12.07
2016

Имя скульптора Ивана Рудника широкой общественности Александрии, возможно, и неизвестно. Но стоит назвать его самую знаменитую работу, и вам сразу покажется, что вы знаете его много лет. Иван Васильевич – автор скульптурной композиции «Девушка с дельфинами», которая украшала фонтан в сквере около плавательного бассейна. Уже лет 15, как ее нет, и никто не знает, куда она пропала, но ее до сих пор помнят, любят и называют лучшим изваянием в Александрии. Она была изящной, легкой, динамичной, сделана с душой.


Несколько лет назад Иван Васильевич принял участие в объявленном мэром конкурсе на лучший эскиз памятника основателю Александрии Григорию Усику, которого часто в народе именуют просто Казаком Усом. Эскиз Рудника тогда подвергли жесткой критике в прессе (по мнению многих – незаслуженно), скульптуру якобы поручили изваять профессионалу из Черкасс, говорилось даже о выделении из городского бюджета 250 тысяч гривен на эти цели. Но – не сложилось. И памятник Казаку Усу до сих пор остается лишь идеей, о которой напоминает камень, заложенный на месте его предполагаемой установки в сквере им.Ю.Кравченко возле городского обрядового центра.
А Иван Васильевич продолжает заниматься любимым делом. Сейчас его работы представлены в экспозиции выставки «Любимый город» в галерее «Vash ART», которая по иронии судьбы расположена на улице Григория Усика (бывшей Красноармейской). Это эскизы памятников – усовершенствованный Казак Ус, богиня Ника и Флора – молодая женщина на шаре, которую Рудник предлагает установить на месте украденной «Девушки с дельфинами». Пользователи сети отметили, что у девушек не женские лица. Но, во-первых, это еще как посмотреть – мне, например, Ника похожа на английскую королеву Елизавету II. А во-вторых, это ведь только эскизы. Мы не знаем, какой была в эскизе «Девушка с дельфинами», но оригинал вышел очень гармоничным и женственным.
Сам скульптор критику воспринимает адекватно. О Казаке Усе говорит: эскиз тогда делал быстро, информации о персонаже было мало, не знал, что реестровые казаки не носили пистолетов и у них не было «оселедцев». Но все можно было доработать. В этом помог бы старый друг Рудника – известный киевский скульптор Николай Билык, автор памятника Мазепе в Полтаве. Обновленный эскиз, представленный на выставке в галерее, внешне похож на проживающего в Александрии казака Ивана Забабаху. А установить памятник (если в этом заинтересована местная власть) автор предлагает на Соборной площади – не на месте снесенного монумента Ленину, а ближе к зеленой зоне, симметрично Кресту, или на Европейской площади – недалеко от мемориала погибшим в Афганистане.


Иван Рудник – самоучка. Рисованием увлекался с детства. Профессиональное образование получить не удалось – несколько раз поступал в художественные вузы в Киев и Харьков, но не прошел по конкурсу. Во время поступления подружился со скульптором Виталием Шишовым, который помог Ивану выйти на более высокий уровень. С 1976 по 1980 год Рудник, до этого трудившийся электромонтажником, стал работать оформителем в ДК «Светлопольский». Заочно учился в Московском народном университете искусств. Позже был командирован военкоматом в Германию – оформителем в Дом офицеров, лепил барельефы Ленина и 15 Героев Советского Союза.
В Александрию уроженец Черкащины приехал за женой. Кстати, благодаря жене Рудник и увлекся скульптурой. До этого рисовал карандашом, масляными красками. Надежда Ивановна родом из села Цветного Александровского района Кировоградской области, где испокон веков процветал гончарный промысел. В скульптуре Иван избрал самый сложный жанр – портретный.
Жена всегда поддерживала увлечение мужа, даже во времена безденежья, когда супруги трудились на заработках отделочниками. Сейчас рядом с их квартирой – маленькая мастерская, где Иван Васильевич работает над портретом соседки-выпускницы Медучилища. Два сына Рудников по стопам отца не пошли, хотя старший окончил художественную школу.
Любимая александрийцами скульптура «Девушка с дельфинами» была установлена в 1990 году. Иван Рудник тогда работал в кооперативе. Его идею установить композицию на фонтане у бассейна поддержали директор «Дельфина» и руководитель объединения «Александрияуголь». Скульптор составил смету, предоставил эскиз, ему выделили материалы. Скульптура была бетонная и покрыта медью. Изготовлена в Александрии – в теплицах в Октябрьком микрорайоне. Работа длилась год. Все фигуры отливались отдельно и крепились арматурой, приваривались к шару. Моделью была молодая девушка лет 20, позировала недолго и одетой. Рост девушки в скульптуре – 175 см. Торжественного откры-тия не было, устанавливали ее без участия автора. Простояла «Девушка с дельфинами» 11 лет. Потом фигуры стали исчезать по одной, остался только шар, с которого оббили медь. Кстати, за работу скульптору заплатили совсем немного, хотя композиция была оценена в 16,5 тысяч советских рублей – на то время стоимость двух автомобилей. Заказ был оформлен на кооператив, который распался, поэтому автор не мог предъявить своих прав и требовать денежной компенсации. Но больше всего было обидно, когда скульптуру разрушили и разворовали – хоть и не заплатили, но пусть бы стояла.
Кстати, еще одна известная работа Рудника – повар, который раньше стоял возле кафе «Смак», а теперь – у палатки в сквере у городского Дворца культуры. Иван Васильевич говорит – если поступит заказ, готов выполнить для города любую скульптуру или памятник.
Казака Уса, по его словам, лучше отлить из бронзы. Работа эта не дешевая и будет проводиться под консультированием профессионального скульптора Николая Билыка, а детали – проработаны до мелочей. Материалом для скульптуры мог бы послужить снесенный бронзовый Ленин с центральной площади – половину бронзы, из которой он отлит, можно использовать для скульптуры, а другую половину продать – и хватило бы на оплату работы. У Рудника есть эскиз: рядом со скульптурой Казака стоит камень (который сейчас лежит между 17-ой школой и детским садом № 39), на нем высечена дата основания Александрии.
В городе остается все меньше памятников. Если и появляются новые – в основном, погибшим и жертвам. А нужно, чтобы были и исторические, и посвященные знаменательным событиям – жизнь не стоит на месте, нельзя зацикливаться только на трагических страницах истории.
После выставки в галерее, которая открыта для посетителей до 22 июля, Иван Рудник планирует разместить в Интернете фото с видами города, на которые наложены эскизы его памятников – где можно установить скульптуры. Интересно, что по этому поводу скажут александрийцы.

Елена Карпачева

Залишити відповідь

Войти с помощью: 

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Олександрійський тиждень

Олександрійський тиждень