Разрешить нельзя запретить
Месяц назад Верховная Рада попыталась рассмотреть законопроект, который ввел в ступор полумиллионную армию наших сограждан, ездящих на нерастаможенyых автомобилях. Попытка закончилась массовыми протестами, потасовками с полицией, сожжением автомобилей и…снятием вопроса с повестки дня Парламента. Закон не приняли (Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики отклонил все восемь автомобильных законопроектов), но вопросы остались. Многие «бляхеры», опасаясь огромных штрафов, поставили автомобили на прикол. Так можно ездить на «бляхах» или нет? – спрашивают они. Сразу ответим: можно, но … осторожно. Полиция пообещала не трогать авто на еврономерах до принятия соответствующего закона.
Руководитель александрийского отделения общественной организации «Авто Евро Сила» Денис Кулида говорит: «Если сотрудник полиции предъявит вам претензии по поводу номеров (если, конечно, вы не нарушаете законов и это не касается нарушений ПДД), то предъявите ему этот документ-меморандум, опубликованный на официальном сайте МВД:
«МВС та громадська організація «Автоєвросила» досягли компромісу у питаннях розмитнення авто. 20 грудня 2019 року відбулася нарада за участю Прем’єр-міністра Олексія Гончарука, міністра внутрішніх справ Арсена Авакова, мі- ністра інфраструктури Владислава Криклія, голови громадської організації «Автоєвросила» Олега Ярошевича та представників поліції.
Учасники громадської організації «Автоєвросила» влаштували акцію під стінами Уряду з проханням розглянути два законопроекти – Проект Закону про внесення змін до Податкового кодексу України щодо спрощення умов ввезення на митну територію України транспортних засобів та приведення умов оподаткування до загального режиму акцизних зборів Європейського Союзу № 2342 та Проект Закону про внесення змін до Митного кодексу України щодо тимчасового зупинення застосування штрафних санкцій за порушення порядку ввезення транспортних засобів на митну тери- торію України №2345.
Кабінет Міністрів пообіцяв розглянути ці два законопроекти відразу на першому засіданні у новому році – 14 січня. А після засідання Уряду це питання протягом місяця врегулюється у Верховній Раді.
Завдяки прийняттю цих двох законів, власники автомобілів на європейських номерах зможуть законним шляхом та доступно розмитнити та перереєструвати авто.
До прийняття нових законів поліція накладати штрафи НЕ БУДЕ».
По сей день никаких законов Верховная Рада не приняла, а значит действие меморандума в силе. Сейчас с руководством страны идет переговорный процесс. С нами общаются и представители Парламента, и лично Президент. Думаю, компромисс будет найден. До этого времени никакие штрафы применяться не должны. В крайнем случае владелец такого авто может обратиться за помощью в нашу организацию. Для александрийцев мой номер телефона: 098-849-58-58».
В областной организации «Авто Евро Сила» рассказали, что за последний год еще не было случаев штрафования, были единичные конфликты с полицией, но после вмешательтва активистов все разошлись, как говорится, с миром.
В свою очередь начальник городского отдела полиции Владимир Хвостов сказал, что он не уполномочен давать разъяснения по данному вопросу: «Есть законодательные акты, в которых четко расписано, кто может ездить, кто – нет. Транзит, растаможка, сроки пребывания и т.д. Пусть поль- зователи авто на «бляхах» их читают».
А теперь к истории вопроса. Споры вокруг «бляхеров» точатся несколько лет (сегодня в Верховной Раде лежат аж 23 законопроекта, которые призваны решить эту проблему. В одних предлагается снизить стоимость растаможки, в других – полностью запретить ввоз этих авто).
Дело в том, что в Украине стоимость растаможивания существенно выше по сравнению с европейскими странами – это, якобы, сделано для защиты национального производителя. Но из десятка производителей легковых авто на сегодняшний день слышно лишь об украинской сборке Skodа. В начале 2000-х годов у нас изготавливалось ежегодно до 400 тыс. авто, в прошлом году… 6,7 тыс.
