Скандальная история
Об этой истории знают в городе многие, мнения о ней самые противоречивые, поэтому я никак не мог определиться, с какого конца к ней подойти, да и сейчас, честно говоря, однозначной позиции нет. Мне говорили: «Зачем оно тебе надо – лезть в эту историю, там сам черт ногу сломит, пока разберется кто прав, кто виноват». Но конфликт уже вышел за рамки не только класса и школы, но и дошел до обращений к Президенту и Верховной Раде. А сейчас рассматривается в Александрийском горрайсуде. Вот и 3 октября должно было состояться очередное заседание, но не состоялось по причине отсутствия ответчика.
Суть иска такова: учитель одной из александрийских школ – Оксана Ж. – требует суд защитить ее честь и достоинство от матери ученика школы – Лилии С. Мы не называем фамилий участников истории. Почему? Узнаете, если наберетесь терпения дочитать статью до конца.
Все началось осенью прошлого года с того, что мама одного из учеников высказала претензии школьному руководству и обвинила классного руководителя сына в том, что та заставляла мальчика оставаться после уроков и проверять домашние задания учеников класса, дежурить, а если конкретно – мыть полы без разрешения родителей. Вместе с этим на странице «ВКонтакте» она обнаружила снимки классного руководителя, которые, по ее мнению, аморальны и недостойны звания учителя. Разразился долгий скандал.
– Мой Миша, ученик 5-го класса, круглый отличник, у него 26 грамот, но он болеет, и ему нельзя давать нагрузки, как обычным ученикам, – говорит Лилия С. – У него вегетососудистая дистония, аллергия, зрение – 0,7, давление 70/40. Об этом имеются справки, и это хорошо известно учителям. Как, по-вашему, я должна была реагировать, когда застала сына, возящегося без перчаток в грязной воде? Вдруг там туберкулезная палочка? А у сына нет прививок, так как ему их нельзя делать из-за болезни. После того случая нам пришлось обращаться к невропатологу, так как лицо сына перекосило на левую сторону – об этом нервном срыве есть справка от врача.
Это то, что касается непосредственно моего сына, но есть нарушения и более серьезные. Начну с анкеты, которую раздавала классный руководитель на школьном собрании родителям учеников. Вот, читайте ее пункты: «Який прибуток отримує сім’я у рік?», «Чи вважаєте ви за доцільне допомогти фінансово у розвитку школи?», «Яка сума вас влаштовує для що- місячного збору грошей школі?»…
Понятно, что никакого состава преступления в такой анкете нет: не хочешь заполнять – не заполняй, но все же есть понятия этики. И сам этот документ как бы уже обязывает к каким-то действиям. И если ты выскажешься против, то на тебя ополчатся другие родители, мол, если все сдают деньги, то чем ты лучше?
Как известно, еще в 2013 году городской голова Степан Цапюк запретил какие-либо благотворительные сборы и пожертвования, – продолжает Лилия С., – и учительница заяляет, что никаких денег не собирала, но вот ее пояснительная записка директору школы, где черным по белому написано: «1 вересня 2015 року на зустрічі з батьками я озвучила прохання про посильну фінансову допомогу на адресу школи у зв`язку із заміною вікон». Тут хочу уточнить, что перед началом того учебного года из местного бюджета были выделены средства на замену окон в школе в сумме 216,6 тысяч гривен и на текущие ремонты – 12,4 тысячи…
После этого Лилия С. начала писать во все инстанции и получать оттуда ответы. В полиции ответили, что состава криминала нет, так как взносы собирали сами родители. Специально созданная комиссия управления образования горсовета тоже никаких нарушений не обнаружила. Это подтвердили и ответы из областной гос.администрации, департамент образования также проводил служебное расследование. Из администрации ответили, что факт вымогательства не подтвержден, а благотворительные взносы собираются по решению родительского комитета его представителями. Но как же запрет на благотворительные взносы?..
Логично было бы, если бы иск в суд подала именно С., как лицо, имеющее претензии, но вышло наоборот – на неё саму подала иск учительница сына. Почему? Мы решили выслушать её позицию, но Оксана Ж. от встречи отказалась, мотивируя это тем, что любая публикация, по ее мнению, до решения суда будет выглядеть, как распространение ложной информации. А вот директор учебного заведения откликнулся сразу и предоставил огромную папку документов (сколько же времени ушло на их написание!), собранных по этому делу, и рассказал свою версию происходящего.
