Про Ивана Фомича
«Иван Фомич купил «Москвич» и поменял на авторучку» (в другом варианте – на «Жигулич»), – дразнились дети. Были и другие дразнилки, их придумывали кто во что горазд, благо имя и отчество дают простор для фантазии, рифмы и «устного народного творчества». Знал ли он об этом? Наверняка знал. Но не обижался. Назови сейчас любому выпускнику школы № 15 70-х-90-х имя Иван Фомич – и на лице каждого, кто его помнит, заиграет улыбка, а в памяти всплывет образ колоритного, в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил, в неизменном берете.
Этот берет, кстати, до сих пор хранится в школьном музее вместе с пионерским барабаном, горном и знаменем, а рядом в тумбочке – папки с биографиями и фото старых учителей, которых уже мало кто помнит. В папке под названием «Учитель школы №15 Сасин Иван Фомич» – одни фотографии и удостоверение к медали «Ветерана труда», которую учитель получил в 1989 году. Ни автобиографии, как у других, ни вырезок газетных статей, ни воспоминаний коллег. Подготовили эту папку ученики 10 “Б”класса в 2000-2001 учебном году.
История не донесла до нас дат его рождения и ухода. Неизвестно, где он учился, в каком году пришел на работу в школу и что было до этого. По смутным воспоминаниям тех, кто его помнит, он появился в школе в военной форме (наверное сразу после службы в армии), и старшеклассницы млели от молодого учителя в галифе. Есть фотография – «Встреча через 20 лет», где Иван Фомич стоит среди выпускников школы 1959 года. Значит, в 50-х он уже работал учителем.
Иван Фомич преподавал рисование и черчение, в котором был асом. Строгого, но справедливого и с отличным чувством юмора учителя ученики не боялись, а просто обожали. Правки в чертежи он вносил только ручкой, безжалостно заставлял переделывать работу, но зато те, кому повезло у него учиться, черчение знали на отлично, что пригождалось им в дальнейшем. Позже, когда черчение как предмет исчезло из школьной программы, Иван Фомич стал учителем трудового обучения.
Добрый, в какой-то степени даже застенчивый, он очень любил свою работу и свою семью – жену, учительницу французского языка школы №6, и двоих сыновей. Возможно, именно жена придумала для него образ с беретом? Такой головной убор ассоциируется с художником и с Францией.
«Роль учителя-мужчины в школе трудно переоценить. Даже слово «педагог» мужского рода. Кто еще научит мальчишек мужскому отношению к жизни (и к девочкам в том числе)? – говорит выпускник школы №15 Андрей Турский. – В мое время в школе работали учителя Ю.Буслов, В.Эльбазов, А.Вишневецкий и И.Сасин. Иван Фомич научил нас держать в руках карандаш и делать чертежи, и когда я учился в Ленинградском высшем военно-морском училище, с черчением у меня никаких проблем не было. Интересный рассказчик, на его уроках всегда было весело, а плохих отметок он не ставил. Однажды мы с другом на спор нарисовали по «червонцу» и показали Ивану Фомичу: чей лучше? Он посмотрел и сказал: «Я бы поучаствовал в вашем споре, но боюсь – посадят». Он был нормальным мужиком. Учил ребят быть мужчинами, уважать девочек, вносил лепту мужского поведения в школьную жизнь. Давал то, что должен дать школе мужчина-педагог».
А «Москвич», кстати, Иван Фомич так и не купил. Семья жила скромно, на зарплату двоих учителей. И когда получила 4-комнатную квартиру, оказалось, что обставить ее нечем. Наград у него тоже не было – коллеги говорят, не за что было награждать человека, который просто делал свою работу. К тому же, за дисциплиной на уроках следил не очень, выслуживаться не умел, выскочкой не был, в то, чем жил женский педагогический коллектив, не вникал. Но, наверное, лучшая награда для учителя – это любовь учеников и их добрая память о нем. Приезжая в город своего детства, выпускники школы обязательно приходили к Ивану Фомичу – поговорить по душам, посоветоваться, посмеяться, посидеть по-дружески. Уверена – они все до сих пор помнят, как делать, подписывать и читать чертежи, чем отличаются и для чего предназначены простые карандаши Т, М, ТМ, 2Т.
Елена Карпачева
Берет, тех времён, это ещё и молодой Фидель Кастро, Кубинская революция, Че Гевара… Свобода!
Интернационализм владел в те времена людьми, молодежью…
в отличие от нынешнего пещерного…
… и “Свобода” подразумевала
– освобождение от гнета колониального, от гнета эксплуатации человека человеком!
Мне нравится! 0