда «Кривой Рог – Киев» и «Киев – Донецк» были забиты до отказа. Все ехали домой или в гости на праздники. Многие не могли достать билеты и покупали их втридорога у перекупщиков. Пассажирский поезд № 635 «Кривой Рог – Киев» шел под управлением локомотивной бригады в составе 45-летнего машиниста Александра Галущенко и его 26-летнего помощника Анатолия Шишки. Локомотивных бригад в депо не хватало, и в очередной рейс Шишка отправился не выспавшимся. Сначала поезд вел машинист Галущенко, затем он доверил управление Шишке, чтобы тот прошел практическую обкатку на получение прав управления электровозом. Шишка ехал несколько последних поездок помощником. Дальше он должен был выходить в рейс самостоятельно как машинист.
Во время прибытия на станцию Користовка помощник машиниста после проследования входного светофора с двумя жёлтыми огнями снизил скорость движения до 30,7 км/ч, а затем потерял бдительность. Дежурная по станции утверждала, что диспетчер дал команду первым пропустить скорый «Киев – Донецк», а машинисту 635-го она трижды давала команду следовать до маршрутного светофора. На вызовы дежурного по станции по радиосвязи и на сигналы локомотивная бригада не реагировала, в результате был допущен проезд маршрутного светофора с запрещающим сигналом и выход на маршрут встречного поезда.
Скорый поезд № 38 «Киев – Донецк», следовавший по Користовке без остановки, вела локомотивная бригада депо станции им.Тараса Шевченко. Когда на входном светофоре на секунду загорелся желтый, машинист сбросил скорость до 50 км/ч, следующий, маршрутный, светофор скорый проследовал со скоростью около 40 км/ч. Локомотивная бригада заметила, что с 3-го пути заходит поезд. Когда свет прожектора встречного локомотива не отклонился, машинист понял, что идут лоб в лоб и применил экстренное торможение. Но это не спасло от лобового столкновения.
Пассажиры 38-го скорого практически не пострадали, в отличие от 635-го. Подавляющее большинство погибших и раненых были из второго (с головы поезда) общего вагона, в котором ехало 138 человек. Люди гибли семьями, трупы из вагонов доставали десятками. Раненых доставляли в больницы Александрии.
Уголовное дело под контролем Генеральной прокуратуры СССР было расследовано в короткие сроки. Материалы следствия составили 11 томов. Дело о крушении рассматривал на выездном заседании Верховный суд УССР, процесс был открытый. Подсудимые, машинист А. Галущенко и помощник машиниста А. Шишка, признали свою вину полностью, в частности показали, что оба заснули на рабочем месте. 27 декабря 1986 года был оглашен приговор: машинисту 15 лет, помощнику (учитывая, что на его иждивении находятся двое детей) 12 лет лишения свободы в ИТК общего режима. Кроме того, Верховный суд УССР постановил взыскать с подсудимых в равных долях 348 645 рублей ущерба. Позже решением Пленума Верховного суда УССР эта сумма была уменьшена.
Что осталось за кадром
Имеются сведения, что в материалы следствия не попали некоторые важные обстоятельства. Дежурная по станции Користовка, учитывая опоздание скорого № 38, подготовила маршрут 635-му, решив, что успеет его принять (об этом свидетельствует кратковременное появление желтого сигнала на четном входном светофоре). Потом маршрут срочно пришлось переделывать назад, но было уже поздно… После столкновения дежурная по станции пыталась сброситься с моста, но ее удержали. Учитывая, что у нее было трое детей, дежурный работник СЦБ отмотал счетчик переключений сигналов. Таким образом, все было подстроено так, что якобы бригада 635-го проигнорировала красный свет. Кроме того, по сообщениям очевидцев, небрежность расследования усугубили неопытные и неквалифицированные эксперты из московских институтов.
Машинист А. Галущенко отбыл семь лет заключения в колонии общего режима в Изяславе Хмельницкой области. После условно-досрочного освобождения он работал в депо ст. им. Тараса Шевченко мастером и в разговорах о крушении отрицал, что в той поездке спал. В декабре 1986 года о крушении были публикации в газетах «Известия» и «Гудок». Сообщения были краткими, истинные масштабы катастрофы не раскрывались…
Станция Александрия
В Александрии железнодорожная станция, по информации пресс-центра Одесской железной дороги, появилась на 32 года позже, чем в Користовке – она открылась в 1901 году. Для более быстрой доставки грузов из Приднепровья и Донбасса в западные регионы страны усилиями Харьковско-Николаевской и Екатеринославской железных дорог была проложена 70-километровая ветка от станции Користовка до станции Пятихатки. Первой станцией на новом участке пути стала Александрия. Введенная в эксплуатацию в 1901 году, она отличалась вокзалом, построенным по индивидуальному проекту. На станции грузили зерно, сельхозпродукцию, лес, керосин, бакалею. Грузовой станцией 2 класса Александрия стала в 1931 году, кроме того, через нее транзитом проходило до 50 пар поездов за смену. Во время Второй мировой войны станция была разрушена, уничтожен вокзал, серьезно пострадала водокачка. После войны удалось быстро восстановить только одну колею, полностью же инфраструктура была обновлена в 1951-ом. А в августе 2003 года в Александрии торжественно открылся новый железнодорожный вокзал….
Елена Карпачева
Залишити відповідь