– Если сегодня мы не отстоим честь нашего учителя, то ее, равно, как и других учителей, будут топтать и дальше, – говорит директор школы. – Оксана Ж.– один из авторитетнейших преподавателей нашего учебного заведения, лауреат премии «Учитель года», имеет огромный стаж работы. То, что на ее странице в соц.сети были фотографии, которые кому-то могли показаться аморальными, так это ее личное дело и, кстати, она их уже удалила. Заявления С. о том, что Ж. растлевает детей – это вымысел.
Чтобы не провоцировать конфликта, Ж. ушла с должности классного руководителя и теперь вообще не преподает в этом классе, но С. и этого мало – она хочет унизить преподавателя. Поэтому она пишет заявления во все инстанции, вплоть до Президента, Верховной Рады, Министерства образования.
– Наш коллектив, в свою очередь, тоже написал письмо-обращение за подписью 59 учителей с требованием защитить нашего преподавателя, – продолжает директор. – А Оксана Ж. подала исковое заявление в суд о защите чести и достоинства. Я сам лично, если потребуется, буду выступать свидетелем в суде. В то же время я готов к диалогу, который может примирить конфликтующие стороны и поставить точку в этой истории
Есть еще и другие комментарии очевидцев событий, которые не хотят быть названными в прессе. «Взносы или поборы (называйте это, как хотите) со стороны родительских комитетов, которыми понукают учителя, – обычное явление и собираются регулярно, – говорит мать старшеклассника Виктора, – просто никто не может выступить против, все боятся, так как их детям здесь еще учиться и нет желания портить отношения с педагогами и родительским коллективом». Точка зрения другой матери: «Никто из преподавателей на детей и их родителей не “наезжает”, но сегодня у учеников и родителей слишком много демократии, пользуясь которой они “садятся на голову” и терроризируют учителей по любым пустякам» …
Такая вот история. На данный момент в ней, кроме горы документов, справок, жалоб, мы наблюдаем испорченные нервы, испорченные взаимоотношения, которые так или иначе отражаются на учебном процессе. Как разрешится конфликт – не знает никто. Суд может длиться долго, на “мировую” никто идти не желает, мало того, С. уже готовит несколько встречных исков.
Кому не позавидуешь в этой истории, так это молодому директору, только в июле этого года приступившему к обязанностям, – ему предстоит серьезный экзамен по разбору подобных конфликтов. Мы, со своей стороны, будем следить за развитием событий, а если что-либо подобное случится в вашей школе – обращайтесь, будем, как говорится, “сигнализировать”.
P.S. Вот на этой строчке и была поставлена точка в статье, но когда публикация была готова к печати, по просьбе Лилии мы предоставили ей текст для ознакомления (кстати, изначально автор предупредил С., что в материале будут выражены позиции обеих сторон), и началась другая история. Сначала С. потребовала убрать из статьи несколько фраз, на ее взгляд, неправильных по отношению к ней. А потом, видимо, вчитавшись повнимательней, прислала автору СМС такого содержания: «Моё имя в статью не вписывать (накануне С. говорила, что выступает открыто и готова к критике. – Авт.). Я категорически запрещаю. Факты излагаются не по тому сценарию. А значит, не совсем правдиво. Все, что в статье не будет иметь подтверждения, я оспорю в суде. Я не даю разрешения от меня что-то публиковать”. Как видим, сначала С. была готова к открытому диалогу, но, когда увидела критику в свой адрес и что “игра” пошла не по ее плану, пошла на попятную. Впрочем, пусть читатель сам расставит акценты и сделает выводы…
Сергей Гавриленко
Два простых вопроса, с очевидными ответами! (и никаких чертей с поломанными ногами).
1.Получение среднего образования в стране обитания – платное или нет?
2.Справка лечебного заведения о состоянии здоровья ученика, в этом “нынешнем миру”, что нибудь значит?(ежегодные обязательные медосвидетельствования).
И, куда простите, исчезает первопричина возникновения и развития конфликта…
Мне нравится! 0