Так как купить новое авто в кредит всегда было дорого и сложно, желающих стать владельцем подержанного «европейца» с каждым
годом становилось все больше. Что интересно, на сегодняшний день точное количество авnо на «бляхах» не знает никто. По данным «Авто
Евро Сила» их в стране от 1 до 1,5 млн, по статистике ГФС – 750 тыс., из них 500 тыс. – с нарушениями таможенного режима.
Логика покупателей таких авто понятна: зачем покупать за $8 тыс. новый Lanos, если можно купить за $3 тыс. настоящую BMW с трехлитровым мотором и кожаным салоном! Тут все просто – дешевые подержанные авто украинцы покупают в Польше и Литве, сами или через посредников. А чтобы не платить налогов в Украине, не снимают машины с иностранной регистрации.
Иногда такие машины штрафовала полиция, некоторые водители выигрывали суды, но на массовые «репрессии» против евробляхеров до сих пор не решалась ни одна власть. В прошлом году руководство страны устроило владельцам машин на еврономерах “льготную акцию” – дало возможность растаможить машину со скидкой до 50% в течение первых трех месяцев.
Но в тот же день Рада приняла еще один закон – своеобразный кнут. Он предусматривал измене- ния в Таможенном кодексе и усиливал ответствен- ность за несвоевременное растаможивание авто. За нарушение предусматривался штраф в 170 тыс. грн или конфискация транспортного сред- ства. Срок «бляхерам» отвели до 23 мая 2019 го- да, потом продлили на три месяца, потом еще на три… Так все и «зависло» по сей день…
Какие аргументы против еврономеров? Противники “евроблях” утверждают, что в страну ввозится “металлолом”, на котором совершается множество ДТП, а виновников найти невозможно, так как машины не зарегистрированы и не стоят на учете. Защитники говорят, что таких аварий всего 5% от общего количества и что не против бы и зарегистрироваться, да вот официально регистрировать никто не хочет.
Второй момент. Если спорные машины узаконят, на рынке появится множество автомобилей по низкой цене. Машины подешевеют, а значит, продавцы зарегистрированных авто станут беднее. Третий. Из-за “евроблях” Украина недосчитывается налоговых поступлений в бюджет. Ну и, конечно, владельцев закон- но приобретенных авто “давит жаба” – мы платили по полной, а вы халявщики!
И вот в октябре этого года появилась информация о том, что владельцев авто на еврономерах начали штрафовать. Дело в том, что как раз в это время Кабинет Министров дополнил Положение о Национальной полиции подпунктами, позволяющими останавливать автомобили с иностранной регистрацией для проверки соблюдения правил таможенного ввоза. В них прописано, что штраф за управление “евробляхою” составит 8500 грн прямо на месте остановки. В случае повторного нарушения в течение года сумма штрафа возрастает до 17 000 грн, водительское удостоверение изымают на год, а машину отправляют на штрафплощадку.
Однако, как уже было сказано выше, пока что полиция не проявляет активности, а «бляхеры» прикрываются меморандумом, как охранной грамотой. Чем закончится эпопея – никто не знает.
– У меня нет возможности заработать на аналогичную машину с украинскими номера- ми, – рассказал корреспонденту «ОТ» александриец Сергей Нарым. – Но что будет, если завтра запретят “евробляхи”? Я часто общаюсь с такими же ребятами, и их тоже вся эта возня – “запретить-разрешить” – достала! Почему нельзя узаконить, урегулировать, разрулить этот вопрос? Я ничего ни у кого не украл, но почему должен жить в постоянном страхе, что меня оштрафуют или машину отберут?
Вот что я думаю по этому поводу: если начинать глубоко вникать в тему, то даже специалист может “ноги поломать” – акцизы, проценты, “кубики”, таможенные ставки. Это все нужно забыть. Логика должна быть простой: людям хорошо, а государству выгодно»…
С. Петренко
Залишити відповідь